Автор: Васильева Лариса Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом №27
Населённый пункт: Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: Травля в детском коллективе: что делать
Раздел: полное образование
Травля в детском коллективе: что делать
Изгои, дети, с которыми никто не общается, были всегда. Детский
коллектив нестабилен, наполнен противоречиями и часто жестокостью. Где-
то
конфликты
способны
разрешить
сами
школьники,
где-то
этому
способствуют родители и учителя, а в каких-то случаях не обойтись без
помощи психолога.
Я являюсь психологом
в службе
по профилактике социального
сиротства. В последнее время проблема буллинга в школе стала очень
актуальной. Всё чаще родители обращаются ко мне именно с этой
проблемой, а также по вопросам взаимоотношений со сверстниками и
учителями.
Что такое буллинг?
Буллинг (от
англ. bullying –
запугивание,
физический
и/или
психологический
террор
в
отношении
ребенка
со
стороны
группы
одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или
психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя
физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации
человеку.
Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят,
портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов
и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты
дружишь с ней — мы с тобой не друзья»). Также могут использоваться
сексуально
окрашенные
комментарии
и
жесты,
угрозы,
расистские
прозвища.
Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики
косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу.
Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они
же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и
портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как
девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и
жестов. С распространением интернета появилась новая форма травли —
кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС,
электронной почты, социальных сетей и так далее.
С
каждым
годом
явление
буллинга
становится
все
более
распространенным. Как узнать, что ребенок стал жертвой школьного
буллинга?
При любой возможности он старается не пойти в школу или
возвращается оттуда в подавленном состоянии.
Стал обидчивым, раздражительным или агрессивным без очевидных
причин.
На фоне замкнутости часто возникают недомогания – от кишечных
симптомов до температуры при отсутствии серьёзного заболевания.
У него нет друзей в классе, он практически не говорит о событиях в
школе.
Болезненно реагирует на разговоры о «дедовщине».
Советы подростку, оказавшемуся жертвой буллинга:
Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно
расскажите
об
этом
взрослому:
родителям,
учителю,
старшему
товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение
взрослого человека, попавшего в беду.
Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том,
что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на
один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших
обидчиков и сможет вас защитить.
Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки,
видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их
как доказательства совершаемого кибербуллинга.
Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не
считайте себя виноватыми.
Как НЕ НАДО делать
Агрессивно спорить или отвечать тем же;
Угрожать буллеру;
Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.
Как НАДО делать
спокойно пожать плечами и улыбнуться;
Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
Разрешить так думать («Это твоё мнение»).
Что делать родителям, если ребенок подвергся травле
1. Успокойтесь и займите конструктивную позицию
а) Не поддавайтесь паническим настроениям, осознайте мысли - ловушки и
проработайте их
• «Это ужасно, ничего нельзя сделать!»
• «Виновата школа, нужно немедленно забирать из нее ребенка!»
• «Я так и знал(а), что его начнут травить из-за его … (подставить
прилагательное) характера»
б)
Настройтесь
на
разговор
с
ребенком:
ведите
себя
спокойно,
сосредоточенно, не проявляйте никакого возбуждения или раздражения,
родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность – это
признаки слабости. Старайтесь не поучать ребенка, это еще больше подорвет
его самооценку
в) Настройтесь на то, что у данной проблемы обязательно есть хорошее
решение, что вместе вы справитесь. Эта уверенность передастся вашему
ребенку
2. Не совершайте типичных ошибок
• Не пытайтесь поговорить с родителями буллеров;
• Не пытайтесь поговорить с самими буллерами;
• Не говорите с учителем или директором в присутствии вашего ребенка;
• Не приходите в школу тогда, когда кто-то из класса может вас заметить и
тем более не устраивайте сцен на глазах у всего класса;
• Никогда не советуйте своему ребенку решать проблему с помощью
ответного насилия;
• Не советуйте своему ребенку откупаться от буллеров с помощью денег,
сладостей или подарков, ни в коем случае не давайте ему денег на это.
• Не давайте советов типа: «Попробуй с ним подружиться, ты ему нравишься,
он просто не знает, как это правильно выразить!» (в случае с буллингом это
не так!)
• И самое главное: Никогда не обвиняйте своего ребенка в том, что он стал
жертвой буллинга!
3. Побеседуйте с ребенком так, чтобы ему это помогло
• Внимательно выслушайте и поддержите ребенка, дайте ему понять и
почувствовать, что вы на его стороне, что вы не оставите его один на один с
этой проблемой.
•
Расскажите
ему
про
буллинг
и
помогите
найти
дополнительную
информацию. (Скажите, что проблема не в нем, что он не виноват.
Разъясните, что такое буллинг,донесите, что он не единственная жертва, что
жертвой может стать каждый. Что поведение буллеров неприемлемо и ему
нет никакого оправдания).
• Вместе спланируйте, что можно сделать, ведь ребенок знает ситуацию в
школе гораздо лучше, чем вы! Например, вместе проясните, в каких местах
происходят нападки, и обсудите, как он может избежать этих мест. Если
избежать их невозможно, подумайте, как можно сделать так, чтобы он
оказывался в этих местах вместе с кем-то из знакомых людей. Вместе
обсудите дальнейшие шаги. Скажите ему, что вы пойдете в школу для
разбирательства.
4. Используйте практические приемы помощи ребенку
1) Научите обходиться с гневом Каждый имеет право на гнев. Гнев возникает,
когда кто-то обращается с тобой несправедливо. Важно чувствовать гнев, а
не подавлять его, пытаясь оправдать обидчиков или угодить им. Злиться
полезно, т.к. такие чувства придают нам силы для действий. Нужно
направить энергию гнева в конструктивное русло – подумать, что можно
сделать, чтобы прекратить травлю. Однако отвечать насилием на насилие
неприемлемо.
2) В разговоре с ребенком вам помогут следующие важные утверждения:
• «Крутой не значит сильный!»
• «Гневаться в такой ситуации – это нормально!»
• «По-настоящему сильные не самоутверждаются, унижая других»
3) Помогайте укрепить уверенность в себе, поднять самооценку
5. Подготовьтесь к визиту в школу и осуществите его
1) Тщательно подготовьте визит: не приходите без предварительного звонка,
на перемене, не появляйтесь в поле зрения класса. Встреча должна пройти
после уроков, о ней не должны знать другие ученики.
2) Приходите в школу одни или возьмите с собой свидетелей. Даже если в
школе потребуют, чтобы вы пришли на первый разговор вместе с ребенком,
не делайте этого. Вашему ребенку не нужны дополнительные негативные
эмоции и чувство стыда.
Учителя нередко склонны к тому, чтобы обвинять в травле саму жертву:
«Пусть он сам на себя посмотрит!» «В ссоре всегда виноваты две стороны …»
3) Начните с классного руководителя. Если он не готов к оказанию помощи,
обратитесь к тому, кто занимается в школе проблемными ситуациями:
социальному
педагогу,
школьному
психологу
или
замдиректора
по
воспитательной работе.
4) Четко обозначьте свое видение ситуации, которую определите, как
буллинг. Заявите об однозначной недопустимости травли. Учитель может с
вами не согласиться, может начать обвинять вашего ребенка, оправдывать
обидчиков и снижать значимость проблемы («это переходный возраст, ну
что вы хотите»). Настаивайте на своей позиции и аргументируйте. Заявите об
однозначной недопустимости травли.
5) Когда консенсус достигнут и все понимают, что речь идет о именно
буллинге, не принимайте уклончивых ответов и обещаний. Настаивайте на
действенном участии школы в прекращении травли.
а) Найдите общие с учителем цели, про которые можно сказать «мы с Вами».
б) Спросите, какими средствами учитель собирается решать проблему
травли. Если учитель этого не знает (что и происходит чаще всего), дайте
понять, что вы не обвиняете его и не требуете «уже уметь справляться с
буллингом», но точно требуете научиться это делать.
в) Постарайтесь договориться с учителем о том, что ваш ребенок сможет
обратиться к нему в случае новых действий травли: рассказать о них и
попросить о помощи.
6).
Сообщите,
что
вы
будете
разговаривать
с
директором
школы.
Обязательно выходите с этой проблемой на более высокий уровень, не
откладывая. Учтите, что каждый новый день в школе, где продолжается
травля – это новые риски и новые душевные раны для ребенка.
7). Во время разговора с учителем или директором ни в коем случае не
ругайте
школу,
а
вместе
ищите
решения.
Излагайте
только
факты
Обязательно договоритесь, чтобы вас информировали о том, как идут дела в
классе и как решается проблема.
8) Добивайтесь конкретного результата: прекращения буллинга. Ни учителя,
ни родители не должны успокаиваться после краткосрочных улучшений, а
должны оставаться последовательными в своих действиях до достижения
результата: прекращения буллинга.
9) Если проблема не решается на уровне школы, обращайтесь в управление
образования. Только в крайнем случае обращайтесь к юристам или в
полицию.
10) При необходимости обратитесь к психологу или психотерапевту, которые
смогут помочь вам и вашему ребенку проработать проблему на более
глубоком уровне.
Типичные ошибки родителей и учителей
Ошибка 1.
Разговор с родителями буллера
РЕЗУЛЬТАТ:
после небольшой паузы активность буллера возобновляется на все 100%.
Причины:
• Родители буллера начинают защищать своего ребенка вместе с его
агрессивным поведением.
• Родители буллера (строго и без особых разбирательств) наказывают своего
ребенка и тот на «примере» поведения родителей понимает, что наказание
является хорошим средством для достижения своих целей. Следующим
наказанным будет жертва буллера.
• Родителей буллера не интересуют ваши проблемы, и они обрушиваются на
вас и вашего ребенка с обвинениями и упреками.
Ошибка 2.
Разговор с буллером
Некоторые родители пытаются вызвать у буллера чувство сострадания к
жертве. Это бесполезно! Вместо этого у буллеров может возникнуть злость и
желание отомстить жертве. Если родители начинают угрожать буллеру, то
это вызывает у него еще более острую реакцию. Такими действиями они
добиваетесь лишь противоположного эффекта. Буллер интерпретирует
прямое вмешательство родителей как признак слабости жертвы, которая не
может защитить себя самостоятельно. Это только придает ему новых сил для
новых издевательств. Угрозы со стороны родителей могут привести к тому,
что буллер захочет отомстить жертве за то, что она «нажаловалась».
ОШИБКА УЧИТЕЛЯ:
Разговор с классом про конкретный случай буллинга
Первая реакция учителя «поговорить с классом», при этом прямо
указывая на буллера (буллеров) и жертву, никогда не приводит к улучшению
ситуации. Чаще всего ситуация остается без изменений, либо после
короткого периода улучшения буллинг только усиливается. Скорее всего
буллеры накажут жертву за то, что она наябедничала. Остальные ребята
сделают вывод, что и для них есть угроза быть выставленными перед
классом в качестве жертвы, и что в качестве буллеров они могут получить
желаемое внимание.
Учитель в таком разговоре может еще и пригрозить наказанием
буллерам или даже всему классу. И тогда, если до сих пор буллинг был
делом лишь части класса, то теперь весь класс будет настроен против жертвы
и захочет ее «наказать». Следствием таких действий учителя скорее всего
станет интенсификация нападок и еще большая изоляция жертвы, а не рост
понимания и уж тем более сопереживания жертве.
Альтернатива:
Систематическая работа с классом
ПРАВИЛО:
Обсуждение буллинга с классом в большинстве случаев надо
проводить так, чтобы не упоминать конкретных людей (буллеров и жертву).
Чаще всего (за исключением специфических методик работы с буллингом)
такое обсуждение не требуется! - Вместо этого нужна систематическая
работа с классом по профилактике буллинга.
Формы такой работы:
• Регулярное обсуждение текущих проблем, возникающих в классе, на
классных часах.
• Тематические занятия психолога с классом (ролевые игры, чтение и
обсуждение рассказов/историй или просмотр видео по соответствующей
тематике и т.д.)
• Специальные профилактические программы
ВАЖНО!
Буллинг – это огромная нагрузка для ребенка. Чем дольше он длится, тем
тревожнее и несчастнее становится ребенок. Со временем он начинает
воспринимать только то негативное, что с ними происходит, и думать, что
ВСЕ против него.
Помогите ребенку направить фокус внимания на позитивные вещи и события
в его жизни.
Укрепляйте самооценку и чувство собственной ценности ребенка.
Ведь только тогда, когда ребенок чувствует свою внутреннюю силу и
уверенность в себе, он может проявить эту силу и вовне. Самая хорошая
профилактическая программа против буллинга не принесет большой пользы,
если ребенок остается внутренне тревожным и неуверенным в себе. Все, что
делает ребенка внутренне сильнее, одновременно является лучшей защитой
от буллинга!