Автор: Лепёшкина Любовь Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №26
Населённый пункт: город Озёрск Челябинской области
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Конспект занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ».
Цель занятия: познакомить детей с понятием «звук», научить различать
речевые и неречевые звуки.
Задачи: Коррекционно-образовательная:
Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и
неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).
Коррекционно-развивающая:
Развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в подгруппе ,уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и
бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для
формирования речевого дыхания; наглядное пособие «Чашка».
Ход занятия.
Л: Здравствуйте ребята.
Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные
помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские
музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но
отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы.
Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик,
свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.
Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно
они издают разные звуки.
Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, что издавало звук.
Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа.
Например, звери и птицы. Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» (запись
голосов животных).
Л: Сейчас вы превратитесь в животных.
Я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая
мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает
голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает,
волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц
не похожи на речь человека. Эти звуки называются неречевые.
— Неречевые звуки издают предметы окружающего мира и животные, а мы с
вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки соединяются и получаются
слоги, слоги образуют слова. Подумайте, с помощью чего мы произносим
звуки? Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик
звуков.
Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим,
даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Игра «Какой звук?»
Логопед произносит разные речевые звуки и издает разные неречевые звуки
(режет бумагу, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, стучит
ногами). Дети с закрытыми глазами отвечают: речевой или неречевой звук
они услышали.
Игра «Звук заблудился»
Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не
подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук)
А. Шибаев
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку)
Посмотрите, как важен каждый звук в речи. Заменили один звук и получили
совершенно другое слово.
Физкультминутка:
Раз- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть-за стол тихонько сесть.
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить
звуки, нам нужен рот.
А чтобы слышать –уши.
Звуки мы произносим и слышим.
. Развитие фонематического слуха в слогах.
Л: А теперь поиграем в игру «Поймай звук» Я буду произносить звуки, а вы
хлопать в ладоши, когда услышите нужный: (М) п т д н о а с м р к ф о у м ц ч
м б в
Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все
этих словах: кошка, шуба мышь.
Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет
тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му,
сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-
па.
10.Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»
Л: Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»),
но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в
ладоши, если услышите правильное название. Л: Шашка, часка, жашка,
сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли
произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.
III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня
поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит
человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам
понравилось занятие? Занятие закончено.