Автор: Толстоухова Римма Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Система способов действий в предметной области «Русский язык» в 1 классе.
Раздел: начальное образование
Система способов действий в предметной области «Русский язык»
в 1 классе.
Тема моей работы «Система способов действий в предметной области «Русский
язык» в 1 классе и средства их контроля и оценки».
Почему я выбрала данную тему?
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной и ведущей
среди других видов детской деятельности. Учебная деятельность (УД) состоит из таких
компонентов, как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции. У детей,
приходящих в 1 класс, целостной её структуры, конечно, ещё нет. Она формируется
интенсивно в начальных классах. Основной задачей начальной школы является
формирование у детей умения учиться (УУ), то есть
формирование у детей
универсальных учебных действий (УУД). Определяется это как умение учить себя, то есть
расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Это
достигается при организации полноценной учебной деятельности (УД). Вот три ключевых
слова, которые определяют цель начального образования: УУ – УУД – УД. Как достичь
это? Для этого учителю нужно создать условия, чтобы дети систематически и
целенаправленно решали учебные задачи. А что такое учебная задача? Это цель, которая
возникает в определённых условиях её достижения. Какие условия?
1.
Незнание, неумение, затруднение, когда учащийся не может выполнить
задание, задачу. Старый способ не работает, не пригоден.
2.
Рефлексивные действия и операции, необходимые для решения задачи чего-то
не хватает, и ответить на вопросы: Почему имеющихся у меня средств и
способов действия недостаточно для решения этой задачи? Чего именно я не
знаю, не могу, не умею в данной ситуации? Это отделение известного от
неизвестного,
знание
о
собственном
незнании,
и
следовательно,
свою
ограниченность. Это оценка своих действий. Всё ли правильно сделал? Это
осознание того, что не хватает способа, средства решения задачи. Это
переживание своей несостоятельности.
3.
Есть разные мнения, разные точки зрения, разрыв, возникает проблемная
ситуация и появляется цель, учебная задача в виде вопроса.
Учитель, организуя детские действия, обеспечивает постановку перед детьми
учебной задачи. Дети её решают, овладевая при этом общими способами действий и
соответствующими научными понятиями. Всё это делается ради того, чтобы в ходе
решения каждой учебной задачи (УЗ) происходило изменение (прирост) в способностях
каждого ребёнка. Таким образом, каждая учебная задача – это такой шаг вперёд в
открытии
и
освоении
новых
способов
действий,
который
качественно
меняет
существующее понимание, мышление, способы действий ребёнка. Главная особенность
УЗ состоит в том, что при её решении школьник ищет и находит общий способ подхода ко
многим частным задачам
определённого класса, которые в последующем решаются
школьником как бы «с хода» и сразу правильно. Эти учебные действия являются
главными в
решении учебных задач и
составляют основу развития способностей
учащихся и формирования у них УУД. Нужно каждому учителю овладевать технологией
организации детских действий. В этом году приняла 1 класс и впервые работаю по
ФГОСу. Я выбрала данную тему как самую нужную, основную для формирования
полноценной учебной деятельности младших школьников. Эта тема является очень
актуальной при формировании умения учиться у младших школьников.
Но сначала нужно уточнить понятие «способы действий». Каждый предмет,
созданный людьми, представляет собой овеществлённый результат их деятельности. И
хотя «способ его употребления на нём не написан» (Д,Б,Эльконин), он кристаллизован в
форме этого предмета. Осваивая мир человеческой культуры, ребёнок должен не просто
столкнуться с предметом и исследовать его, как нечто незнакомое, особенное и
интересное, но открыть и освоить способ его употребления. Тогда данный предмет
выступит для него не только в функции объекта его познания, но и в функции средства
(орудия) его собственной деятельности. Орудия (средства) действий – это не только
орудия практической деятельности, такие как лопата, трактор, пылесос. Каждое
умственное действие также совершается с помощью определённого средства, имеющего
знаково-символическую природу. Понятия, зафиксированные в моделях, могут быть
орудиями мышления и понимания, схемы – орудиями запоминания, композиционное
видение – одно из средств восприятия художественных произведений и так далее. Важно,
что культурное человеческое действие совершается не по логике природного тела
человека,
а
по
логике
орудий
(средств),
а
человеческое
тело
подстраивается,
приноравливается к этой логике, следует ей.
Исходная форма, в которой усваивается понятие, - это определённый, осознанный
общий
способ
действия.
Фиксируя
в
обобщённой
форме
способ
действий
с
определёнными объектами, понятие служит предпосылкой умения решать широкий класс
задач относительно этих объектов. Таким образом, на этапе формирования основ
теоретического мышления и сознания дети должны открывать и осваивать общие способы
предметных действий. Освоенные в начальной школе общие способы позволят детям
перейти к другому этапу. Владеть общим способом действия – означает безошибочно
решать любую задачу из этого класса, понимая основания собственных действий, ощущая
границы применимости данного способа.
Так, какие же учебные действия существуют?
В течение сорокалетних исследований учебной деятельности представления о её
структуре и динамике менялись. В одной из последних основополагающих работ
В.В.Давыдов перечисляет действия, входящие в структуру учебной деятельности (УД).
Первым и основным учебным действием является преобразование условий задачи
школьником, не решаемой известными ему способами. Это действие направлено на поиск
и
обнаружение
общей
основы
частных
особенностей
всех
однородных
задач.
Осуществляется практический анализ ситуации, поиск каких-то новых свойств, связей,
отношений, особенностей, которые раньше не были замечены. Это можно сделать,
опираясь на предшествующие знания. Здесь важна их содержательность, широта,
обобщённость. Появляются гипотезы, которые нужно проверять. Другое учебное действие
– это моделирование в предметной, графической или знаковой форме уже выделенного
отношения в решаемой УЗ. При этом не всякое изображение того или иного материала
можно назвать моделью, а лишь такое, которое фиксирует некоторое общее отношение
условий решаемой УЗ. Такая модель становится фиксацией и носителем предположения о
предмете, о его свойствах, связях. Если гипотеза подтвердилась, то это может быть найден
способ, с помощью которого можно действовать с предметом и обосновать свои действия.
Третье учебное действие состоит в преобразовании самой модели с целью тщательного
изучения свойств выделенного в ней общего отношения. Потому что нет достаточных
оснований сказать, что этот способ будет пригоден для других задач. Изменятся условия,
то сработает ли этот способ, нет уверенности в том, что найден общий принцип решения
целой серии задач или решения частной задачи. Четвёртое – конкретизация этого
отношения в системе различных частных задач,
однородных с УЗ. Идёт проверка
годности найденного способа в решении серии частных задач. Если этот способ годится,
то можно сказать, что найден принцип общего способа действий. Нужно оценить
проделанную работу. В составе учебных действий есть такие действия как Контроль и
Оценка. Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение учебных действий, а
оценка позволяет ему определить, усвоен или не усвоен и в какой степени общий способ
решения данной УЗ. Наборы операций, образующих каждое действие, меняются в
зависимости от условий решения задачи. Не любое действие, совершаемое человеком,
«видимо» внешнему наблюдателю. А значит, какие-то из учебных действий могут
происходить развёрнуто, длительно, «наблюдаемо», а другие – свёрнуто, быстро, иногда
почти мгновенно, «в уме». Первоначально, в 1 классе, УД как любая другая деятельность,
которая начинает осваиваться ребёнком, носит совместно-распределённый характер. А это
означает, что какое-то действие в своей исполнительной части может выполняться одним
из участников, а другие в это время будут только отслеживать (контролировать) ход его
выполнения. Кроме того, активность всех детей класса разворачивается не синхронно (не
одновременно). Один уже сообразил – произвёл мысленный анализ, а другой ещё не
сделал этого шага. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в одном и том же моменте
урока нередко проявляется сразу несколько учебных действий.
Дальше в таблице показала темы, способы действий, которыми должны овладеть
первоклассники на уроках «Обучения грамоте» и их моделирование.
Тема
Способы действий
учащегося
Моделирование
Формирование первоначальных представлений о слове.
Предмет и слово
Всё, что мы видим, трогаем,
совершаем действия с ними
– это предметы, а слова
можно
говорить,
писать,
слушать.
Слова как названия предметов.
Слова
нужны,
чтобы
называть
Слова, называющие предметы.
Слова отвечают на вопросы
Что это? Кто это?
слова, называющие действия
Слова отвечают на вопрос
Что делает?
Слова, называющие признаки
Слова отвечают на вопросы:
Какой? Какая? Какое?
Набор слов и предложение
Способ
вставки
слова:
между
двумя
любыми
словами
в
предложении
можно вставить ещё одно
слово.
Служебные слова
Ничего
не
называет,
но
помогает словам-названиям.
Звуковой анализ слова.
Звуки речи как «строительный
материал» языка
Звуки природы (стук, трель,
гум, жужжение…) и звуки
речи.
Способ
протяжного
выговаривания
(интонирование)
Слог
как
минимальная
произносимая единица
Способ
начёта
ударов
подбородка о ладонь
Гласные и согласные звуки
Наблюдение
за
работой
органов
речи
и
выхода
воздуха с препятствием и
без.
Деление слов на слоги.
Способ деления на слоги:
сколько раз открываем рот,
столько слогов.
Сколько гласных, столько
слогов.
. .
Ударение.
Способ
перестановки
ударения в слове;
. .
Звонкие
и
глухие
согласные
звуки.
Наличие
или
отсутствие
звука
в
голосе
при
одинаковом
произнесении
(«звенит в ушах», «шумит во
рту»)
.
Твёрдые
и
мягкие
согласные
звуки,
Способ
произношения
звуков
в
слове
мягко
и
твёрдо и их сравнение.
Формирование действий чтения и письма.
Буква как знак звука.
Звуки говорим и слышим,
буквы пишем и читаем.
Введение букв как знаков для
гласных и согласных звуков
Способ обозначения звуков
на
письме
–
правила
графики.
М
М
М
Обозначение твёрдости-мягкости
согласных
с
помощью
букв
гласных звуков.
Слоговой способ чтения и
письма.
Чтение: в слове до чтения
отмечаются гласные буквы,
выделяются
слоги
как
единички,
которые
остаются
целыми
при
чтении.
В
первый
раз
М А - чтение
͝
а
о
у
ы
э
я
ё
ю
и
е
читают
по
слогам.
Во
второй раз – орфоэпически,
выделяя ударный слог. При
этом
ориентируются
на
следующую
за
согласной
гласную
букву,
выясняя,
знаком
твёрдости
или
мягкости
согласного
она
является.
Письмо:
послоговая
диктовка, одновременно с
его проговариванием. При
этом
ориентироваться
на
качество согласного звука.
М А - письмо
Представление об орфограмме
Орфограмма
–
это
такое
место в записи слова, где
при
одном
и
том
же
произношении
(звучании)
возможны разные буквы.
Подчёркивание орфограмм
как обязательная операция
контроля.
Перенос слов.
Способ переноса по слогам,
не оставляя одну букву на
строке.
Алгоритм записи высказывания.
͜
H
У Вани кролики.
Начало формирования орфографического действия.
Обозначение мягкости согласных
звуков с помощью буквы Ь.
Позиционный
способ
обозначения
звуков
буквами.
.
Ь Ь
Обозначение звука Й с помощью
буквы Й
Й
.
Й
Й
Й
Обозначение звука Й с помощью
букв Я,Е,Ё,Ю.
Й
Я,Ю,Е,Ё
Обозначение
звука
[Й']
с
помощью разделительных Ь, Ъ
Й
ЬЯ,ЬЕ,ЬЮ,ЬЁ,ЬИ
Работа гласных букв.
Позиционный
способ
обозначения
звуков
буквами на основе работы
гласных букв.
А,У,Э,О,И
Я,Ю,Е,Ё,Ы
Обозначение
гласных
звуков
после букв Ж и Ш. Орфограмма
ЖИ-ШИ.
ЖЫ
ШЫ
ЖЭ
ШЭ
ЖИ ШИ ЖЕ ШЕ
Обозначение
гласных
звуков
после букв Ч и Щ. Орфограмма
ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ..
Ч
А
Щ
А
Ч
У
Щ
У
ЧА ЩА ЧУ ЩУ
Правописание сочетаний ЧК, ЧН,
ЧТ, ЩН.
Ч
К
Ч
Н
Ч
Т
Щ
Н
ЧК ЧН ЧТ ЩН
Обозначение
гласных
звуков
после Ц. Выбор букв И,Ы после
Ц.
ЦЫ
ЦЭ
ЦИ… ЦЫ… …ЦЫ ЦЕ
(5 слов)
Обобщение способов чтения.
Способ смыслового чтения:
синтагматическое
(тактовое) ударение;
Списывание.
Способ
письма
по
заданному образцу:
1.Прочитать предложение.
2.Повторить,
не
глядя
в
текст.
3.Подчеркнуть
орфограммы.
4.Прочитать
предложение
так, как оно написано.
5.Повторить,
не
глядя
в
текст.
6.Записать, диктуя себе так,
как
проговаривал
предложение.
7.Проверить написанное:
-прочитывая
слово
за
словом, отмечая дужками
слоги;
-подчеркнуть орфограммы в
написанном;
-Сверить
каждую
орфограмму
с
исходным
текстом.
Таким образом, правильная организация УД состоит в том, что учитель, опираясь
на потребность и готовность школьников к овладению теоретическими знаниями, умеет
ставить перед ним на определённом материале УЗ, решаемую рассмотренными выше
действиями. Иными словами, дети прослеживают посредством действий условия
происхождения тех или иных понятий и выходят на общие способы действий. Овладение
учебными
действиями
и
общими
способами,
с
помощью
которых
решаются
соответствующие задачи, формирует у ребёнка умения учиться. Именно желание и
умение учиться характеризует младшего школьника как субъекта УД, обладающего
вместе
с
тем
такими
важными
личными
качествами,
как
самостоятельность,
инициативность, ответственность и т.д.