Автор: Дедова Ольга Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ МО "Детский сад №230"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в воспитательном процессе – как средство социализации детей с ОВЗ в ДОО.
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в воспитательном процессе – как средство
социализации детей с ОВЗ в ДОО.
За последние годы значительно усложнился контингент детей, поступающих
в коррекционные группы детского дошкольного учреждения. Это дети со
сложной структурой дефекта, с различными синдромами развития: РДА,
гипердинамический синдром, эписиндром, ДЦП в различной степени
проявления и другими соматическими и психологическими нарушениями
здоровья. Что бы обеспечить нужды всех детей, независимо от сложности их
дефекта, обеспечить индивидуальную и личностно-ориентированную
направленность необходим пересмотр коррекционно-развивающего процесса.
Сегодня многие педагоги, и я в том числе, стараются усовершенствовать
воспитательный и образовательный процесс, привить воспитанникам
общепринятые нормы поведения в социуме, а так же повысить мотивацию
детей с ОВЗ к обучению, с помощью использования компьютерных
технологий.
Включение компьютерных технологий в воспитательный
процесс позволяет организовать разные формы познавательной деятельности
на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников.
Как показала практика, используя ИКТ, можно эффективнее организовать
весь учебно-воспитательный процесс, а так же найти более быстрый
личностно-ориентированный подход к ребенку.
С помощью ИКТ появилась возможность визуализировать материал,
«оживить» его, совершать путешествия, представить наглядно те явления,
которые невозможно продемонстрировать на демонстрационно-печатном
материале.
Непосредственно образовательная деятельность и коррекционно-
развивающие занятия с использованием мультимедиа более интересны детям
из-за своей наглядности и привлекательности, представленный материал
воспринимается более психоэмоционально детьми с ОВЗ.
Используя мультимедийные презентации, мы имеем возможность видеть
реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию,
это необходимо в работе с детьми с ОВЗ.
Используя ИКТ в коррекционной работе, происходит стимуляция развития
каждого ребенка в соответствии с его возможностями, создаются
благоприятные условия для включения проблемного ребенка в активный
познавательный процесс. Включая в работу ИКТ, мы привлекаем и
удерживаем внимание детей, создаем положительный эмоциональный
настрой, вызываем живой интерес к себе и происходящему.
При использовании мультимедийных технологий, знания приобретаются по
разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше
усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Игровая мотивация
естественным образом переходит в учебную. Звук, движение, цвет на экране
– это то, что наиболее долго удерживает внимание ребенка, делает процесс
обучения более осознанным.
Самый распространенный вид использования мультимедийных технологий
это презентации.
Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в
максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Каждый педагог
создаёт свою видеотеку для использования в непосредственной
образовательной деятельности, помещая в неё презентации, как созданные
самостоятельно, так и презентации, созданные другими педагогами, взятыми
из интернета. Мною разработаны следующие презентации к НОД: «День
Победы», «День Космонавтики», «Труд людей весной» «Животные и птицы
весной», «Правила поведения в общественном транспорте», «Правила
поведения в поликлинике»
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются
эффективным техническим средством, при помощи которого можно
значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать
индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов
воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую
личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Список используемой литературы:
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу //
Информатика и образование. – 2000. – № 8
3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические
проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994