Автор: Туманова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ д/с №12
Населённый пункт: город Фурманов, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №12 «Аленка»
Познавательно – исследовательская
Деятельность с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Туманова И. А.
Вторая младшая группа
2021 год
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
1 Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать
все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность
- желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому
очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым
процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного,
нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка
должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с
детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на
свет с врожденной
познавательной направленностью, помогающей ему
адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно
познавательная направленность перерастает в познавательную активность –
состояние
внутренней
готовности
к
познавательно-исследовательской
деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных
на получение новых впечатлений об окружающем мире.
2
Задачи
исследовательской
деятельности
и
экспериментирования
специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе
с педагогом);
формирование
начальных
предпосылок
поисковой
деятельности
(практические опыты).
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы,
я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через
все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так
как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует
на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую
деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с
детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю что да. Для младшего
дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит
вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы,
стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются
над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему
мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д.
Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее
пониманию.
3 Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в
группе,
я
постаралась
создать
соответствующую
предметно-
пространственную
среду,
в
которой
главное
место
отвела
центру
экспериментирования «Песок-Вода»
4... Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. В
процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые
предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет.
С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно
«покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из
сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно,
водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко.
Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить
растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми
картины, ухаживаем за растениями.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает,
смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие
признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. Их
формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов
слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр
цветов,
геометрические
формы);
тактильных
(представления
о
таких
свойствах,
как
горячий
-
холодный,
мягкий
-
твердый,
гладкий
-
шершавый);обонятельных.
Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи,
закономерности в окружающем мире.
Вывод: В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны,
любопытны,
появился
интерес
к
экспериментированию,
расширился
кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в
общении. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и
сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски
дошкольников
способствуют
повышению
у
детей
уровня
культуры
мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных
качеств ребенка.