Напоминание

Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста


Автор: Туманова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ д/с №12
Населённый пункт: город Фурманов, Ивановская область
Наименование материала: статья
Тема: Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №12 «Аленка»

Познавательно – исследовательская

Деятельность с детьми дошкольного возраста

Воспитатель: Туманова И. А.

Вторая младшая группа

2021 год

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н.С. Лейтес

1 Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать

все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность

- желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому

очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым

процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного,

нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка

должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с

детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на

свет с врожденной

познавательной направленностью, помогающей ему

адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно

познавательная направленность перерастает в познавательную активность –

состояние

внутренней

готовности

к

познавательно-исследовательской

деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных

на получение новых впечатлений об окружающем мире.

2

Задачи

исследовательской

деятельности

и

экспериментирования

специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе

с педагогом);

формирование

начальных

предпосылок

поисковой

деятельности

(практические опыты).

Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы,

я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через

все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так

как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует

на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую

деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с

детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю что да. Для младшего

дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит

вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы,

стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются

над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему

мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д.

Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее

пониманию.

3 Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в

группе,

я

постаралась

создать

соответствующую

предметно-

пространственную

среду,

в

которой

главное

место

отвела

центру

экспериментирования «Песок-Вода»

4... Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. В

процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые

предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет.

С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно

«покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из

сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно,

водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко.

Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить

растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми

картины, ухаживаем за растениями.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает,

смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие

признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. Их

формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов

слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр

цветов,

геометрические

формы);

тактильных

(представления

о

таких

свойствах,

как

горячий

-

холодный,

мягкий

-

твердый,

гладкий

-

шершавый);обонятельных.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи,

закономерности в окружающем мире.

Вывод: В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны,

любопытны,

появился

интерес

к

экспериментированию,

расширился

кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в

общении. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и

сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски

дошкольников

способствуют

повышению

у

детей

уровня

культуры

мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных

качеств ребенка.



В раздел образования