Напоминание

Перспективный план математика ФГОС


Автор: Рижко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, НАДЫМСКИЙ РАЙОН, п. ПРАВОХЕТТИНСКИЙ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективный план математика ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективные планы по математике подготовительная группа

Перспективное планирование по ФЭМП- Составила: Рижко С.Г.

Тема занятия

Программные задачи:

сентябрь

1-1

Повторение.

Повторить прямой счет в

пределах 10; закрепить знания

детей о цифрах, названия

геометрических фигур;

развивать внимание, логическое

мышление. Фланелеграф, набор

цифр, карточка – схема.

2

Количество и счет: числа и цифры от1 до 10;

математические знаки; работа со счетными

палочками. Геометрические фигуры: квадрат,

прямоугольник

Закреплять: знания о числах от 1

до 10, умение их писать;

устанавливать соответствие

между количеством предметов и

цифрой.

Учить: рисовать квадрат и

прямоугольник в тетради;

формулировать учебную задачу

(17)

3

Количество и счет: математические знаки.

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка

в пространстве:

ориентировка на

листе бумаги.

Закреплять: знание

математических знаков, умение

их писать; сравнивать величину

предметов, записывать результат

сравнения.

Учить: составлять

арифметические задачи и

записывать их решение,

пользоваться знаками,

ориентироваться на листе бумаги

(20)

4-(2)

Двоичный код.

Освоение умения понимать

двоичный код и позитивный

принцип записи чисел. Закрепить

знания детей о цифрах, что

количество предметов не зависит

от того, где они находятся и как

их считать: справа налево или

слева направо (направление

счета).

5

Счет по образцу и названному числу,

независимость числа от пространственного

расположения предметов. Сравнение

предметов с фигурами. Части суток.

6- (3)

Части суток.

Учить находить признаки

отличия одной группы предметов

Понятие «строка», «столбик» в тетради.

от другой. Познакомить с

понятием «строчка», «столбик».

Дать понятие, что утро, день,

вечер, ночь составляют сутки.

Закрепить знания о

последовательности частей суток.

7

Знаки =, <, >,+,-, соотнесение цифры и

количества предметов, составление числа

шесть из двух меньших. Треугольник,

трапеция

Закреплять пользоваться знаками

и различать их. Учить соотносить

цифры и количество предметов.

Знакомить: составление числа из

двух меньших.

8-(6)

Математические знаки +, -, =, <, >.

Учить находить признаки

отличия одной группы предметов

от другой. Закрепить знания о

знаках +, -, =. Дать понятие –

начало (точка) отчета, что

понедельник не всегда бывает

первый

октябрь

9

Количество и счет: соотнесение количества

предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка во времени:

ознакомление с

часами.

Закреплять: умение соотносить

количество предметов с цифрой;

записывать цифрой результат

счета.

Учить: отгадывать

математическую загадку и

записывать ее решение с

помощью знаков и цифр.

Знакомить: с часами, их

разнообразием и назначением.

(27)

10(9)

Состав числа.

Продолжать учить решать

арифметические задачи,

выкладывать решение на

фланелеграфе при помощи цифр

и знаков; продолжать знакомить с

составом числа из двух меньших.

Закреплять умение

ориентироваться на листе бумаги.

Развивать логическое мышление.

11

Количество и счет: установление

соответствия между количеством предметов и

цифрой.

Ориентировка во времени:

дни недели.

Ориентировка

в пространстве:

положение

предмета по отношению к себе и другому

лицу.

Учить: понимать отношения

между числами; выполнять

учебную задачу самостоятельно.

Закреплять: умение

устанавливать соответствие

между количеством предметов с

цифрой; определять словом

положение предмета по

отношению к себе и другому

лицу; знания о днях недели. (30)

12-(5)

Дни недели.

Закреплять знания о днях недели,

вспомнить их названия. Дать

понятие – 7 дней это части

недели. Продолжать учить

ориентироваться на листе.

Развивать логическое мышление.

13

Количество и счет: порядковый счет, счет по

названному числу; состав числа из двух

меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Учить: различать

количественный и порядковый

счет в пределах 10; правильно

отвечать на вопросы сколько,

который по счету;

воспроизводить количество

предметов по названному числу.

Закреплять: умение понимать

соотношение между числами,

знать, как из неравенства сделать

равенство; рисовать овалы в

тетради в клетку; решать

логическую задачу.

Знакомить: с составом числа из

двух меньших. (32)

14- (12)

Фигуры Дьенеша

Развивать комбинаторное

логическое мышление, умение

кодировать и декодировать

информацию о свойствах,

зрительное восприятие и

внимание. Закреплять умение

классифицировать

геометрические фигуры по 2 – 3

признакам.

15

Количество и счет: арифметические задачи;

решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка

на листе бумаги.

Учить: решать арифметические

задачи, записывать решение с

помощью цифр и знаков;

измерять линейкой, записывать

результаты измерения.

Формировать: умение

ориентироваться на листе

бумаги; решать примеры. (34)

16-(11)

Часы

Познакомить с часами, их

разнообразием и назначением,

учить определять время.

Развивать логическое мышление,

мелкую моторику рук.

Схема к упражнению,

иллюстрации (фотографии)

разных видов часов, макеты

часов на каждого ребенка,

тетрадь с заданием, карандаши.

ноябрь

17

Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10,

11.

Ориентировка во времени: часы; определение

времени.

Логическая задача:

дорисовка недостающего

предмета

.

Закреплять: знание о цифрах от 1

до 9 и числе 10; умение

устанавливать соответствие

между количеством предметов с

цифрой.

Познакомить: с образованием

числа 11; новой счетной

единицей – десятком; условным

обозначением десятка; часами.

Учить: решать логическую задачу

на установление

закономерностей; понимать

учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно. (40)

18-(17)

Д\и «Внимание»

Продолжать учить решать

математическую задачу, называть

ее структуру, выкладывать

решение на фланелеграфе.

Продолжать знакомить с

составом числа 9 из двух

меньших. Упражнять в счете на

слух. Закрепить понятие четные и

нечетные числа. Развивать

память, внимание, умение

ориентироваться на листе в

клетку.

19

Количество и счет: независимость числа от

пространственного расположения предметов;

математические загадки; отношения между

числами; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: рисование

символического изображения животных.

Учить: отгадывать

математическую задачу,

записывать решение; понимать

независимость числа от величины

предметов.

Закреплять умение: понимать

отношение между числами;

правильно пользоваться

математическими знаками;

составлять число семь из двух

меньших; рисовать

символические изображения

животных в тетради в клетку,

используя образец. (43)

20-(18)

Палочки Кюизенера

Упражнять детей в

количественном счете,

пространственной ориентировке,

упорядочении палочек по длине,

освоении состава числа,

различении цифр, цвета;

развивать умение мыслить,

рассуждать.

21

Количество и счет:

число 12.

Геометрические

фигуры:

дорисовывание кругов до знакомых

предметов.

Познакомить: с образованием

числа 12 и новой счетной

единицей – десятком.

Учить: записывать число 12;

Ориентировка во времени:определение

времени на часах.

Логическая задача: дорисовка недостающего

предмета.

определять время на часах;

решать логическую задачу на

установление закономерностей.

Закреплять: знание о

геометрических фигурах – круг,

квадрат, треугольник,

прямоугольник.

Формировать: умение

дорисовывать круги до знакомых

предметов. (45)

22-(31)-

Фигуры Дьенеша

Продолжать формирование

логической операции,

обозначаемой союзом «и»,

классификация по двум

свойствам. Учить

преобразовывать фигуры,

согласно алгоритму. Развивать

конструкторские способности.

23

Количество и счет: отношения между числами;

состав числа из двух меньших.

Величина: измерение длины отрезка.

Ориентировка во времени: осенние месяцы.

Учить: как из неравенства

сделать равенство; понимать

отношения между числами 11 и

12; составлять и решать

арифметическую задачу,

записывать решение; измерять и

рисовать отрезки заданной

длины.

Закреплять: умение составлять

число 8 из двух меньших чисел,

записывать соответствующими

цифрами, читать запись; знания

об осени – осенних месяцах. (47)

24-(19)

Задача А. Зака

Учить находить отличия одной

группы предметов от другой,

развивать интеллектуальные

способности. Продолжать учить

определять время по часам.

Упражнять в решении

арифметических примеров.

Закреплять умение составлять

число 9 из двух меньших

декабрь

25

Количество и счет: число 13; решение

примеров.

Логическая задача: разделение предмета на

части.

Геометрические фигуры: рисование в тетради

в клетку.

Учить:

записывать число 13;

решать арифметическую задачу,

записывать решение; рисовать

символические изображения

предметов из геометрических

фигур в тетради в клетку. (50)

26-(28)

Рисуем по клеточкам

Учить ориентироваться по

клеткам, выполнять указания

взрослого одновременно с

другими детьми. Закрепить

знания римских цифр. Развивать

логическое мышление.

Упражнять в сложении и

вычитании чисел

27

Количество и счет: решение примеров;

соответствие между цифрой и количеством

предметов; математические знаки.

Величина: выше, глубже.

Геометрические фигуры: элементы

треугольника.

Учить: составлять примеры,

читать запись; решать

логическую задачу.

Закреплять: умение правильно

пользоваться математическими

знаками; различать понятия

выше, глубже.

Знакомить: с элементами

геометрической фигуры

треугольник (вершины, стороны,

углы). (52)

28-(35)

Часы

Учить определять время с

точностью до получаса.

Продолжать учить составлять и

решать арифметическую задачу,

записывать решение задачи с

помощью цифр и знаков.

Формировать умение понимать

учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно.

29

Количество и счет: число 14.

Ориентировка во времени: дни недели.

Знакомить: с образованием числа

14 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: писать число 14; решать

логические задачи; объяснять,

что в двух неделях 14 дней.

Развивать: зрительное внимание.

(54)

30-(38)

Число 14

Познакомить с образованием

числа 14 и с новой счетной

единицей – десятком.

Продолжать учить решать

обратные арифметические

задачи; ориентироваться на листе

в клетку. Закрепить знания дней

недели.

31

Количество и счет: счет по образцу и

названному числу; состав числа из двух

меньших.

Геометрические

фигуры: дорисовывание прямоугольника до

знакомых предметов.

Учить: считать по образцу и

названному числу; составлять

арифметическую задачу;

записывать и читать решение

задачи; составлять число 9 из

двух меньших.

Закреплять: умение дорисовывать

прямоугольники до знакомых

предметов. (57)

32-(36)

Обратные задачи.

Познакомить детей с решением

обратных арифметических задач.

Продолжать знакомить с

образованием двухзначных чисел

- числа 13. Закрепить

пространственные

представления: внутри –

снаружи, слева – справа, на – под

– за, использовать их в речи.

Развивать память, внимание,

графические навыки.

Январь

33

Количество и счет: число 15; соотнесение

количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: рисование

символической фигуры кошки.

Знакомить: с образованием числа

15 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: записывать образование

числа 15, читать запись;

ориентироваться в тетради в

клетку; устанавливать

соответствие между количеством

предметов с цифрой. (59)

34-(41)

Число 13

Познакомить с образованием

числа 13 и с новой счетной

единицей – десяток. Учить

измерять и рисовать отрезки

заданной длины. Продолжать

учить решать арифметическую

задачу, выкладывать условие

задачи, читать запись.

Продолжать учить решать

логическую задачу на

установление закономерностей.

Закреплять умение составлять

число 5, 6, 7 из двух

меньших.

35

Количество и счет: числа от 1 до 15; решение

примеров.

Геометрические

фигуры: дорисовывание овалов до знакомых

предметов.

Учить: понимать отношения

между числами в числовом ряду;

решать примеры в пределах

второго десятка.

Закреплять: умение решать

логическую задачу; дорисовывать

овалы до знакомых предметов.

(61)

36-(42)

Обратные задачи.

Познакомить детей с решением

обратных арифметических задач.

Продолжать знакомить с

образованием двухзначных чисел

- числа 13. Закрепить

пространственные

представления: внутри –

снаружи, слева – справа, на – под

– за, использовать их в речи.

Развивать память, внимание,

графические навыки.

37

Количество и счет: число 16.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение

времени по часам.

Знакомить: с образованием числа

16 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: писать число 16; измерять

линейкой, записывать результат

измерения, сравнивать предметы

по результатам; определять время

по часам. (62)

38-(32)

Путешествие по сказке «Снежная королева»

(с использованием иллюстраций к сказке)

Закреплять количественный счет

прямой и обратный до 10;

продолжать учить отличать

фигуры по нескольким

признакам, группировать и

классифицировать, использовать

алгоритмы действий по

словесным и графическим

указателям. Развивать наглядно-

образное мышление и начатки

логического, слуховое и

зрительное внимание,

познавательный интерес.

Воспитывать умение работать в

коллективе, уважать мнение

товарищей, уступать другим

ребятам.

39

Количество и счет:

математические знаки,

состав числа из двух меньших.

Геометрические

фигуры:

дорисовывание треугольников до

знакомых предметов.

Учить: отгадывать

математическую загадку;

определять, какой

математический знак надо

написать в примере; составлять

число 9 из двух меньших,

записывать результаты

составления; дорисовывать

треугольники до знакомых

предметов. (64)

40-(44)

Логическая задача

«Сколько треугольников»

Учить решать занимательные и

логические задачи. Продолжать

учить ориентироваться во

временных отрезках. Закреплять

знания о геометрических фигурах

– многоугольники. Развивать

внимание, умение выполнять

учебную задачу самостоятельно

Февраль

41

Количество и счет:

число 17; решение

примеров; счет по образцу и названному

числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки,

циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей

фигуры.

Знакомить: с образованием числа

17 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: писать число 17; решать

примеры в пределах второго

десятка; считать по названному

числу и образцу.

Закреплять: умение понимать

отношения между числами;

знать, как из неравенства сделать

равенство.

Знакомить: с часами (стрелки,

циферблат). (66)

42-(55)

Число17

«Вычислительная машина 2»

Познакомить с образованием

числа 17. Учить детей считать

хлопки на слух. Упражнять детей

в выполнении арифметических

действий в пределах 10, в

сравнении чисел; создание

предпосылок для усвоения идей

информатики: алгоритм, блок-

схема, вычислительная машина.

Развивать логическое мышление,

внимание, понимать учебную

задачу, выполнять ее.

43

Количество и счет: число 17.

Геометрические фигуры: рисование

символического изображения собачки.

Ориентировка в пространстве: ориентировка

на листе бумаги.

Знакомить: с образованием числа

17.

Закреплять: умение записывать

число 17; рисовать

символическое изображение

собачки.

Учить: анализировать узор и

продолжать его по образцу;

упражнять в определении

расположения предметов на

листе бумаги.

44-(49)

Головоломка из палочек

Учить решать задачи на

построение квадрата из

определенного количества

палочек и преобразование его

путем добавления палочек.

Продолжать учить запоминать и

осмысливать задачу. Упражнять в

решении примеров. Развивать

мышление, внимание.

45

Количество и счет: число 18; состав числа из

двух меньших; счет по названному числу.

Геометрические фигуры: вершины, стороны,

углы.

Логическая задача: поиск недостающей

фигуры.

Знакомить: с образованием числа

18.

Учить: писать число 18;

правильно пользоваться знаками;

понимать отношения между

числами в числовом ряду.

Закреплять: умение составлять

число 18 из двух меньших;

воспроизводить количество

предметов по названному числу;

знания о геометрических

фигурах. (71)

46-(47)

Задачи на сообразительность

Учить решать задачи на

сообразительность. Продолжать

учить определять время по часам;

ориентироваться на листе в

клетку. Закрепить состав числа 9

из двух меньших. Развивать

память, внимание

47

Количество и счет: число 18; решение

примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка в пространстве: ориентировка

на листе бумаги.

Закреплять: знания об

образовании числа 18;

последовательности времен года;

умение записывать способ

образования числа 18;

ориентироваться на листе бумаги.

Учить: решать примеры с

числами второго десятка. (73)

48-(58)

Времена года

Продолжать учить составлять

арифметическую задачу по

картине, решать ее. Закрепить

знания об основных признаках

разных времен года; о их

последовательности. Закреплять

умение ориентироваться на листе

бумаги в клетку. Развивать

логическое мышление.

Март

49

Количество и счет: число 19; состав числа из

двух меньших.

Величина: сравнение предметов по величине.

Логическая

задача:

установление последовательности

событий.

Знакомить: с образованием числа

19 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: писать число 19;

составлять число 10 из двух

меньших чисел; сравнивать

предметы по величине, используя

результаты сравнения. (76)

50-(62)

Часы.

д\и «Танграм»

Учить детей составлять целый

силуэт предмета из частей.

Продолжать знакомить детей с

часами. Закрепить знания состава

числа первого десятка. Развивать

логическое мышление, внимание.

51

Количество и счет: число 19.

Величина: измерение линейкой.

Геометрические

фигуры: дорисовывание квадратов до

знакомых предметов.

Знакомить: с образованием числа

19.

Учить: дорисовывать квадраты до

знакомых предметов; измерять

линейкой, записывать результаты

измерения; рисовать

символическое изображение

лошади в тетради в клетку. (78)

52-(66)

Игр.упр. «Где чей домик»

Познакомить с образованием

числа 19. Продолжать учить

детей решать логические задачи

на поиск признака отличия одной

группы фигур от другой, учить

решать примеры в пределах

второго десятка,

ориентироваться на листе в

клетку. Развивать внимание

53

Количество и счет: число 20; решение

примеров, задачи.

Логическая задача:

установлениесвязей и

зависимостей.

Знакомить: с образованием числа

20 и новой счетной единицей –

десятком.

Учить: писать число 20; решать

примеры в пределах второго

десятка. (80)

54-(67)

Число 20.

Лабиринт.

Познакомить с образованием

числа 20. Продолжать учить

составлять арифметическую

задачу, называть структуру

задачи; учить решать логическую

задачу. Закреплять знание частей

суток; римских цифр, находить

им пару. Развивать внимание,

графические навыки.

55

Количество и счет: решение арифметической

задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка

на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Учить: решать арифметическую

задачу; примеры в пределах

второго десятка; измерять

линейкой; ориентироваться на

листе бумаги; рисовать в тетради

в клетку узоры. (82)

56-(63)

Палочки Кюизенера

Упражнять детей в

количественном и порядковом

счете, пространственной

ориентировке, упорядочении

палочек по длине. Развивать

умение мыслить, рассуждать,

доказывать, самостоятельно

формулировать вопросы и

отвечать на них.

Апрель

57

Количество и счет:

математические знаки и

загадки; соотнесение количества предметов с

цифрой.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени:

определение

времени на часах.

Закреплять: умение правильно

пользоваться математическими

знаками; отгадывать

математическую задачу,

записывать ее решение;

определять время на часах;

понимать соответствие между

количеством предметов и

цифрой. (84)

58-(66)

Игр.упр. «Где чей домик»

Познакомить с образованием

числа 19. Продолжать учить

детей решать логические задачи

на поиск признака отличия одной

группы фигур от другой, учить

решать примеры в пределах

второго десятка,

ориентироваться на листе в

клетку. Развивать внимание.

59

Количество и счет:

соотнесение количества

предметов с числом; решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат,

треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять: умение соотносить

количество предметов с числом;

решать примеры в пределах

второго десятка; рисовать в

тетради в клетку; знания о

последовательности дней недели;

геометрических фигурах. (86)

60-(64)

Школа Ученого Карандаша.

Учить решать арифметические

задачи. Познакомить с

образованием числа 19.

Продолжать учить понимать

учебную задачу и выполнять ее

самостоятельно

61

Количество и счет:

соответствие между

количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве:ориентировка по

отношению к другому лицу.

Закреплять:

умение

устанавливать соответствие

между количеством предметов и

цифрой; ориентироваться в

пространстве по отношению к

себе, к другому человеку;

понимать отношения между

числами.(88)

62-(61)

Игровое

«Новости из Простоквашино»

Освоение практических способов

деления множества на равные

части (на основе модели) и круга

на 3 равные части; составление

заданного объема жидкости из

нескольких меньших;

определение временных

интервалов по часам; составление

симметричных рисунков;

установление соответствия

между расстоянием и

необходимым для его

преодоления количеством

жидкости.

63

Количество и счет: загадки-шутки; решение

примеров; математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Учить: решать задачи-шутки с

математическим содержанием;

примеры, читать запись;

отгадывать математические

загадки.

Закреплять: знания о весенних

месяцах. (90)

64-(68)

Двухзначные числа

Продолжать знакомить детей с

образованием двухзначных

чисел. Упражнять в прямом и

обратном счете в пределах 100

десятками. Развивать смекалку,

сообразительность, решая

занимательные задачи;

графические навыки.

65-(69)

Двухзначные числа.

Учить составлять двухзначные

числа. Продолжать учить решать

логическую задачу на поиск

недостающих фигур. Упражнять

в прямом и обратном счете в

пределах 20. Продолжать

развивать арифметические и

графические навыки.

66-(70)

Игровое

«Остров чудес»

Обобщить знания, полученные в

течение года: Продолжать учить

детей составлять арифметические

задачи и записывать их решение

с помощью цифр. Закрепить

название геометрических фигур.

Закрепить знания о составе числа

8 из двух меньших чисел.

Закрепить знания о

последовательности дней недели.

Упражнять в ориентировке во

времени, закрепление знаний

определения времени по часам.

Закрепить умение

ориентироваться на листе бумаги

в клетку. Развивать смекалку,

зрительную память,

воображение. Способствовать

формированию мыслительных

операций, умению

аргументировать свои

высказывания

67-(71)

Фигуры Дьенеша

Продолжать учить детей

находить и называть объемные

формы: шар, куб, конус, цилиндр,

пирамида. Развивать логическое

мышление, умение кодировать и

декодировать информацию о

свойствах геометрических фигур.

Упражнять в решении

арифметических действий.

68-(51)

Измеряем площадь условной меркой

Продолжать учить измерять

площадь условной меркой –

квадратом. Продолжать учить

составлять число 10 из двух

меньших. Закреплять умение

разбивать фигуры на группы по

разным признакам.

69-(33)

Круглый год

Учить находить отличия одной

группы предметов от другой.

Учить обратному счету

десятками в пределах 100.

Продолжать учить

ориентироваться на листе бумаги

в клетку. Закрепить времена года,

все месяцы года.

70-(40)

Логическая задача

«Сколько треугольников»

Учить решать занимательные и

логические задачи. Продолжать

учить ориентироваться во

временных отрезках. Закреплять

знания о геометрических фигурах

– многоугольники. Развивать

внимание, умение выполнять

учебную задачу самостоятельно.

71-(41)

Деление на части.

Учить делить целое на части.

Продолжать учить составлять

число 8 из двух меньших.

Закрепить прямой и обратный

счет в пределах 14. Развивать

память, графические навыки.

72-(72)

Игровое

«Тридесятое царство»

Формировать навыки

вычислительной деятельности;

продолжать учить решать

задачи на сложение и вычитание;

развивать внимание и

наблюдательность; продолжать

учить детей декодировать

информацию, зашифрованную на

карточках-кодах /цвет, величина,

форма/; прививать интерес к

решению занимательных задач с

математическим смыслом;

продолжать учить

ориентироваться на плоскости;

активизировать словарь детей;

учить находить девятое

недостающее изображение путем

зрительно-мыслительного

анализа, соотнося расположение

предметов по горизонтали и

вертикали.

Е. В. Колесникова. Математика для детей 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012.

Составила: Рижко С.Г.



В раздел образования