Автор: Людмила Николаевна Антонова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Сольцы-2 Новгородской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Опыты, эксперименты и другие формы исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
«
Опыты, эксперименты и другие
формы исследовательской
деятельности в коррекционной
работе с детьми с ОНР».
Выполнила: воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 6»
Антонова Людмила Николаевна.
Актуальность:
По
итогам мониторинга, проведённого в группе компенсирующей
направленности для детей с ОНР № 1 , был выявлен низкий уровень
усвоения деятельностной компетентности. А именно, у 56 % детей
вызывает затруднения умение самостоятельно ставить цель,
отбирать необходимые средства, определять порядок действий,
делать выбор и принимать решения, прогнозировать результат,
оценивать и корректировать действия (свои и других),
договариваться о совместных действиях, работать в группе.
Также у воспитанников была выявлена недостаточная концентрация
внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий
объем представлений об окружающем, трудности установления
причинно-следственных связей, недостаточный словарный запас.
Цель:
Создание
условий
для
развития
познавательных способностей детей с общим
недоразвитием
речи
посредством
организации
опытов,
экспериментов
и
других
форм
исследовательской
деятельности.
Задачи:
•
-
создать условия для поддержания исследовательской
активности детей;
•
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,
пытливость, самостоятельность.
•
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования;
•
-развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес
детей в процессе экспериментирования, установление
причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
•
-развивать речь детей.
Организация работы с воспитанниками
:
•
Экспериментальная деятельность с
воспитанниками осуществляется в
течение всего учебного года. Каждый
проект заканчивается экспериментами,
связанными с темой проекта.
В ходе проекта «Деревья и кустарники» дети выясняли,
почему осенью листья на деревьях меняют цвет.
Также мы выяснили, что дерево не тонет в воде, именно поэтому наши предки
строили из дерева лодки и корабли. Дерево не прозрачное, хорошо сохраняет тепло,
хорошо подвергается обработке, поэтому из дерева делают посуду, мебель, строят
дома.
Образовательный
проект
"
Дары
осени
-
овощи
и
фрукты"
завершился
экспериментами с овощами и фруктами. Мы экспериментировали с овощами и
опытным путем выяснили, что во всех овощах есть вода. Также узнали, что во
всех овощах есть сок, который имеет свой цвет, у моркови - оранжевый, у свеклы
- бордовый, у помидоров – красный.
В ходе экспериментов ребята выяснили, что каждый
овощ и фрукт имеет свой запах и вкус.
Проект «Продукты питания» завершился опытами с полезными и
вредными продуктами. Опыт с чипсами показал, что чипсы очень
жирные, так как после них остались жирные следы на салфетке.
Провели эксперимент «сладости, опасные для здоровья»: разложили в тарелку
любимые многими детьми конфеты "ммдемс", потом налили немного горячей
воды и наблюдали красивую радугу, которая потом превратилась в мерзкую
жидкость.
Опыты "Кока- кола и яичная скорлупа", "Кока-кола и ржавые
гвозди" показали, что Кока-кола вредна для зубов и всего
организма
Во время проекта «Зима» мы экспериментировали с водой,
снегом и льдом. В ходе опытов выяснили, что снег белый, а
лёд прозрачный, наблюдали, как взаимодействуют между
собой вода и снег, вода и лёд, лёд и снег.
Мы наблюдали, как замерзают обычная вода, соленая вода,
сок, молоко и масло. А также выясняли, что происходит, если
на льдинку насыпать сахар и соль.
В день Космонавтики наши эксперименты, естественно, были посвящены космосу. С
помощи нити, трубочки для сока и воздушного шарика ребята поняли, почему взлетает
ракета. Углекислый газ, который выделяется при горении, придает ускорение ракете. То же
самое происходило с шариком, который летел по натянутой нити.
Космические туманности невероятно красивы. Мы сделали
туманности с помощью молока, пищевых красителей и жидкого
мыла.
Экспериментальным путем мы выясняли, почему днём светло, а ночью
темно. Выяснили, что свет распространяется только по прямой линии.
Выяснили также, что есть прозрачные предметы, полупрозрачные
предметы и предметы, совсем не пропускающие свет.
Результат проведенной работы:
•
Использование метода детского экспериментирования в
работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,
способствовало активизации и расширению словарного
запаса, усвоению лексико-грамматических категорий,
развитию связной речи, повышению познавательной
мотивации, расширению кругозора, развитию личностных
качеств дошкольников. Как показал мониторинг усвоения
ключевых компетентностей, деятельностная
компетентность сформирована у 80 % воспитанников
группы, коммуникативная компетентность сформирована
у 90 % воспитанников группы.
Используемая литература:
•
1. «
Организация экспериментальной деятельности дошкольников Методические рекомендации” Л.Н.
Прохорова.
•
2.Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-
исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. –
2011. – № 3. – С. 24–26
•
3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ
Сфера, 2012. – 128 с.
•
•
4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э.
Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
•
6. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А.
Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
•
7. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование
работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. –
240с.
•
8. Семенова Т.М. «Детское экспериментирование как средство познавательного развития
дошкольников», Дошкольная педагогика №10 декабрь 2012г.
8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи». Воспитание и обучение. Учебно-
методическое пособие. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-128 с. (Коррекционная работа в
специальных дошкольных учреждениях)