Напоминание

"Опыты, эксперименты и другие формы исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР"


Автор: Людмила Николаевна Антонова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Сольцы-2 Новгородской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Опыты, эксперименты и другие формы исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Опыты, эксперименты и другие

формы исследовательской

деятельности в коррекционной

работе с детьми с ОНР».

Выполнила: воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 6»

Антонова Людмила Николаевна.

Актуальность:

По

итогам мониторинга, проведённого в группе компенсирующей

направленности для детей с ОНР № 1 , был выявлен низкий уровень

усвоения деятельностной компетентности. А именно, у 56 % детей

вызывает затруднения умение самостоятельно ставить цель,

отбирать необходимые средства, определять порядок действий,

делать выбор и принимать решения, прогнозировать результат,

оценивать и корректировать действия (свои и других),

договариваться о совместных действиях, работать в группе.

Также у воспитанников была выявлена недостаточная концентрация

внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий

объем представлений об окружающем, трудности установления

причинно-следственных связей, недостаточный словарный запас.

Цель:

Создание

условий

для

развития

познавательных способностей детей с общим

недоразвитием

речи

посредством

организации

опытов,

экспериментов

и

других

форм

исследовательской

деятельности.

Задачи:

-

создать условия для поддержания исследовательской

активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность,

пытливость, самостоятельность.

-развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес

детей в процессе экспериментирования, установление

причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать речь детей.

Организация работы с воспитанниками

:

Экспериментальная деятельность с

воспитанниками осуществляется в

течение всего учебного года. Каждый

проект заканчивается экспериментами,

связанными с темой проекта.

В ходе проекта «Деревья и кустарники» дети выясняли,

почему осенью листья на деревьях меняют цвет.

Также мы выяснили, что дерево не тонет в воде, именно поэтому наши предки

строили из дерева лодки и корабли. Дерево не прозрачное, хорошо сохраняет тепло,

хорошо подвергается обработке, поэтому из дерева делают посуду, мебель, строят

дома.

Образовательный

проект

"

Дары

осени

-

овощи

и

фрукты"

завершился

экспериментами с овощами и фруктами. Мы экспериментировали с овощами и

опытным путем выяснили, что во всех овощах есть вода. Также узнали, что во

всех овощах есть сок, который имеет свой цвет, у моркови - оранжевый, у свеклы

- бордовый, у помидоров – красный.

В ходе экспериментов ребята выяснили, что каждый

овощ и фрукт имеет свой запах и вкус.

Проект «Продукты питания» завершился опытами с полезными и

вредными продуктами. Опыт с чипсами показал, что чипсы очень

жирные, так как после них остались жирные следы на салфетке.

Провели эксперимент «сладости, опасные для здоровья»: разложили в тарелку

любимые многими детьми конфеты "ммдемс", потом налили немного горячей

воды и наблюдали красивую радугу, которая потом превратилась в мерзкую

жидкость.

Опыты "Кока- кола и яичная скорлупа", "Кока-кола и ржавые

гвозди" показали, что Кока-кола вредна для зубов и всего

организма

Во время проекта «Зима» мы экспериментировали с водой,

снегом и льдом. В ходе опытов выяснили, что снег белый, а

лёд прозрачный, наблюдали, как взаимодействуют между

собой вода и снег, вода и лёд, лёд и снег.

Мы наблюдали, как замерзают обычная вода, соленая вода,

сок, молоко и масло. А также выясняли, что происходит, если

на льдинку насыпать сахар и соль.

В день Космонавтики наши эксперименты, естественно, были посвящены космосу. С

помощи нити, трубочки для сока и воздушного шарика ребята поняли, почему взлетает

ракета. Углекислый газ, который выделяется при горении, придает ускорение ракете. То же

самое происходило с шариком, который летел по натянутой нити.

Космические туманности невероятно красивы. Мы сделали

туманности с помощью молока, пищевых красителей и жидкого

мыла.

Экспериментальным путем мы выясняли, почему днём светло, а ночью

темно. Выяснили, что свет распространяется только по прямой линии.

Выяснили также, что есть прозрачные предметы, полупрозрачные

предметы и предметы, совсем не пропускающие свет.

Результат проведенной работы:

Использование метода детского экспериментирования в

работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи,

способствовало активизации и расширению словарного

запаса, усвоению лексико-грамматических категорий,

развитию связной речи, повышению познавательной

мотивации, расширению кругозора, развитию личностных

качеств дошкольников. Как показал мониторинг усвоения

ключевых компетентностей, деятельностная

компетентность сформирована у 80 % воспитанников

группы, коммуникативная компетентность сформирована

у 90 % воспитанников группы.

Используемая литература:

1. «

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Методические рекомендации” Л.Н.

Прохорова.

2.Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-

исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. –

2011. – № 3. – С. 24–26

3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ

Сфера, 2012. – 128 с.

4. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э.

Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

6. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А.

Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

7. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование

работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. –

240с.

8. Семенова Т.М. «Детское экспериментирование как средство познавательного развития

дошкольников», Дошкольная педагогика №10 декабрь 2012г.

8.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи». Воспитание и обучение. Учебно-

методическое пособие. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-128 с. (Коррекционная работа в

специальных дошкольных учреждениях)



В раздел образования