Напоминание

"Эффективное использование ресурсов образовательной платформы “Мобильное Электронное Образование” на уроках русского языка и литературы на уровне основного общего образования"


Автор: Лисьих Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Лабытнанги, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективное использование ресурсов образовательной платформы “Мобильное Электронное Образование” на уроках русского языка и литературы на уровне основного общего образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа

Эффективное использование ресурсов

образовательной платформы

“Мобильное Электронное Образование”

на уроках русского языка и литературы

на уровне основного общего образования

Докладч

ик: Лисьих Ольга Витальевна,

учитель русского языка

и литературы

г. Лабытнанги, 2021 г.

«В связи

с введением

в действие

ФГОС

общего образования,

во исполнение

требований,

предъявляемых

к

условиям реализации

основных общеобразовательных

программ, в том числе требований к информационно-образовательной среде образовательного

учреждения, учебно-методическому и информационному обеспечению учебной деятельности,

одной

из задач, стоящих перед образовательными организациями, становится

широкое

использование

специализированных

цифровых

сред

для

организации

и

управления

образовательной деятельностью и цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих для

всех участников образовательной деятельности постоянный и устойчивый доступ к любой

информации, связанной с реализацией основной образовательной программы».

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – совокупность программных и технических

средств, образовательного контента, необходимых для реализации образовательных программ, в

том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,

обеспечивающая доступ к образовательным услугам и сервисам в электронном виде.

«Мобильное Электронное Образование» (МЭО) - цифровая образовательная среда,

которая включает инструменты

для

организации

и

управления

образовательной

деятельностью и цифровой образовательный контент, представленный в

виде

учебных

онлайн-курсов.

На платформе МЭО есть весь необходимый инструментарий с возможностью проводить

онлайн-уроки, строить индивидуальные образовательные маршруты, назначать и проверять

задания, а так же вести электронный журнал.

«Все учебные онлайн курсы, представленные в библиотеке МЭО, соответствуют ФГОС

и получили положительные заключения педагогической и научной экспертизы РАН, санитарно-

гигиенической экспертизы в ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей»

при Минздраве РФ и рекомендованы к использованию школам»

Весной 2020 года педагоги МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги участвовали в эксперименте

по применению контента данной платформы в процессе обучения. Также многие учителя

прошли курсы повышения квалификации по темам: «Формирование цифровых компетенций

педагога при работе в цифровой образовательной среде с использованием электронного

обучения» и «Развитие цифровой грамотности педагогов: сетевое взаимодействие и реализация

принципов междисциплинарности при проектировании урока в цифровой образовательной

среде».

Хочу поделиться своим небольшим опытом использования платформы «Мобильное

Электронное Образование» при организации образовательной деятельности в традиционном и

дистанционном режиме обучения.

Онлайн-курсы «МЭО» можно использовать для решения различных дидактических

задач:

- для активизации

знаний (вопросы на повторение);

- для

определения начального

уровня владения

материалом (тренажёры

с

автоматической проверкой, без

оценивания);

- для мотивации учеников к изучению темы, создания «интриги урока» (демонстрация

иллюстраций, видеофрагментов);

-

для структурирования имеющихся знаний учеников (использование текста онлайн-

курсов);

- для стимулирования познавательной инициативы учеников (использование аппарата

организации усвоения учебного материала);

-

для организации контроля за усвоением знаний и рефлексии учеников, оценки,

самооценки и коррекции знаний (использование контрольных вопросов онлайн-курсов и тестов с

автоматической проверкой результатов).

Задания, которые предлагается выполнить на платформе, вызывают интерес

у

обучающихся. Это

и тренировочные задания, и задания с открытым ответом, задания с

различными видами оценивания, задания предполагающие интеграцию учебных предметов,

задания базовые, простые и повышенной сложности, задания проектного и исследовательского

характера, контрольные работы. Есть также задания из разделов для подготовки к ВПР, ОГЭ.

Приведу примеры заданий, которые понравились обучающимся, выполняя их, ребята

смогли более качественно усвоить новый материал.

В начале каждого урока даются ключевые вопросы, например: «Каковы основные

признаки обстоятельства? Зачем нужны обособленные дополнения?» Такие вопросы создают

интригу урока, могут служить опережающим заданием.

Для закрепления полученных знаний

и для отработки соответствующих навыков

использовались тренировочные задания, например: «Найдите в предложениях обособленные

дополнения

с уточняющим

значением.

Выделите

их вместе

со знаками

препинания,

относящимися к ним».

На платформе

к подобным заданиям даются подсказки: «Как

обособленные

дополнения

рассматриваются

падежные

формы

существительных

с предлогами кроме, вместо, исключая, за исключением, помимо и др.» Это давало возможность

выполнить задание, не используя другие источники, которые расположены за пределами личного

кабинета обучающегося.

Задания с

открытым

ответом - это задания репродуктивного, исследовательского,

проблемного характера («Просклоняйте числительное десять и существительное 3 склонения

ночь, сравните окончания», «Прочитайте, в каждом предложении найдите обособленные

обстоятельства. Определите, чем они выражены. Свои ответы запишите»). Есть на платформе

задания и для подготовки к ВПР: «Выполните синтаксический разбор простого предложения,

осложненного обособленным определением». Имеются и задания для подготовки к ОГЭ,

предлагается или выполнить тест, или написать сжатое изложение (аудиозапись текста

изложения прилагается), или создать сочинение-рассуждение.

Понравились ребятам задания для самопроверки, когда дается возможность выяснить, где

допущены ошибки.

На платформе имеется подсистема «Матрица назначения заданий», с ее помощью можно

назначить ученику для выполнения различные задания, содержащиеся в Интернет-уроке. Это

могут быть задания базовые, простые и повышенной сложности. Данная подсистема является

инструментом построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося

Также

контент «МЭО»

располагает материалом, который «подключает» к работе

основные сенсорные системы человека: слуховую (медиатека), визуальную (иллюстрации,

видеофрагменты), кинестетическую.

Система оценивания дается через различные типы заданий в интернет-уроках:

- Задания-тренажёры (проверяются системой. не имеют ограничений

по количеству

попыток выполнения, безотметочные, не отображаются в электронном журнале);

-

Задания «Проверьте себя» (проверяются системой, имеют только три попытки

выполнения, с каждой попыткой результат выполнения снижается; отметка отображается в

процентах и баллах в электронном журнале сразу после выполнения);

- Задания с открытым ответом (проверяются учителем, оцениваются по пятибалльной

шкале; отметка отображается в

электронном журнале после

выставления учителем;

назначаются через «Матрицу назначения заданий»).

Опыт работы с контентом «МЭО» у меня пока не очень большой (4 месяца). Но уже

можно

утверждать,

что

интерактивные

задания

данной

образовательной

платформы

способствуют высокой мотивации, индивидуальности преподавания, прочному усвоению

материала, дают возможности для творчества, самореализации обучающихся. Также ресурсы

МЭО

позволяют

создавать

индивидуальную

образовательную

траекторию:

1)для детей с ограниченными возможностями здоровья, используя возможности

адаптированных программ на МЭО, сервисы для дистанционных занятий, возможности

конференций;

2)для одаренных детей и высокомотивированных детей, используя проектные задания,

ключевые вопросы и задания к занятию;

3) для подготовки учащихся к различным аттестационным процедурам, прежде всего к

ОГЭ, к ВПР;

Преимущества работы при использовании «МЭО»:

-формирование навыков и умений 21 века: самостоятельный поиск и критическое

оценивание информации, отработка различных УУД и работа с различными интерфейсами;

-метапредметный характер заданий, возможность обратиться к материалу другой учебной

дисциплины «в один клик»;

- школьникам предоставляется возможность получения качественного образования с

использованием инновационных методических приемов и цифровых технологий в цифровой

образовательной среде.

«Мобильное электронное образование», как и другие платформы, призвано не заменить

учителя, но быть его «партнером» при обучении, способным значительно разнообразить

образовательный процесс, сделав его более привлекательным, быстрым, но таким же

качественным и эффективным.



В раздел образования