Напоминание

Коррекционная работа в ДОУ


Автор: Солоненко Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть

направлены на:

1)

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий

детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им

квалифицированной помощи в освоении Программы;

2)

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья

Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,

социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с

ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в

Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе

и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать

особенности развития и специфические образовательные потребности

каждой категории детей.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах

комбинированной направленности, должны создаваться условия в

соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально

ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих

удовлетворение особых образовательных потребностей детей с

ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими

Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации

ребенка - инвалида.

2. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая

нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье.

Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно.

Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ

29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право

обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети

имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых

образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

3. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и

– в частности – образовательное пространство – создание универсальной

безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию

детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного

учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной

образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием;

возможность организации дистанционного обучения.

Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в

себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия,

создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними

организациями и родителями (необходима разработка регламентов

взаимодействия с внешними организациями, локальных актов

образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику),

информационно-просветительское обеспечение.

Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных

программ с учетом особенностей психофизического развития и

возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных

программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-

методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация

вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.

Использование различных видов образования. Применение современных

технологий образования и психолого-педагогического сопровождения.

Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным

потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация

коррекционной работы.

Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива

к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях

инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания

детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных

учреждениях общего типа является создание адаптивной среды,

позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную

самореализацию в образовательном учреждении.

4. Содержание коррекционной работы

Основными направлениями деятельности детских садов компенсирующего

вида являются:

 диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении

детей;

 образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

 организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

 психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

 проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.

Таким образом, созданы сады и группы для детей:

 с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

 с нарушением зрения (слабовидящие, для детей с косоглазием и

амблиопией);

 с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, с

фонетико-фонематическим недоразвитием);

 с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

 с задержкой психического развития;

 с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5.

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент

описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые

образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках

общеобразовательных организаций.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования,

в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на

получение образования и доступность общего образования для детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им

образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно

обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и

лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту

жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям

оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям

совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить

толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на

сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные

учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие

задачи:

•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного

для всех учащихся;

•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,

социализации;

•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных

программ;

•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической

культуры педагогов, учащихся, родителей.

Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу с 01.09.2016г., а значит, и

педагогический коллектив должен ознакомиться с методическими

рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки

РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и

руководствоваться ими в работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень

нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.

В связи с этим, считаю необходимым в методических рекомендациях

осветить ключевые вопросы: условия организации инклюзивной практики в

образовательном учреждении; основные принципы и задачи коррекционной

работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих

детей в инклюзивном образовании; особенности построения современного

урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в

условиях введения ФГОС.

I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном

учреждении.

Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в

первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной

практики в образовательном учреждении необходимо наличие как

«внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям

следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса

философий и принципов инклюзивного образования, создания

«безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности

консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и

владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К

«внешним» условиям, необходимым для организации деятельности

инклюзивного образовательного учреждения, относятся:

- системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие

образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная

образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм

включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в

средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а

также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);

- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой

вертикали;

- наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,

организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-

центрах);

- создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному

образованию;

- взаимодействие с социальными партнерами.

Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по

сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные,

кадровые и средовые:

- Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-

педагогическими комиссиями (ПМПК);

- Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями

вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен

технологиями, материалами, информацией и документами;

- Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования

кадров;

- Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной

компетентности специалистов;

- Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по

инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог,

помощник учителя (тьютор) и др.;

- Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-

педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с

соответствующими выделенными задачами;

- Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

- Наличие специального оборудования и средств, модулирующих

образовательное пространство класса /группы.

II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми,

имеющими ОВЗ.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании

заключения городской ПМПК при обязательном согласии родителей

(законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий,

включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на

ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения,

службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую

материально- техническую базу.

В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования

руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов

школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение

дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения

индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных

занятий, контролирует результативность обучения и психолого-медико-

педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения

объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических

принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и

организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило

деятельности.

1. Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о

«зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли

обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и

результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка»,

согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом

уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий

успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего

выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для

определения его особых образовательных потребностей.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося,

воспитанника, построение образовательного процесса с использованием

сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со

спецификой природы недостатка развития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования

позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение»,

сформировать различные структуры социальной компетентности и

психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека

социокультурной среде.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств

специального образования.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации

существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными

возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них

образовательной потребностью является потребность в коррекционно-

педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В специальном образовании распространена коллективная предметно-

практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами»,

«подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного

речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в

памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение –

30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся

примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным

материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.

Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая

деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и

приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это

оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить

учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик

должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс

учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в

организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной

деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

Пути такой работы:

- формирование интереса только через деятельность самих ребят;

- отказ от излишней словесной педагогики;

- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего

урока;

- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания

учиться.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми

образовательными потребностями в условиях коллективного учебного

процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей

даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход

является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на

создание благоприятных условий обучения, учитывающих как

индивидуальные 24 особенности каждого ребенка, так и его специфические

особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в

развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного

ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны

педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы

соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными

возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного

стандарта.

9. Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая

помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и

возможности.

III. Требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном

образовании.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными

возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования

ко всем педагогам, работающим в школе.

В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными

возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие

следующих интегральных характеристик:

направленность на ребёнка, включающую в себя:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями

здоровья и готовность работать с ними;

- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с

ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных

командах;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными

возможностями здоровья;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории

индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному

образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья. Учитель становится координатором инклюзивного процесса в

классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-

образовательного процесса: командой специалистов, администрацией,

родителями и учащимися.

Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой

в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки

поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка,

умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои

методы обучения к особенностям учеников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с

обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать

помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие

специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК,

социальный педагог, тьютор.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь,

оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

Тьюторство как педагогическая деятельность становится в ус

ловиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной,

гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство

может способствовать развитию не только более индивидуализированного

обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному

раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной

образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной

образовательной программы или специальной индивидуальной программы

развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ,

образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной

деятельности.

Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических

материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и

организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и

воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах,

включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные

проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это

специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с

ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями

тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной

учебы и социальной адаптации.

Тьютор может выполнять следующие функции:

- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь,

выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную

работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов,

психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе

образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив,

организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам

образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с

ОВЗ и как правильно это сделать.

IV. Особенности построения современного урока для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном

процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые

формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую

информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать

выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны

быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие

способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания

и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении

они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за

низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков

коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в

состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют.

Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале

урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна

стать не источником информации, а учить ориентироваться в

информационном пространстве и добывать нужную информацию

самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно-

деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая

предполагает:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог

и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё

знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и

оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить

мотивацию наших детей к познанию окружающего мира,

продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение

отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни,

её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в

реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена

изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно

усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к

старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед

объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь

"ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и

применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему

урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью

подготовки к нему учителя.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей

и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной

школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и

коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-

развивающей задаче уделяется больше внимания.

Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного

программного материала, овладения детьми определенными учебными

знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание

занятия.

Образовательная:

формировать (формирование) у учащихся представления о …;

выявить (выявлять)…;

знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

уточнить…;

расширить…;

обобщить…;

систематизировать…;

дифференцировать…;

учить применять на практике…;

учить пользоваться…;

тренировать…;

проверить…

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших

ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми

коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д

Воспитательная:

воспитывать наблюдательность;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать настойчивость и терпение;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …,

трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на

развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на

исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными

педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть

предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических

функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация

коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок

специальных коррекционно-развивающих упражнений для

совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько

анализаторов и пр.

Коррекционно-развивающая:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,

переключение внимания, увеличение объема внимания) путем

выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,

планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное

произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного

запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над

деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим

диктантом)…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной

умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности

движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и

синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-

следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой

сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать

свои чувства…)

Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя

урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить

коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В

помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной

работы.

6. «Формы работы с детьми по осуществлению коррекционной работы с

детьми»

Возраст

Первая половина дня

Вторая половина дня

Ранний возраст

Игры-занятия с воспитателями,

игры имитационного характера

Игры-занятия с воспитателями,

игры имитационного характера

Младший возраст

Специальные занятия с

воспитателями, хороводные лого-

ритмические, пальчиковые,

дидактические игры.

Специальные занятия с

воспитателем с использованием

ИКТ, коррекционные упражнения

в играх, бытовой деятельности,

сюжетно-ролевые, пальчиковые и

дидактические игры

Средний возраст

Специальные занятия с

воспитателем, коррекционные

упражнения на различных

занятиях, в играх, бытовой

деятельности, логопедическая

ритмика, подвижные,

пальчиковые и дидактические

игры.

Вечерние индивидуальные

занятия воспитателя по

рекомендациям специалистов,

коррекционные упражнения в

играх, бытовой деятельности,

сюжетно-ролевые, пальчиковые и

дидактические игры.

Старший возраст

Специальные занятия с

воспитателем, логопедическая

ритмика, коррекционная работа во

время режимных моментов, на

прогулках, самообслуживания,

хозяйственно-бытового труда и

Вечерние индивидуальные

занятия воспитателя по

рекомендациям специалистов,

специальные занятия с

воспитателем с использованием

ИКТ, использование элементов

труда на природе, экскурсиях, в

играх и развлечениях,

логопедическая ритмика,

подвижные, пальчиковые и

дидактические игры.

сказкотерапии, коммуникативные,

речевые игры и упражнения,

психогимнастика, игровые

моделирования проблемных

ситуаций, корригирующая мини-

гимнастика, коррекционная

работа во время режимных

моментов, на природе,

самообслуживания, хозяйственно-

бытового труда и труда, на

прогулках, экскурсиях, в играх и

развлечениях.

7. Игры и упражнения, которые можно использовать на коррекционных

занятиях с детьми с ОВЗ

п/

п

Название игры

Направление

Цель

1.

«Летим на Марс»

Игра на формирование

правильной осанки

Обучение приёмам игры в мяч,

развитие умения ориентироваться в

пространстве, координация

движений рук, развитие мышц

плечевого пояса.

2.

«Перешагни

через верёвочку»

Игра на формирование

правильной осанки

Развитие координации движений,

ловкости, формирование навыка в

перешагивании препятствия.

3.

«Нарисуем

фигуру»

Игра для формирования

свода стопы.

Профилактика и коррекция

плоскостопия, укрепление мышц

свода стоп.

4.

«Поймай рыбку»

Игра для формирования

свода стопы.

Укрепление мышц и связок стоп с

целью предупреждения

плоскостопия.

5.

"Кораблики"

Игра на укрепление

мышц спины и

брюшного пресса.

Укрепление мышц спины и

брюшного пресса.

6.

"Футбол"

Игра на укрепление

мышц спины и

брюшного пресса.

Укрепление мышц спины и

брюшного пресса; формирование

навыка ловли мяча в положении

лежа.

7.

"Морская фигура"

Игра на формирование

правильной осанки.

Совершенствование навыков

правильной осанки в различных

исходных положениях, с

различными движениями рук.

8.

"Рыбки и акулы"

Игра на формирование

правильной осанки.

Совершенствование навыков

правильной осанки в положение

строевой стойки.

9.

«Проходи, не

урони!»

Игра на формирование

правильной осанки.

Совершенствование навыков

правильной осанки и положения

головы, совершенствование

координационных двигательных

способностей.

10.

«Дорожка

здоровья»

Игра на развитие

координации

движений.

Развитие ловкости, равновесия,

координации движений.

11.

«Собиралочка»

Игра для формирования

свода стопы.

Укрепление мышечно-связочного

аппарата стоп, развитие

подвижности пальцев ног.

12.

«Пингвины на

льдинах»

Игра на укрепление

мышц нижних

конечностей.

Формирование правильной осанки,

укрепление мышечного корсета

позвоночника, развитие

координации движений в крупных

мышечных группах нижних

конечностей.



В раздел образования