Автор: Солоненко Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
1. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть
направлены на:
1)
обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
2)
освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с
ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в
Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе
и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать
особенности развития и специфические образовательные потребности
каждой категории детей.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах
комбинированной направленности, должны создаваться условия в
соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими
Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации
ребенка - инвалида.
2. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая
нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье.
Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно.
Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ
29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право
обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети
имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
3. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и
– в частности – образовательное пространство – создание универсальной
безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию
детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного
учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной
образовательной среды.
Перечислим далее основные группы условий:
Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием;
возможность организации дистанционного обучения.
Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в
себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия,
создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними
организациями и родителями (необходима разработка регламентов
взаимодействия с внешними организациями, локальных актов
образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику),
информационно-просветительское обеспечение.
Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных
программ с учетом особенностей психофизического развития и
возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных
программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-
методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация
вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
Использование различных видов образования. Применение современных
технологий образования и психолого-педагогического сопровождения.
Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным
потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация
коррекционной работы.
Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива
к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях
инклюзивной практики.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных
учреждениях общего типа является создание адаптивной среды,
позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную
самореализацию в образовательном учреждении.
4. Содержание коррекционной работы
Основными направлениями деятельности детских садов компенсирующего
вида являются:
диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении
детей;
образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии.
Таким образом, созданы сады и группы для детей:
с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
с нарушением зрения (слабовидящие, для детей с косоглазием и
амблиопией);
с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, с
фонетико-фонематическим недоразвитием);
с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
с задержкой психического развития;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
5.
«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент
описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые
образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках
общеобразовательных организаций.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования,
в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на
получение образования и доступность общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им
образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно
обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и
лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту
жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям
оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям
совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить
толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на
сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные
учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие
задачи:
•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного
для всех учащихся;
•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации;
•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных
программ;
•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической
культуры педагогов, учащихся, родителей.
Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу с 01.09.2016г., а значит, и
педагогический коллектив должен ознакомиться с методическими
рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки
РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и
руководствоваться ими в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень
нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.
В связи с этим, считаю необходимым в методических рекомендациях
осветить ключевые вопросы: условия организации инклюзивной практики в
образовательном учреждении; основные принципы и задачи коррекционной
работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих
детей в инклюзивном образовании; особенности построения современного
урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
условиях введения ФГОС.
I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном
учреждении.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в
первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной
практики в образовательном учреждении необходимо наличие как
«внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям
следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса
философий и принципов инклюзивного образования, создания
«безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности
консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и
владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К
«внешним» условиям, необходимым для организации деятельности
инклюзивного образовательного учреждения, относятся:
- системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие
образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная
образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм
включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в
средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а
также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);
- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой
вертикали;
- наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,
организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-
центрах);
- создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному
образованию;
- взаимодействие с социальными партнерами.
Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по
сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные,
кадровые и средовые:
- Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-
педагогическими комиссиями (ПМПК);
- Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями
вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен
технологиями, материалами, информацией и документами;
- Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования
кадров;
- Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной
компетентности специалистов;
- Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по
инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог,
помощник учителя (тьютор) и др.;
- Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-
педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с
соответствующими выделенными задачами;
- Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
- Наличие специального оборудования и средств, модулирующих
образовательное пространство класса /группы.
II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми,
имеющими ОВЗ.
Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании
заключения городской ПМПК при обязательном согласии родителей
(законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий,
включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на
ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения,
службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую
материально- техническую базу.
В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования
руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов
школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение
дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения
индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных
занятий, контролирует результативность обучения и психолого-медико-
педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения
объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.
Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических
принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и
организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило
деятельности.
1. Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.
Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о
«зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли
обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и
результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка»,
согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом
уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи.
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий
успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего
выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для
определения его особых образовательных потребностей.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося,
воспитанника, построение образовательного процесса с использованием
сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со
спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования
позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение»,
сформировать различные структуры социальной компетентности и
психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека
социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств
специального образования.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации
существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них
образовательной потребностью является потребность в коррекционно-
педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
В специальном образовании распространена коллективная предметно-
практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами»,
«подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного
речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в
памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение –
30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся
примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным
материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.
Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая
деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и
приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это
оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить
учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик
должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс
учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в
организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной
деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Пути такой работы:
- формирование интереса только через деятельность самих ребят;
- отказ от излишней словесной педагогики;
- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего
урока;
- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания
учиться.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми
образовательными потребностями в условиях коллективного учебного
процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей
даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход
является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на
создание благоприятных условий обучения, учитывающих как
индивидуальные 24 особенности каждого ребенка, так и его специфические
особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в
развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного
ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны
педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы
соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными
возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного
стандарта.
9. Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая
помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и
возможности.
III. Требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном
образовании.
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования
ко всем педагогам, работающим в школе.
В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными
возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие
следующих интегральных характеристик:
направленность на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями
здоровья и готовность работать с ними;
- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с
ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных
командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории
индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному
образовательному маршруту;
- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. Учитель становится координатором инклюзивного процесса в
классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-
образовательного процесса: командой специалистов, администрацией,
родителями и учащимися.
Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой
в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки
поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка,
умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои
методы обучения к особенностям учеников.
Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с
обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать
помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие
специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК,
социальный педагог, тьютор.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь,
оберегаю) – новая специальность в российском образовании.
Тьюторство как педагогическая деятельность становится в ус
ловиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной,
гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство
может способствовать развитию не только более индивидуализированного
обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному
раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной
образовательной программы или специальной индивидуальной программы
развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной
деятельности.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических
материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и
организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и
воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах,
включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные
проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это
специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с
ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями
тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной
учебы и социальной адаптации.
Тьютор может выполнять следующие функции:
- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь,
выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную
работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов,
психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе
образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив,
организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам
образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с
ОВЗ и как правильно это сделать.
IV. Особенности построения современного урока для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую
информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать
выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны
быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания
и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении
они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за
низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков
коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в
состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют.
Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале
урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна
стать не источником информации, а учить ориентироваться в
информационном пространстве и добывать нужную информацию
самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Признанным подходом в обучении детей выступает системно-
деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая
предполагает:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог
и др.;
- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё
знание и незнание и др.;
- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и
оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить
мотивацию наших детей к познанию окружающего мира,
продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни,
её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена
изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно
усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к
старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед
объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь
"ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и
применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему
урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью
подготовки к нему учителя.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей
и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной
школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и
коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-
развивающей задаче уделяется больше внимания.
Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного
программного материала, овладения детьми определенными учебными
знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание
занятия.
Образовательная:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить…
Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших
ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми
коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д
Воспитательная:
воспитывать наблюдательность;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать настойчивость и терпение;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …,
трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на
развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на
исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными
педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть
предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических
функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация
коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок
специальных коррекционно-развивающих упражнений для
совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько
анализаторов и пр.
Коррекционно-развивающая:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое,
переключение внимания, увеличение объема внимания) путем
выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция,
планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное
произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного
запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над
деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим
диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной
умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности
движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и
синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-
следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой
сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать
свои чувства…)
Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя
урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить
коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В
помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной
работы.
6. «Формы работы с детьми по осуществлению коррекционной работы с
детьми»
Возраст
Первая половина дня
Вторая половина дня
Ранний возраст
Игры-занятия с воспитателями,
игры имитационного характера
Игры-занятия с воспитателями,
игры имитационного характера
Младший возраст
Специальные занятия с
воспитателями, хороводные лого-
ритмические, пальчиковые,
дидактические игры.
Специальные занятия с
воспитателем с использованием
ИКТ, коррекционные упражнения
в играх, бытовой деятельности,
сюжетно-ролевые, пальчиковые и
дидактические игры
Средний возраст
Специальные занятия с
воспитателем, коррекционные
упражнения на различных
занятиях, в играх, бытовой
деятельности, логопедическая
ритмика, подвижные,
пальчиковые и дидактические
игры.
Вечерние индивидуальные
занятия воспитателя по
рекомендациям специалистов,
коррекционные упражнения в
играх, бытовой деятельности,
сюжетно-ролевые, пальчиковые и
дидактические игры.
Старший возраст
Специальные занятия с
воспитателем, логопедическая
ритмика, коррекционная работа во
время режимных моментов, на
прогулках, самообслуживания,
хозяйственно-бытового труда и
Вечерние индивидуальные
занятия воспитателя по
рекомендациям специалистов,
специальные занятия с
воспитателем с использованием
ИКТ, использование элементов
труда на природе, экскурсиях, в
играх и развлечениях,
логопедическая ритмика,
подвижные, пальчиковые и
дидактические игры.
сказкотерапии, коммуникативные,
речевые игры и упражнения,
психогимнастика, игровые
моделирования проблемных
ситуаций, корригирующая мини-
гимнастика, коррекционная
работа во время режимных
моментов, на природе,
самообслуживания, хозяйственно-
бытового труда и труда, на
прогулках, экскурсиях, в играх и
развлечениях.
7. Игры и упражнения, которые можно использовать на коррекционных
занятиях с детьми с ОВЗ
№
п/
п
Название игры
Направление
Цель
1.
«Летим на Марс»
Игра на формирование
правильной осанки
Обучение приёмам игры в мяч,
развитие умения ориентироваться в
пространстве, координация
движений рук, развитие мышц
плечевого пояса.
2.
«Перешагни
через верёвочку»
Игра на формирование
правильной осанки
Развитие координации движений,
ловкости, формирование навыка в
перешагивании препятствия.
3.
«Нарисуем
фигуру»
Игра для формирования
свода стопы.
Профилактика и коррекция
плоскостопия, укрепление мышц
свода стоп.
4.
«Поймай рыбку»
Игра для формирования
свода стопы.
Укрепление мышц и связок стоп с
целью предупреждения
плоскостопия.
5.
"Кораблики"
Игра на укрепление
мышц спины и
брюшного пресса.
Укрепление мышц спины и
брюшного пресса.
6.
"Футбол"
Игра на укрепление
мышц спины и
брюшного пресса.
Укрепление мышц спины и
брюшного пресса; формирование
навыка ловли мяча в положении
лежа.
7.
"Морская фигура"
Игра на формирование
правильной осанки.
Совершенствование навыков
правильной осанки в различных
исходных положениях, с
различными движениями рук.
8.
"Рыбки и акулы"
Игра на формирование
правильной осанки.
Совершенствование навыков
правильной осанки в положение
строевой стойки.
9.
«Проходи, не
урони!»
Игра на формирование
правильной осанки.
Совершенствование навыков
правильной осанки и положения
головы, совершенствование
координационных двигательных
способностей.
10.
«Дорожка
здоровья»
Игра на развитие
координации
движений.
Развитие ловкости, равновесия,
координации движений.
11.
«Собиралочка»
Игра для формирования
свода стопы.
Укрепление мышечно-связочного
аппарата стоп, развитие
подвижности пальцев ног.
12.
«Пингвины на
льдинах»
Игра на укрепление
мышц нижних
конечностей.
Формирование правильной осанки,
укрепление мышечного корсета
позвоночника, развитие
координации движений в крупных
мышечных группах нижних
конечностей.