Автор: Надежда Владимировна Антонова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: конспект занятия по математике
Тема: Страна математика
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: «Страна математика»
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи
Обучающие:
Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном
порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
Закрепить знания о последовательности дней недели;
Повторить структуру задачи.
Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на
сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое
действие при решении задач;
Закрепить умение составлять число 7 из двух меньших чисел.
Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке.
Формировать навыки определения время по часам с точность до часа.
Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на листе в
клетку.
Развивающие:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания;
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее
самостоятельно;
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к
другу.
Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы и приёмы:
Практические: использование сюрпризных моментов
Наглядные:(использование демонстрационного и раздаточного материала);
Словесные:(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Словарная работа: активизировать в речи количественные и порядковые
числительные, названия дней недели.
Материалы и оборудование: «письмо», конверты с заданиями, счетные
палочки, простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка, карточки с заданиями),
листочки в клетку
Демонстрационный материал:
Цифры от 1 до 10, «Паровоз», набор геометрических фигур, пирамидка, картина с
изображением бабочек и цветов, картинки с изображением овощей, карточки с
цифрами, математическая лесенка, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о
составе чисел.
Раздаточный материал:
Карточки – цифры на каждого ребенка, комплект геометрических фигур на
каждого ребенка, карточки с предметами, на каждого ребенка.
Ход занятия
Ребята у нас сегодня гости давайте поздороваемся.
Воспитатель.
Утренний сбор
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Педагог: Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить
какое занятие нам предстоит.
Загадка
Она – царица всех наук
Без неё мы – как без рук
Научит думать и решать
И много действий совершать (математика)
Правильно. Это Математика очень важная и нужная наука.
Педагог: Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно усвоить
некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его
заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, нашла письмо. А
кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это кто, за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Хотите узнать, о чём он пишет?
Дети: Да!
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите! Злой кот Базилио и лиса Алиса
перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А
чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить
задания. Я боюсь. Что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся
в конверте в коробочке с письмом. Первое задание в конверте под номером 1.»
Воспитатель: - Ну, что, ребята? Поможем Буратино?
Дети: Да!
Задание№1.“Математическая разминка”
1.Вспомнить порядковый счет от 10 до 1
2.Назовите соседей чисел 3,5,7,9
3.Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
4.Назовите предыдущее число чисел 2, 4, 9
5.Назовите последующее число чисел 3, 7, 9.
6.Сколько ушей у двух собак? (4)
7.Сколько дней в неделе? (7)
8. Сколько глаз у светофора? (3)
9. Сколько пальцев на одной ноге? (5)
10. Сколько лап у двух кошек? (8)
11. Сколько пальцев на двух ногах? (10)
12. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
13. Что длиннее неделя или месяц
14. Что длиннее 1 час или 60 минут
15. Сколько месяцев в году
16. Назовите сказки, где упоминается цифра 7.
17. Сколько всего частей в сутках, перечисли их
18. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя».
Сколько их стало всех вместе?
19. Что длиннее 12 месяцев или год
Задание№ 2.
Работа с ножницами: Вырезать геометрические фигуры.
Ориентировка на листе бумаги.
Задание: 1. В Середину листа приклеить красный круг.
2. В правом верхнем углу расположите желтый квадрат.
3. В левом нижнем углу расположите зелёный квадрат.
4. В правом нижнем углу расположите красный прямоугольник.
5. В левом верхнем углу синий прямоугольник.
Молодцы с заданием справились. Уберите на край стола листочки с заданием,
клей, салфетки.
Задание№ 3. Состав числа «7». Игра «Ромашка».
-Ребята, ветер сорвал листочки с цветочка и разбросал. Нам нужно собрать все
листочки. Осталась одна середина и на ней обозначена цифра. Нам нужно собрать
листочки, на которых, написаны числа и обозначают состав числа 7.
Задание№4. «Веселые задачки»
Воспитатель: Нам предстоит с вами решить задачи.
1. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро смело!
Сколько всех их прилетело? (7)
2.«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино.
Помогите Танюшке. Сосчитать игрушки.
3. Шесть весёлых медвежат,
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал. А теперь ответ найди. Сколько мишек впереди?
4.Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток
осталось?
(Нисколько, остальные птицы улетели)
6
.
Сколько рогов у 2-х коров?
(4)
Педагог: Структура задач. Из каких частей состоит задача? Для этого соберем
пирамидку
Что такое условие?
(Условие, это то, что уже известно)
Что такое вопрос задачи?
(Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно
найти)
Что такое решение задачи? (
Решение, это то, что можно сложить, объединить,
прибавить)
Что такое ответ задачи?
(Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
- Послушайте задачу: “ На столе лежало 2 огурца и 3 помидора.
Сколько всего овощей лежало на столе?”.
Где в задачи условие? Условие, это то, что нам уже известно. (на столе лежало 2
огурца и 3 помидора).
Педагог: «Сколько всего овощей?»
Ответы детей: Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно
найти.
Педагог: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего
овощей?
Ответы детей: Нужно сложить, объединить, прибавить: 2 + 3 = 5
Педагог: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ
задачи полным предложением.
Ответы детей: Всего 5 овощей.
«Физкультминутка»
«Буратино».
«Буратино потянулся,
Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
На уровне груди, вытянуть
И руками помахать».
- Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше занятие.
Воспитатель: - А теперь откроем следующий конверт.
Задание 5. Теперь я из конверта достаю последнее задание. Чтобы помочь
Буратино вернуть ключик нам ребятки, надо нарисовать золотые ключики. На
столе лежат листочки и следующее задание.
Графический диктант «Ключик»
Работа детей на листочках в клетку.
Отправляем ключики в конверте с мл. воспитателем. Подводим итог занятия 1.
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать
Буратино? Какие задания мы выполняли? Покажите карточку того цвета, как вы
себя оцениваете. (красный, синий. Зелёный). Трудно было, выполнять задания
или нет.
Ответы детей: подводят итог.
Воспитатель: Молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были
очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в
трудной ситуации и справились со всеми заданиями.
Рефлексия: -Что вам больше всего понравилось?
- Что вам больше всего понравилось?