Автор: Жучкова Кристина Юрьевна
Должность: Преподаватель академического вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ ГО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), п. Жатай
Наименование материала: статья
Тема: "Новые условия обучения вокалу. Дистанционная форма и новые проблемы"
Раздел: дополнительное образование
НОВЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ: ДИСТАНЦИОННАЯ
ФОРМА. НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Жучкова Кристина Юрьевна
Жучкова К. Ю. – преподаватель академического вокала ГБОУ ДО ДШИ ГО
«Жатай», лауреат регионального, всероссийских и международных конкурсов.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена сложившейся
эпидемиологической ситуацией что налагает кардинальные изменения на процесс
обучения постановке голоса в рамках дисциплины «Сольное пение» в Детских школах
искусств и детских музыкальных школах.
Ключевые слова: педагогика, музыка, академическое пение, постановка голоса,
проблемы, коронавирусная инфекция.
Внедряемая ныне в педагогическую практику дистанционная форма
проведения
занятий
вносит
кардинальные
изменения
в
исторически
сложившуюся систему вокальной подготовки обучающихся сольному пению.
С одной стороны, в современных социокультурных реалиях применение
данной формы обусловлено стремлением максимально сократить опасность
распространения
коронавирусной
инфекции
у
учащихся,
посредством
замещения
непосредственных
контактов
педагога
с
учениками
и
использования с этой целью потенциальных возможностей информационных
и компьютерных средств. С другой стороны, при отказе от очной формы
обучения
возникает
целый
ряд
проблем
в
связи
с
особенностями
исполнительской и педагогической деятельности в классе академического
вокала в детских школах искусств (ДШИ) и детских музыкальных школах
(ДМШ), которые необходимо учитывать.
Охарактеризуем лишь некоторые из них:
1.
При традиционной форме обучения работа с вокальными
произведениями, как правило, подразумевает фортепианное сопровождение и
предполагает
участие
концертмейстера.
В
условиях
дистанционного
обучения
такое
взаимодействие
практически
невозможно,
поскольку
происходит задержка передачи аудио и видеоинформации и, как следствие,
наблюдаются ритмические и акустические искажения.
2.
В основе обучения профессиональному пению лежит процесс
образования мышечных условных рефлексов, посредством многократных
повторений того или иного тематического материала. В условиях работы в
учебном классе, взаимодействие между преподавателем и учеником идет
планомерно. Координация певческих действий и прогресс ученика позволяет
выстраивать ход урока соразмерно тем возможностям, коими он, ученик,
обладает. Дистанционная же форма подразумевает собой планирование хода
урока исходя из функционала тех или иных электронных площадок и
стабильности соединения с сетью, в результате, образовательный процесс
нацелен не на качество и прогресс юных даровании, а на «урок ради урока».
3.
Немаловажным фактором развития певческих качеств является
акустическая
составляющая.
На
начальном
этапе,
когда
нет
четкой
координации действий велика вероятность чрезмерного форсирования
звуком
что
в
следствии
приводит
к
мышечной
раскоординации
и
нарушениям в работе связок. В этот период особенно важен контроль со
стороны
преподавателя.
При
использовании
электронных
систем
взаимодействия (ZOOM, WhatsApp Skype и пр.) голос певца подвергается
сильному
маскирующему
(заглушающему)
воздействию,
искажается
акустика пространства, что в результате влияет на слуховое восприятие
педагогом голоса ученика и в значительной мере оказывает воздействие на
рекомендации по динамике исполнения.
4.
Эффективными
способами
повышения
профессионального
уровня вокальной деятельности и усвоения учебного материала в процессе
вокального обучения являются выстраивание эмоциональной динамики
урока,
эмоциональной
отзывчивости
учащегося.
При
дистанционном
обучении отсутствие тактильного, визуального и эмоционального контактов
снижает результативность педагогической деятельности в целом и вокальной
в частности. Необходимость работать перед камерой провоцирует мышечную
статичность и эмоциональную закрепощённость, что значительно снижает
качество и вокально-технической, и эмоционально-образной составляющих
вокального исполнения. Более того, занятия в таких условиях также могут
привести к выработке неверных координаций.
Несомненно,
очный
формат
обучения
–
есть
единственный,
продуктивный, проверенный веками метод передачи музыкальных знании из
поколения в поколения. Преемственность эмпирического метода познания в
образовательном процессе вокального воспитания является первоочередной
и незаменимой. Безусловно, современные реалии вносят свои коррективы в
образовательный процесс Детских школ искусств и детских музыкальных
школ, к которым необходимо адаптироваться всем. Вместе с этим изменение
в сложившейся системе образовывания музыке оставят ощутимый след на
самом процессе становления юного музыканта.
Литература
1.
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2012. –
368 с.,
нот, ил.
2.
Далецкий О. В. Обучение пению: Путь к бельканто. Из опыта
педагога.
Учебное пособие/ О. В. Далецкий. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.:
Издательский дом «Фаина», 2011. – 352 с.
3.
Морозов В. П. Особенности акустического строения и восприятия
детской
вокальной речи // Детский голос. экспериментальные исследования. М.,
1970. С. 64—134.