Напоминание

"Новые условия обучения вокалу. Дистанционная форма и новые проблемы"


Автор: Жучкова Кристина Юрьевна
Должность: Преподаватель академического вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ ГО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), п. Жатай
Наименование материала: статья
Тема: "Новые условия обучения вокалу. Дистанционная форма и новые проблемы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




НОВЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ: ДИСТАНЦИОННАЯ

ФОРМА. НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Жучкова Кристина Юрьевна

Жучкова К. Ю. – преподаватель академического вокала ГБОУ ДО ДШИ ГО

«Жатай», лауреат регионального, всероссийских и международных конкурсов.

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена сложившейся

эпидемиологической ситуацией что налагает кардинальные изменения на процесс

обучения постановке голоса в рамках дисциплины «Сольное пение» в Детских школах

искусств и детских музыкальных школах.

Ключевые слова: педагогика, музыка, академическое пение, постановка голоса,

проблемы, коронавирусная инфекция.

Внедряемая ныне в педагогическую практику дистанционная форма

проведения

занятий

вносит

кардинальные

изменения

в

исторически

сложившуюся систему вокальной подготовки обучающихся сольному пению.

С одной стороны, в современных социокультурных реалиях применение

данной формы обусловлено стремлением максимально сократить опасность

распространения

коронавирусной

инфекции

у

учащихся,

посредством

замещения

непосредственных

контактов

педагога

с

учениками

и

использования с этой целью потенциальных возможностей информационных

и компьютерных средств. С другой стороны, при отказе от очной формы

обучения

возникает

целый

ряд

проблем

в

связи

с

особенностями

исполнительской и педагогической деятельности в классе академического

вокала в детских школах искусств (ДШИ) и детских музыкальных школах

(ДМШ), которые необходимо учитывать.

Охарактеризуем лишь некоторые из них:

1.

При традиционной форме обучения работа с вокальными

произведениями, как правило, подразумевает фортепианное сопровождение и

предполагает

участие

концертмейстера.

В

условиях

дистанционного

обучения

такое

взаимодействие

практически

невозможно,

поскольку

происходит задержка передачи аудио и видеоинформации и, как следствие,

наблюдаются ритмические и акустические искажения.

2.

В основе обучения профессиональному пению лежит процесс

образования мышечных условных рефлексов, посредством многократных

повторений того или иного тематического материала. В условиях работы в

учебном классе, взаимодействие между преподавателем и учеником идет

планомерно. Координация певческих действий и прогресс ученика позволяет

выстраивать ход урока соразмерно тем возможностям, коими он, ученик,

обладает. Дистанционная же форма подразумевает собой планирование хода

урока исходя из функционала тех или иных электронных площадок и

стабильности соединения с сетью, в результате, образовательный процесс

нацелен не на качество и прогресс юных даровании, а на «урок ради урока».

3.

Немаловажным фактором развития певческих качеств является

акустическая

составляющая.

На

начальном

этапе,

когда

нет

четкой

координации действий велика вероятность чрезмерного форсирования

звуком

что

в

следствии

приводит

к

мышечной

раскоординации

и

нарушениям в работе связок. В этот период особенно важен контроль со

стороны

преподавателя.

При

использовании

электронных

систем

взаимодействия (ZOOM, WhatsApp Skype и пр.) голос певца подвергается

сильному

маскирующему

(заглушающему)

воздействию,

искажается

акустика пространства, что в результате влияет на слуховое восприятие

педагогом голоса ученика и в значительной мере оказывает воздействие на

рекомендации по динамике исполнения.

4.

Эффективными

способами

повышения

профессионального

уровня вокальной деятельности и усвоения учебного материала в процессе

вокального обучения являются выстраивание эмоциональной динамики

урока,

эмоциональной

отзывчивости

учащегося.

При

дистанционном

обучении отсутствие тактильного, визуального и эмоционального контактов

снижает результативность педагогической деятельности в целом и вокальной

в частности. Необходимость работать перед камерой провоцирует мышечную

статичность и эмоциональную закрепощённость, что значительно снижает

качество и вокально-технической, и эмоционально-образной составляющих

вокального исполнения. Более того, занятия в таких условиях также могут

привести к выработке неверных координаций.

Несомненно,

очный

формат

обучения

есть

единственный,

продуктивный, проверенный веками метод передачи музыкальных знании из

поколения в поколения. Преемственность эмпирического метода познания в

образовательном процессе вокального воспитания является первоочередной

и незаменимой. Безусловно, современные реалии вносят свои коррективы в

образовательный процесс Детских школ искусств и детских музыкальных

школ, к которым необходимо адаптироваться всем. Вместе с этим изменение

в сложившейся системе образовывания музыке оставят ощутимый след на

самом процессе становления юного музыканта.

Литература

1.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2012. –

368 с.,

нот, ил.

2.

Далецкий О. В. Обучение пению: Путь к бельканто. Из опыта

педагога.

Учебное пособие/ О. В. Далецкий. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.:

Издательский дом «Фаина», 2011. – 352 с.

3.

Морозов В. П. Особенности акустического строения и восприятия

детской

вокальной речи // Детский голос. экспериментальные исследования. М.,

1970. С. 64—134.



В раздел образования