Авторы: Овсянникова Татьяна Евгеньевна, Рудь Любовь Александровна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№47 г.Белгорода
Населённый пункт: Белгородской области, г.Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие мышления в процессе обучения на первой стадии обучения.»
Раздел: начальное образование
«Развитие мышления в процессе обучения на первой стадии обучения.»
Овсянникова Т.Е.
Рудь Л.А.
учителя начальных классов
МБОУ СОШ№47г.Белгорода
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе
обучения.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим
понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях,
позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль.
Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается,
совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает
предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь - это
канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее
будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация, - материал
мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует
развитию мышления
.
Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы
неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа
мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами
деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа
стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное
влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые
усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь
мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку,
значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе
оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь
тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям
языковой форме. Речь разнообразна. Это разговор друзей и горячий призыв
оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. Внутренняя речь - это речь
мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчетливых внешних
проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена четких
грамматических форм. Внешняя речь - это речь - общение, речь для других. Она
рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или
слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание
зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в
развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений.
Монолог - это речь одного человека, рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от
диалога монолог произволен, требует волевого умения, а иногда и значительной
подготовительной работы.
Речь конкретного человека - это отношение его общей культуры. Поэтому речь
должна отвечать определенным правилам.
Правильность - это сообщение норм современного литературного языка -
грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством
хорошей речи.
Ясность - это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и
выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Чистота - свободная от лексики, находящаяся за пределами литературного языка
(жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность - значение слов и словосочетаний и предметной сторонами речи.
Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато
выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением
предложений действовать на адресата.
Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той
же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.
Письменной речи, в общем, свойственны одни и те же черты, что и в устной, но они
более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты.
Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения
крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения больше
книжных слов.
Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения,
интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной.
В-третьих, письменная речь ограничена орфографией.
В-четвертых, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее,
чем устная.
В-пятых, письменная речь - это речь подготовленная, подлежащая проверке,
поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной
речью способствует повышению общей языковой культуры.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной - это
есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть вкладов
речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой
деятельности.
Рассмотрим механизмы речевой деятельности. Человек всю свою жизнь
совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из
потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными
побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими
впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит - потребность
общения - это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с
помощью общепринятых знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов
речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду.
Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребенка речевая среда, во
многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает
ребенку не только общаться с другими людьми, но познавать мир. Богатство речи во
многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями,
от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в
языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого
развития.
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. В начале язык
усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно,
стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень
важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в
ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного
норме, умение отличать литературный, «правильный», от литературного, от
просторечия, диалектов, жаргонов.
Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо - это
речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики,
грамматики, орфографии.
Третья сфера работы школы по речевому развитию - это доведение речевых умений
детей до какого-то базового минимума, ниже которого не должен остаться ни один
ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.
Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц
артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие "фонематического слуха,
бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.
Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит
отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и
выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.
Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа
(низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения
слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны
и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между
звуками и их сочетаниями.
В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки
последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по
твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость, мягкость
на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка
словообразования и словоизменения.
Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет
грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно
использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить
ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости.
Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из
контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное
развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов
из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается
установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает
новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом. Следует
отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом
определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как
пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и
активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу.
Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно
употреблять его в самостоятельной речи.[26, c 143]
Специальные развивающие методики включают упражнения для тренировки мышц
артикулляционно - речевого аппарата, задания на развитие фонематического слуха,
грамматических навыков, словарного запаса.
Таким образом, работа по развитию речи должна проводиться с самых первых
ступеней обучения. Но «речь - это языковая функция», поэтому говорить именно о
развитии речи как таковой нельзя. В этом вопросе следует обратиться к
психологии. Разрабатывая вслед за Л. С. Выготским теорию деятельности,
психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью,
речевой деятельностью.
Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и
восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе
взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Именно на последний
пункт данного определения хотелось бы обратить особое внимание. Учитель чаще
всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к
кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) -- обычно он
«просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному
материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают.
Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой
деятельности вытекают два методических вывода:
прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания,
необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей
потребности, желания вступить в речевое общение;
предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем
и при каких обстоятельствах они обращаются.
Изучение психолингвистической и методической литературы привело нас к выводу
о необходимости создания речевых ситуаций для совершенствования речевой
деятельности, особенно при проведении сочинений.
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип
обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее
обучение:
* учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и
особенностям индивидуума;
* опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных
личности;
расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;
происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает
зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние
процессы психических новообразований.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от
актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на
интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Развитие Л.В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка,
не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних,
глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики -
ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом
взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе
обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент -
когнитивные (познавательные) структуры. Именно когнитивные структуры
развиваются с возрастом в процессе обучения, т.к. это относительно стабильные,
компактные, обобщенно-смысловые представления знаний, способов их получения
и использования, хранящиеся в долговременной памяти. Вовлекая ученика в
учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности,
учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе
предыдущего обучения, каковы психологические особенности этого процесса и
степень осмысления учащимися собственной деятельности.
Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.В. Занков
предложил следующие показатели:
*наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических
функций;
отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;
практические действия - умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ставит целью
формировать теоретическое сознание и мышление; передать детям не столько
знания, сколько способы умственных действий; воспроизвести в учебной
деятельности детей логику научного познания.
Ученые исходят из того, что развивающий характер обучения связан, прежде всего,
с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Основу
системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения - это
постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через
его скрытые конкретные взаимосвязи.
Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) -
особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как
субъекта учения. ЦУД не тождественна активности. В данном случае
активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей,
принципов. Организовать ЦУД - основная и наиболее сложная методическая задача
учителя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов:
проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых
методов, новых методов оценивания результатов и др.
Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение детям выводов
науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за
диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного
поиска.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную
ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в
отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных
задач.
Задача учителя - не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений,
навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в
ученике инстинкт познания, самосовершенствования.