Автор: Попова Татьяна Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №8"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Программа профессиональной пробы по профессии
Тема: "Артист хора оперного театра"
Раздел: среднее образование
Программа
профессиональной пробы по профессии
«Артист хора оперного театра»
Разработала
Попова Татьяна Викторовна
Учитель музыки
МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Пермь-2017
Перед
современным
образованием
сегодня
стоит
задача
не
столько
профессиональной подготовки взрослеющего гражданина, сколько формирование у него
способностей
к
самоопределению,
пристраиванию
собственного
маршрута
развития,
наилучшим образом позволяющего раскрыть его возможности, способности и интересы.
Наиболее
остро
данный
вопрос
стоит
сейчас,
когда
существует
на
рынке
труда
переизбыток
отдельных
профессий.
Этим
обусловлена
задача
выстраивания
системы
профессиональных проб именно в системе общего образования, поскольку, заканчивая ОУ,
выпускник стоит перед серьёзным выбором, выбором своего будущего.
В
процессе
проведения
профессиональной
пробы
обучающиеся
овладеют
первоначальными знаниями, умениями и навыками, которые помогут им сформировать
определенное
мнение
о
профессии
и,
возможно,
способствовать
профессиональному
выбору их жизненного пути.
Данный курс профессиональных проб предназначен для обучающихся в объеме 16
академических часов. Количество учащихся в группе определяется желанием подростков
попробовать себя в этой профессии (группа от 3 до 6 человек). Набор учащихся в группу
осуществляется независимо от уровня знаний, умений, навыков в соответствии с их
желаниями.
Продолжительность курса: 16 часов/8 занятий.
Режим занятий: 2 часа учебного времени (академический час).
Цель: формирование у обучающихся первоначальных представлений о работе артиста
хора оперного театра, помощь в профессиональном самоопределении.
Задачи программы:
- формирование представлений о специфике деятельности артиста хора;
- формирование умения свободно держаться на сцене, умения владеть голосом;
- развитие способностей к исполнению сложных партий в оперных постановках;
- выявление у обучающихся склонностей и способностей к выбранной профессии.
Планируемый результат:
Программа
курса
строится
на
принципах
теоретического
осмысления
и
логической
систематизации полученных знаний.
по окончании обучения учащиеся должны знать:
- характер труда и обязанности артиста хора оперного театра;
-
качества
личности,
обеспечивающие
успешность
выполнения
профессиональной
деятельности;
- основные принципы медицинской профилактики голосовых связок и органов дыхания;
- правила организации профилактической медицинской работы с голосовым аппаратом.
должны уметь:
Рассказывать о композиторе, подробно разбирать оперу по действиям, картинам и
ролям, с прослушиванием и показом.
Разбирать оперу по партиям.
Знать и исполнять свою партию (сопрано, альт).
Исполнение музыкальных партий со словами на сцене в контексте оперного спектакля
(индивидуальная и коллективная работа).
Организовать профилактические мероприятия по здоровьесбережению для себя и
других учащихся.
Учебно-тематический план
№
занят
ия
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Ведение в профессию
Основные принципы работы
Артиста хора оперного театра
1
1
2
2
Выявление у обучающихся склонностей и
способностей к выбранной профессии
1
1
2
3
Развитие способностей к исполнению сложных
партий в оперных постановках
1
1
2
4
Разбор оперы по партиям
1
1
2
5
Формирование умения свободно исполнять свою
партию (сопрано, альт)
1
1
2
6
Формирование умения свободно держаться на сцене,
умения владеть голосом (в репетиционном зале)
1
1
2
7
Исполнение музыкальных партий со словами на
сцене в контексте оперного спектакля
(индивидуальная и коллективная работа)
1
1
2
8
Правила организации профилактической
медицинской помощи.
Организация профилактических мероприятий по
здоровьесбережению для себя и других учащихся.
1
1
2
Итого:
8
8
16
Содержание программы
1 занятие
Введение в профессию.
Основные принципы работы Артиста хора оперного театра.
2 занятие
Выявление у обучающихся склонностей и способностей к выбранной профессии.
3 занятие
Развитие способностей к исполнению сложных партий в оперных постановках.
4 занятие
Разбор оперы по партиям.
5 занятие
Формирование умения свободно исполнять свою партию (сопрано, альт).
6 занятие
Формирование умения свободно держаться на сцене, умения владеть голосом (в
репетиционном зале).
7 занятие
Исполнение музыкальных партий со словами на сцене в контексте оперного спектакля
(индивидуальная и коллективная работа).
8 занятие
Правила организации профилактической медицинской помощи.
Организация профилактических мероприятий по здоровьесбережению для себя и других
учащихся.
Образовательные продукты
В процессе обучения учащиеся будут наблюдать за работой артистов хора, хормейстера,
постановщика сценических действий, солистов, музыкантов симфонического оркестра,
дирижёра хора и оркестра - специалистов разного профиля (осветители, звукорежиссёры,
звукооператоры, костюмеры и т.д.).
Полноценное
участие
в
постановке
оперного
спектакля
в
качестве
артиста
хора
оперного театра.
Контроль результативности
Основная форма контроля - выполнение профессиональной пробы.
Поурочный контроль - в процессе обучения учащихся выполняются практические
работы, которые оцениваются по 10-бальной системе согласно установленным критериям.
Результаты контроля обсуждаются, анализируются; позволяют видеть итог своего труда,
что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Критерии
оценки
выполнения
практических
заданий (разработаны
с
учетом
рекомендаций д.п.н. профессора Чистяковой С.Н.):
При оценке выполненных работ используется 10-ти бальная система:
8-10 баллов - "отлично"
6-7 баллов - "хорошо"
4-5 баллов - "плохо"
1-3 балла - "очень плохо"
Степень
само стоятельно сти
при
выполнении
заданий
( и с п о л ь з у е т с я
дифференцированный подход при делении детей на группы по В.В.Воронковой):
1 тип - учащийся выполняет задание самостоятельно, не прибегая к помощи учителя и
не пользуясь технической документацией.
2 тип - учащийся выполняет задание самостоятельно с использованием
технологических и инструкционных карт, без помощи учителя.
3 тип - учащийся выполняет задание, постоянно обращаясь за помощью к учителю или
другим учащимся.
4 тип - учащийся не проявляет самостоятельности, не может выполнить задание без
пошаговой помощи педагога.
Практический этап включает в себя поведение проб 3 уровней.
При оценке выполненной пробы выделяются аспекты:
Т - технологический
(ученик знает технологию, порядок действия, инструмент).
С - ситуативный
(ученик выполняет задание, как может, как считает нужным, как получается).
Ф - функциональный
(ученик выполняет задание правильно, как положено, в нужной последовательности).
Приложение 1
Профессиограмма ______________________________________
Общая характеристика профессии: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Содержание труда: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Условия труда: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Требования профессии к человеку: ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Противопоказания:_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Необходимые знания: ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Где можно получить специальность: _______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Родственные профессии: ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________