Автор: Баканович Елена Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 п.Михайловка
Населённый пункт: Черемховский район Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы преподавания физкультуры в сельской школе
Раздел: полное образование
Проблемы преподавания физкультуры в сельской школе
Годы
учения,
годы
детства,
отрочества и юности должны стать
для каждого ученика точкой опоры на
всю оставшуюся жизнь.
Проблемы школы в поселках, подобных нашему, стандартные —
крупных
предприятий
нет,
работы
нет,
отцы
в
семьях
периодически
отсутствуют, работают вахтовым методом, да и матери зачастую тоже на
заработках. Дети остаются на попечении бабушек, а практически многие
подростки предоставлены самим себе. Телефоны, общение в сетях, телевизор. и
тренажерный зал, на который нужны деньги. Таким образом, у школьных
учителей имеется огромное поле деятельности по отвлечению детей от вредных
и пагубных привычек, по привлечению их к полезным занятиям. И спорт здесь
играет важнейшую роль. А перед учителем физкультуры стоит важнейшая
задача: через занятия физкультурой и спортом существенно повлиять на
становление подростка, формирование не только его физических данных, но и
морального облика. Правда, решать их учителю физкультуры приходится в
непростых условиях. Каждому ребенку требуется внимание, у каждого надо
найти сильные стороны и дать им развитие. Работа существенно осложняется:
а) при отсутствии современного оборудования;
б) при недостаточном финансировании спортивных и оздоровительных
мероприятий;
в) В школе много детей с ослабленным здоровьем, а групп ЛФК нет, что
опять-таки связано с недостаточным финансированием.
г) при единственном спортзале для всех учащихся с первого по 11 класс.
Что может в такой ситуации сделать учитель? Конечно, прежде всего
обеспечить проведение урочных и внеурочных занятий на оптимальном уровне,
с учетом индивидуальных физических и психологических особенностей
учащихся. И этим как раз отличается наша школа.
С первых дней её функционирования, с 1974 года и по настоящее время, в
школе соблюдаются традиции спортивного воспитания. Основу этих традиций
заложили ветераны педагогического труда Фаина Михайловна Максименко и
Вадим Степанович Тюменцев. Сейчас физкультуру преподают их ученики.
Проведение уроков на высоком методическом уровне, регулярные занятия
спортивных секций, вовлечение в секции трудных подростков, проведение
интересных и значимых для детей массовых спортивных мероприятий дают
ощутимые результаты:
Наши школьники — многократные победители и призеры районных
соревнований по волейболу и баскетболу, легкой атлетике, футболу.
Мы - многократные победители районной Спартакиады школьников
Черемховского района.
Трижды
наши
баскетболисты
становились
призерами
областных
соревнований по баскетболу, и однажды – победителями. К сожалению, на
областные соревнования, даже при победе в районе, мы можем попасть только
при наличии финансирования. А оно определяется не школой.
Учителя школы своим примером агитируют за здоровый образ жизни.
Среди моих коллег есть призеры соревнований по шахматам, лыжам и
настольному
теннису
в
рамках
Спартакиады
работников
образования
Черемховского
района. Команда
учителей
— неоднократный
призер и
победитель в соревнованиях по волейболу. Совместные тренировки, игры
способствуют улучшению взаимопонимания между детьми и взрослыми. К
сожалению, в таких тренировках не хватает родителей, они активно участвуют
в спортивно - массовых мероприятиях со своими детьми преимущественно в
начальной школе.
Популярны у школьников товарищеские встречи со спортсменами
поселков Средний и Белореченск, ДЮСШ г. Черемхово и нашего поселка.
Встречи эти очень полезны для каждой из сторон в плане приобретения
игрового опыта, а также навыков общения.
Но все эти мероприятия всё-таки не решают одной из главных проблем:
приобщению абсолютного большинства детей к физкультуре и спорту, к
здоровому
образу
жизни.
Одно
из
решений
—
организация
специализированных классов. В нашей школе несколько лет апробировался
муниципальный
эксперимент
«Организация
кадетского
класса
в
общеобразовательной школе». Основные этапы этого эксперимента были
направлены на нравственное, патриотическое и физическое воспитание детей.
Но в кадеты шли, как правило, физически подготовленные ребята. А как
поднять уровень физической подготовки остальных учащихся?
После
многих
обсуждений возникла идея организации спортивно — оздоровительного класса.
Провели предварительную работу с родителями и учащимися, привели
аргументы школьного врача и результаты медицинских осмотров. Получив
согласие родителей и детей, инициативная группа вышла с предложением об
открытии спортивно-оздоровительного класса. Такой класс открыли в рамках
школьного эксперимента на базе второго класса.
Создание спортивно - оздоровительных классов считаем актуальным по
многим причинам:
Невысокий уровень физического развития современных школьников
Рост количества обучающихся с хроническими заболеваниями
Снижение интереса школьников к занятиям физкультурой и спортом
Увеличение количества школьников, имеющих вредные привычки
Снижение роли семейного воспитания в формировании здорового образа
жизни
Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве
спортивно-оздоровительного класса осуществляется на основе учебного плана
и годового календарного графика учебных занятий, разрабатываемых и
утверждаемых школой для данного класса, и регламентируется расписанием
занятий.
Организационно спортивно - оздоровительный класс является структурой
учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половину. В
первой половине дня учащиеся изучают преимущественно общеучебные
предметы,
во
второй
—
для
них
организованы
дополнительные
и
факультативные (элективные) занятия, спортивные секции.
В каникулярные дни и по окончании учебного года
проводятся
туристические походы в рамках дополнительных образовательных программ,
являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью
укрепление здоровья и воспитание навыков ЗОЖ.
Прошло три года. Предварительные итоги таковы:
Эксперимент
интересен как для детей, так и для взрослых. Родители поддерживают детей,
участвуют с ними в соревнованиях, туристических походах и экскурсиях. 70 %
детей посещают секции баскетбола и волейбола. Для учащихся спортивно-
оздоровительного класса дополнительно организовано обучение бальным
танцам.
Эксперимент показал, что регулярные занятия физкультурой и спортом
положительно
сказываются
и на
здоровье детей,
и
на их
морально-
нравственном
и
патриотическом
воспитании.
Общие
занятия
спортом,
совместные туристические походы и прогулки оказались полезными не только
детям, но и родителям. Многие родители по - новому посмотрели и на учебно-
воспитательный процесс, и на уровень физической и морально-нравственной
подготовки своих детей, и на поведение собственного ребенка в коллективе.
Проблемы, конечно, остаются. У нас достаточно много детей из
многодетных и малообеспеченных семей. Поэтому трудности возникают при
каждой поездке в бассейн, туристическую базу или в музей. Материальная
сторона этих мероприятий обеспечивается за счет родителей, поэтому
стопроцентного участия получить не удавалось.
Сейчас дети учатся в 5 классе. Появилось много новых предметов, новых
учителей. Но отрадно то, что на физкультуру дети идут с удовольствием, и нет
проблем и с посещением спортивных секций. События последнего года внесли
свои коррективы и в работу школы, но мы, все участники эксперимента,
надеемся, что наши дети будут здоровы, и физкультура и спорт останутся их
спутниками на всю жизнь.
Школа – это прекрасная страна, где каждый день не похож на
предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного,
важного…
Уверена, что те полезные навыки общения и спортивных
тренировок, которые наши воспитанники приобрели в процессе эксперимента,
непременно помогут им в будущем.
Баканович
Елена
Сергеевна,
учитель
физкультуры МКОУ СОШ №1 п. Михайловка
Черемховского района Иркутской области.