Напоминание

Проблемы преподавания физкультуры в сельской школе


Автор: Баканович Елена Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 п.Михайловка
Населённый пункт: Черемховский район Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы преподавания физкультуры в сельской школе
Раздел: полное образование





Назад




Проблемы преподавания физкультуры в сельской школе

Годы

учения,

годы

детства,

отрочества и юности должны стать

для каждого ученика точкой опоры на

всю оставшуюся жизнь.

Проблемы школы в поселках, подобных нашему, стандартные —

крупных

предприятий

нет,

работы

нет,

отцы

в

семьях

периодически

отсутствуют, работают вахтовым методом, да и матери зачастую тоже на

заработках. Дети остаются на попечении бабушек, а практически многие

подростки предоставлены самим себе. Телефоны, общение в сетях, телевизор. и

тренажерный зал, на который нужны деньги. Таким образом, у школьных

учителей имеется огромное поле деятельности по отвлечению детей от вредных

и пагубных привычек, по привлечению их к полезным занятиям. И спорт здесь

играет важнейшую роль. А перед учителем физкультуры стоит важнейшая

задача: через занятия физкультурой и спортом существенно повлиять на

становление подростка, формирование не только его физических данных, но и

морального облика. Правда, решать их учителю физкультуры приходится в

непростых условиях. Каждому ребенку требуется внимание, у каждого надо

найти сильные стороны и дать им развитие. Работа существенно осложняется:

а) при отсутствии современного оборудования;

б) при недостаточном финансировании спортивных и оздоровительных

мероприятий;

в) В школе много детей с ослабленным здоровьем, а групп ЛФК нет, что

опять-таки связано с недостаточным финансированием.

г) при единственном спортзале для всех учащихся с первого по 11 класс.

Что может в такой ситуации сделать учитель? Конечно, прежде всего

обеспечить проведение урочных и внеурочных занятий на оптимальном уровне,

с учетом индивидуальных физических и психологических особенностей

учащихся. И этим как раз отличается наша школа.

С первых дней её функционирования, с 1974 года и по настоящее время, в

школе соблюдаются традиции спортивного воспитания. Основу этих традиций

заложили ветераны педагогического труда Фаина Михайловна Максименко и

Вадим Степанович Тюменцев. Сейчас физкультуру преподают их ученики.

Проведение уроков на высоком методическом уровне, регулярные занятия

спортивных секций, вовлечение в секции трудных подростков, проведение

интересных и значимых для детей массовых спортивных мероприятий дают

ощутимые результаты:

Наши школьники — многократные победители и призеры районных

соревнований по волейболу и баскетболу, легкой атлетике, футболу.

Мы - многократные победители районной Спартакиады школьников

Черемховского района.

Трижды

наши

баскетболисты

становились

призерами

областных

соревнований по баскетболу, и однажды – победителями. К сожалению, на

областные соревнования, даже при победе в районе, мы можем попасть только

при наличии финансирования. А оно определяется не школой.

Учителя школы своим примером агитируют за здоровый образ жизни.

Среди моих коллег есть призеры соревнований по шахматам, лыжам и

настольному

теннису

в

рамках

Спартакиады

работников

образования

Черемховского

района. Команда

учителей

— неоднократный

призер и

победитель в соревнованиях по волейболу. Совместные тренировки, игры

способствуют улучшению взаимопонимания между детьми и взрослыми. К

сожалению, в таких тренировках не хватает родителей, они активно участвуют

в спортивно - массовых мероприятиях со своими детьми преимущественно в

начальной школе.

Популярны у школьников товарищеские встречи со спортсменами

поселков Средний и Белореченск, ДЮСШ г. Черемхово и нашего поселка.

Встречи эти очень полезны для каждой из сторон в плане приобретения

игрового опыта, а также навыков общения.

Но все эти мероприятия всё-таки не решают одной из главных проблем:

приобщению абсолютного большинства детей к физкультуре и спорту, к

здоровому

образу

жизни.

Одно

из

решений

организация

специализированных классов. В нашей школе несколько лет апробировался

муниципальный

эксперимент

«Организация

кадетского

класса

в

общеобразовательной школе». Основные этапы этого эксперимента были

направлены на нравственное, патриотическое и физическое воспитание детей.

Но в кадеты шли, как правило, физически подготовленные ребята. А как

поднять уровень физической подготовки остальных учащихся?

После

многих

обсуждений возникла идея организации спортивно — оздоровительного класса.

Провели предварительную работу с родителями и учащимися, привели

аргументы школьного врача и результаты медицинских осмотров. Получив

согласие родителей и детей, инициативная группа вышла с предложением об

открытии спортивно-оздоровительного класса. Такой класс открыли в рамках

школьного эксперимента на базе второго класса.

Создание спортивно - оздоровительных классов считаем актуальным по

многим причинам:

Невысокий уровень физического развития современных школьников

Рост количества обучающихся с хроническими заболеваниями

Снижение интереса школьников к занятиям физкультурой и спортом

Увеличение количества школьников, имеющих вредные привычки

Снижение роли семейного воспитания в формировании здорового образа

жизни

Образовательный процесс в социально-педагогическом пространстве

спортивно-оздоровительного класса осуществляется на основе учебного плана

и годового календарного графика учебных занятий, разрабатываемых и

утверждаемых школой для данного класса, и регламентируется расписанием

занятий.

Организационно спортивно - оздоровительный класс является структурой

учебного дня с делением учебного периода на первую и вторую половину. В

первой половине дня учащиеся изучают преимущественно общеучебные

предметы,

во

второй

для

них

организованы

дополнительные

и

факультативные (элективные) занятия, спортивные секции.

В каникулярные дни и по окончании учебного года

проводятся

туристические походы в рамках дополнительных образовательных программ,

являющихся продолжением образовательного процесса и имеющих целью

укрепление здоровья и воспитание навыков ЗОЖ.

Прошло три года. Предварительные итоги таковы:

Эксперимент

интересен как для детей, так и для взрослых. Родители поддерживают детей,

участвуют с ними в соревнованиях, туристических походах и экскурсиях. 70 %

детей посещают секции баскетбола и волейбола. Для учащихся спортивно-

оздоровительного класса дополнительно организовано обучение бальным

танцам.

Эксперимент показал, что регулярные занятия физкультурой и спортом

положительно

сказываются

и на

здоровье детей,

и

на их

морально-

нравственном

и

патриотическом

воспитании.

Общие

занятия

спортом,

совместные туристические походы и прогулки оказались полезными не только

детям, но и родителям. Многие родители по - новому посмотрели и на учебно-

воспитательный процесс, и на уровень физической и морально-нравственной

подготовки своих детей, и на поведение собственного ребенка в коллективе.

Проблемы, конечно, остаются. У нас достаточно много детей из

многодетных и малообеспеченных семей. Поэтому трудности возникают при

каждой поездке в бассейн, туристическую базу или в музей. Материальная

сторона этих мероприятий обеспечивается за счет родителей, поэтому

стопроцентного участия получить не удавалось.

Сейчас дети учатся в 5 классе. Появилось много новых предметов, новых

учителей. Но отрадно то, что на физкультуру дети идут с удовольствием, и нет

проблем и с посещением спортивных секций. События последнего года внесли

свои коррективы и в работу школы, но мы, все участники эксперимента,

надеемся, что наши дети будут здоровы, и физкультура и спорт останутся их

спутниками на всю жизнь.

Школа – это прекрасная страна, где каждый день не похож на

предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного,

важного…

Уверена, что те полезные навыки общения и спортивных

тренировок, которые наши воспитанники приобрели в процессе эксперимента,

непременно помогут им в будущем.

Баканович

Елена

Сергеевна,

учитель

физкультуры МКОУ СОШ №1 п. Михайловка

Черемховского района Иркутской области.



В раздел образования