Напоминание

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Автор: Валиева Дилбар Ахметовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Кумертау РБ
Наименование материала: статья
Тема: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Д.А.Валиева, учитель начальных классов

Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных

технологий обучения. Игровые технологии оказывают положительное влияние

на формирование духового мира школьников, формирование их читательского

опыта,

развитие

коммуникативной

компетенции,

способности

к

самостоятельному литературному творчеству.

Под

игровыми

технологиями

принято

рассматривать

достаточно

обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме

разнообразных

педагогических

игр.

Отличительной

особенностью

педагогической

игры

является

четко

обозначенная

цель

обучения

и

запланированный в соответствии с ней педагогический результат.

Применение

игровых

технологий

предупреждает

утомление.

Они

позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести

знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Использование игровых технологий в начальной школе позволяет:

– проводить уроки в нетрадиционной форме;

– раскрывать креативные способности учащихся;

– дифференцированно

подходить

к

оценке

учебных

компетенций

учеников;

– развивать коммуникативные навыки учащихся;

– обеспечивать свободный обмен мнениями;

– учитывать возрастные психологические особенности школьников;

– организовывать процесс обучения в форме состязания;

– облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в

учебный процесс;

– ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

– практически закреплять полученные знания;

– формировать мотивационную сферу учащихся;

– расширять кругозор детей;

– формировать навык совместной деятельности.

Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым

элементом воспитания культуры человека, средством воспитания и развития

личности. Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем

школьном возрасте на уроках литературного чтения. Решение данной проблемы

возможно

при

правильном

выборе

методов

обучения

детей

младшего

школьного возраста, являющихся актуальными на сегодняшний день.

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения в

начальной

школе

позволяет

решить

следующие

задачи

по

работе

с

художественным произведением:

1) выявлять

основную

мысль

и

находить

героев

произведения,

воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины

жизни, которые изображены автором;

2) давать оценку поступкам персонажей, демонстрировать отношение к

героям произведения;

3) устанавливать

важнейшие

события

и

определять

их

последовательность;

4) придумывать название тексту, отражая в заголовке главную мысль

текста;

5) формулировать и задавать вопросы по содержанию произведения и

отвечать на них, аргументируя свои ответы примерами из текста;

6) устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками,

мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

7) формулировать элементарные выводы, учитывая содержание текста;

8) уметь характеризовать персонажей;

9) интерпретировать текст, учитывая его жанр, структуру, язык;

10)

распознавать

отличительные

признаки

художественных

произведений;

11)

вести

рассказ

на

основе

сюжета

известного

литературного

произведения;

12)

работать в группе, разрабатывая сценарии и инсценируя прочитанное

произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения

возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе

актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Наибольшее

распространение находит применение игровых технологий при проведении

уроков

повторения,

основной

целью

которых

является

определение

полученных знаний и умений учащихся в обобщенной форме.

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться в

различных формах:

1)

игры-реконструкции, которые предполагают наличие воображаемой

ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение

ролей;

2)

игры-обсуждения, включающие в себя наличие ситуации, которая

моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений;

3)

игры-соревнования, которым характерно наличие фиксированных

правил, отсутствие сюжета и ролей;

4)

игры-поручения. Игровая задача и игровые действия в них опираются

на предложения что-то сделать. Например, «Помоги Незнайке расставить

строчки в стихотворении», «Помоги Карлсону закончить пословицу» и т.д.;

5)

игры-предположения, типа «Что было бы…?» или «Что бы я сделал?»,

«Кем бы ты хотел быть и почему?», «Кого бы из героев сказки ты выбрал себе в

друзья?» и т.д. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед

детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления

последующего действия.

6)

игры-загадки, используемые на уроках литературного чтения для

проверки знаний по прочитанным произведениям, находчивости и т.д.;

7)

игры-беседы (диалоги), основу которых составляет общение педагога

с учениками, детей с педагогом и учащихся друг с другом. Игра-беседа

воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы

детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять

сказанное, высказывать суждение.

Необязательно

проводить

весь

урок

в

игровой

форме,

можно

использовать лишь отдельные игровые моменты, ситуации, позволяющие

развивать у школьников интерес к литературному чтению.

Игра«Инсценировка».

На дом было дано чтение рассказа по ролям. Учитель заранее готовит

карточки,

на

которых

написаны герои

рассказа

и

предметы,

соответствующие герою. Дети выбирают карточку с названием героя и

подходящий предмет, затем читают по ролям.

Игра«Картинная галерея».

Дети вывешивают на доске рисунки к произведению, выполненные

дома. Учитель просит учеников пересказать отрывок из произведения, к

которому сделан рисунок. Либо учитель просит найти отрывок из

произведения, который отображает нарисованное, и прочитать его

выразительно.

Игра«Шифровка».

Дети расшифровав, узнают название произведение, над которым будут

работать на уроке. (Чебурашка).

Игра«Собери слово».

Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы. Выпиши их по

порядку. При правильном выполнении задания получится новое слово,

которое будет темой урока.

Игра «Расшифруй персонажей рассказов»

Игра «Фантазеры» Придумай сказку по вопросам.

Игра «Отгадай имя героя сказки» и многие другие.

Таким

образом,

Применение

игровых

технологий

на

уроках

литературного чтения в начальной школе позволяет создавать на уроке

неформальную обстановку, позволяющую ученику раскрыть свой потенциал,

проявить

себя

в

каком-либо

новом

качестве,

реализовать

навыки,

сформированные в период обучения. Игровые технологии вызывают у детей

интерес

к

урокам

литературного

чтения,

делают

их

разнообразными,

содержательными. Однако педагогам не следует забывать о том, что игровые

технологии на уроке являются не развлечением, а учебной деятельностью,

сложной, но интересной.



В раздел образования