Автор: Шатная Оксана Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО "Нижнетагильская школа-интернат №2"
Населённый пункт: г Нижний Тагил
Наименование материала: конспект урока
Тема: "В гости к осени"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему природному миру в 6 классе для детей с ТМНР
Тема: «В гости к осени».
Цель:
познакомить учащихся с характерными признаками осени в неживой природе,
показать связь между живой и неживой природой;
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания учащихся об изменениях, которые происходят в
живой и неживой природе осенью; уточнить понятие заморозки, похолодание, потепление.
Развивающая: коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение
словарного запаса учащихся, коррекция слухового внимания; формирование познавательных
интересов; развитие умения чётко передавать свои мысли; формирование чёткости восприятия
объекта путём узнавания отдельных хорошо известных учащимся его признаков при
предъявлении их в формализованном виде; развитие умения сравнивать объекты на основе их
существенных
признаков,
анализировать
их
сходства
и
различия;
Воспитательная:
воспитывать интерес к учебной деятельности, любознательность.
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечание
Орг.момент
Речевая разминка
-Прозвенел звонок, начинается урок.
Проверим готовность к уроку:
Руки на месте, ноги на месте, локти у
края, спина прямая.
-Повторим выученное стихотворение:
Кричит ворона в небе: «Кар! В лесу
пожар! В лесу пожар! А было просто
очень, в нем поселилась осень».
Игра «Повтори не ошибись». Сентябрь
– октябрь – ноябрь, ноябрь – октябрь –
сентябрь, октябрь – сентябрь – ноябрь,
ноябрь – сентябрь – октябрь.
Дети выполняют движения,
повторяют за учителем.
Дети повторяют
Работа с календарём
природы.
- Что обозначают слова, которые вы
повторяли?
- Месяцы, какого времени года вы
называли?
- Сколько месяцев длится осень?
- Назовите эти месяцы по порядку.
- Какой сейчас осенний месяц?
- Октябрь – который по счёту осенний
месяц?
- Один ученик подходит к календарю
природы и рассказывает о погоде по
плану.
Число
Месяц
День недели
Температура воздуха
Осадки
Ветер
Месяц
заканчивается.
Что
можно
сказать
о
температуре
воздуха
в
октябре?
Название месяцев.
Осени.
Три.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Октябрь
Второй.
Дети
говорят,
что
температура
понижалась
(похолодание)
до
-5,
повышалась
(потепление),
сейчас +5.
Активизация знаний.
Физкультминутка
Основная часть.
- Посмотрите, кто к нам пришёл на
урок.
Учитель показывает только уши зайца,
спрятавшегося за доской.
У. читает стих:
Льёт дождь – холодный, точно лёд,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт.
- Интересно, про какое время года это
стихотворение?
- Верно. Что помогло вам догадаться,
что это осень?
Работа с магнитной доской: изобразим
с помощью картинок осень.
- Назовите ещё раз осенние месяцы.
Мы листочки осенние,
Мы листочки осенние,
На веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
- Вышел заяц в сентябре на улицу, а
там……
На доску ставится иллюстрация с
изображением ранней осени.
- что он увидел?
- Как называют осень в сентябре?
– А какой месяц сменяет сентябрь?
-
Вышел
заяц
в
октябре
и
был
ослеплён яркими красками осени.
На доске появляется иллюстрация с
изображением золотой осени.
- Почему?
- Как можно назвать этот период
осени?
- Какой месяц идёт за золотой осенью?
-Вышел заяц в ноябре и расстроился.
На доске появляется иллюстрация с
изображением поздней осени.
- Почему он расстроился?
(Зонт с каплями дождя и снежинками).
- Что вы скажите об этой картинке?
- Осень в ноябре называется поздней.
-
Осень
бывает
ранняя,
золотая,
поздняя. Скоро ноябрь. И тогда мы
будем говорить о поздней осени.
Заяц.
Об осени.
Листья
опадают,
птицы
улетают в тёплые края.
Дети по очереди создают
картину осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
Дети выполнят движения
Ответы детей.
Ранняя.
октябрь
Золотая осень.
ноябрь
Дождь
со
снегом,
и
похолодало.
Идут часто дожди, бывает
снег, заморозки
Поздней
Словарная работа.
- Что можно сказать о дне и ночи. Две
полоски:
чёрная
длинная,
белая
короткая.
Картинка солнце.
- Что можно сказать о солнце поздней
осенью?
А
значит,
температура
воздуха
понижается и однажды утром мы
можем увидеть на земле замёрзшую
воду – это начались заморозки.
От
какого
слова
образовались
заморозки?
Назовите слова, в которых встречается
слово мороз.
- осадки осенью.
- Дождь, что делает?
- А какой ветер дует осенью?
- Что умеет делать ветер?
(Дерево без листвы) Что происходит с
природой поздней осенью?
.
- Так какая у нас сейчас стоит осень?
- А скоро какая осень наступит?
День становится короче, а
ночь длиннее.
Солнце светит и греет, всё
меньше.
мороз
Мороз,
морозить,
мороженое.
Дождь и снег.
Падает, барабанит, льёт…..
Сильный, холодный….
Дуть,
выть,
завывать,
гудеть….
Все листья опали, и деревья
стоят голые….
Золотая осень
Поздняя
Разминка для глаз
Продолжение
словарной работы
Работа по учебнику
Глазки крепко закрываем
Ровно до пяти считаем
Открываем, поморгаем и
Работать продолжаем
Однажды наш заяц забрёл на лесную
опушку леса, а там старый ворон
собрал
всех
лесных
жителей
и
проверяет, готовы ли они к зиме.
- А все ли животные будут зимовать в
своём лесу?
- Как мы называем птиц, которые
улетают в тёплые края?
- А кто из птиц остаётся зимовать?
- Как мы этих птиц называем?
- А что же будут делать звери?
Составить рассказ по плану.
1.
Место зимовки.
2.
Делает ли припасы.
3.
Спит или бодрствует.
4.
Меняет ли окрас шерсти.
- А как же будет зимовать наш гость.
Выполняют движения
Нет.
Перелётные.
Воробьи,
вороны,
синицы…
Зимующими.
Белка медведь, ёж, волк,
лиса.
Без запасов и без норки.
Рассказ про зайца
Составляют рассказ сообща
с учителем
Закрепление
- Заяц принёс каждому из вас задание.
Выполните его.
-Собрать из 9 пазлов картину осени
Детям
раздаются
индивидуальные задания
-Среди
сюжетных
картинок
найти
картинки с осенью
-Подобрать среди картинок с одеждой
мальчику
одежду
для
прогулки
осенью.
-Раскрасить
животное,
которое
не
живет в нашем лесу.
Итог
Домашнее задание
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Какая бывает осень?
Какая сейчас осень?
Вспомните, кто как к зиме готовится?
Повторить жилища диких животных и
припасы, которые они делают на зиму
Ответы.
Ранняя, золотая, поздняя.
См. материал в учебнике
Выставление оценок
Зайцу у вас очень понравилось. Он
говорит вам спасибо и спрашивает
можно ли он ещё раз в гости придёт.