Авторы: Оксана Алексеевна Иванищева, Оксана Алксеевна Иванищева
Должность: учитель ОДНКНР
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: Специфика преподавания предмета ОДНКНР
Тема: "Особенности преподавания "Основ православной культуры" в светском образовательном учреждении"
Раздел: среднее образование
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России
среди
приоритетных
целей
современной школы особое внимание уделяется качественному
образованию
школьников
на
основе
формирования
базовых
национальных ценностей. Традиции православной педагогики
названы одной из основ обновления содержания и структуры
образования и воспитания. В настоящий момент по-новому
оценивается роль Православия в истории России и признается его
большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Православие является нашей цивилизационной основой, поэтому
восстановление традиций, уклада жизни и форм национального
опыта, духовное обогащение общества невозможно без обращения
к Православной традиции. Это особенно важно в настоящее время,
когда идет поиск путей духовного возрождения России, когда
общество и государство остро нуждаются в образовательных
моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в
содержании
образования.
Сегодня
вхождение
Православной
культуры
в
школу
–
объективная
реальность,
поскольку
образование призвано решать приоритетную задачу, заявленную во
всех основополагающих документах: приобщение к культурному
наследию, воспитание любви к Отечеству, патриотизма, воспитание
духовности, нравственности. Православие является
основой всей нашей жизни, и отечественная педагогика
должна на этом основываться.
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических
периодов.
Самая
большая
опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики,
не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Практика школьной жизни показывает, что в проблемных семьях
детям не хватает самого элементарного: человеческого участия,
родительского тепла.
В нашей школе № 32 им. прп.Серафима Саровского предмет
ОДНКНР стоит учебном плане и является обязательным к
изучению
в
5-6
классах.
Дальше
реализация
преподавания
предметов
православной
культуры
идет
через
внеурочную
деятельность вплоть до 11 класса. И я считаю, нам в этом повезло!
Основы православной культуры – предмет, который выполняет не
столько
познавательную,
сколько
воспитывающую
функцию.
Содержание материала должно быть актуальным и интересным, и
он должен быть подан так, чтобы ребята не только с удовольствием
с ним познакомились, но и запомнили то, что хочет донести до них
учитель.
Собираясь на урок, каждый учитель задаётся вопросами:
Как сделать урок интереснее?
Как активизировать познавательную деятельность учащихся?
Как раскрыть желание творчески мыслить?
Как, посредством урока, воспитать лучшие качества?
Это лишь несколько вопросов, которые заставляют искать
пути для совершенствования обучения, использовать передовые
технологии.
В связи со спецификой преподавания предмета изложение
материала
должно
быть
не
только
информативным,
но
и
интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу
помогает
решить
применение
интеграционных
процессов,
реализующихся
на
трёх
уровнях:
внунтрипредметном,
межпредметном и интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Внутрипредметная интеграция предполагает многоаспектный
подход при изучении отдельных тем: привлекаются произведения
древнерусской
и
русской
литературы,
архитектуры,
музыки,
живописи,
используются
исторические,
географические
и
этнографические сведения.
Такой
подход
является
благоприятной
почвой
для
интеллектуального, нравственного и творческого развития детей.
Интеграция-не как объединение предметов, не как иллюстрация
изученного, а как способ получения информации, как возможность
сформировать целостный взгляд на мир.
В
рамках
межпредметной
интеграции
я
практикую
интегрированные уроки ПК и литературы, ПК и истории, ПК и
ИЗО. Размышляя вместе с детьми над библейскими страницами, я
стараюсь раскрыть им незыблемые законы духовной жизни,
которые в русской литературе формулируются как вечные истины,
нарушение которых приносит человеку и человечеству в целом
страдания, о чём «кричали» со своих страниц русские писатели,
пытаясь достучаться до людских сердец. Как инопланетяне,
прилетев к нам летом, не поймут, зачем мы косим траву и
заготавливаем сено, так и наши писатели-классики не подозревали,
что когда-то их будут читать люди, не знающие законов духовной
жизни.
Например,
интегрированный урок ПК и литературы
на
тему «Кто твой ближний?» построен на всем известной притчи «О
милосердном самарянине». Проблемный вопрос урока: «Кто же
является нашим ближним, которого мы должны возлюбить больше
себя?»
Может, это наши близкие, родные, друзья? А может, всё
человечество сразу?
Дети размышляют. В некоторых классах возникают даже
дискуссии. Обязательно вспоминаем очень трогательный рассказ
Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Интегрируя урок ОПК и русский язык, развитие речи мы
знакомимся с фразеологизмами библейского происхождения, с их
историей, с сих современным звучанием, употреблением в речи.
Это
воспитывает
интерес
к
Библии,
духовной
литературе,
повышает интерес к предмету. Изучение Священного Писания
открывает целый пласт библейских афоризмов, лексики. Дети
испытывают радость от открытия, что давно известные слова и
выражения пришли к нам из глубокой древности: «Вавилонское
столпотворение», «Содом и Гоморра», «каин», «окаянный», «хам»,
«допотопный» и многие другие.
Одну из важнейших проблем, которую помогает решить курс
ОПК – это речевое воспитание детей.
Во-первых, до ученика надо прежде всего довести понятие
значимости самого слова. Человек, созданный по образу Божию,
существо словесное. Человеческое слово, как всё, что от Бога, в
высшем проявлении запечетлевается красотой, оно Славно. Слово
и Слава – одного корня. Таким образом, всё, что мы говорим,
должно быть славно. И это должны учащиеся понимать.
Евангелие от Иоанна начинается так: В начале было Слово…,и Бог
было Слово.
Таким образом, славянское Слово приобрело божественное
значение
в первых же стихах, переведённых Кириллом и
Мефодием. Словом создан мир: Яко той рече, и быша,- говорится
в псалме Давидовом. «Он, Господь, изрек Слово, и всё стало».
Слово – это Логос, Слово – это энергия. Как же поэтому надо быть
осторожным со словом: ведь оно обладает непреложностью
исполнения, может нести добро и зло.
Русский народ всегда знал об этом, называя слово вещим. В
русских пословицах о силе воздействия слова так и говорится:
«Словом убивают, как кинжалом, только кровь не льётся», «Все
беды от языка», «Будешь следить за языком – он охранит тебя,
распустишь – он тебя предаст». Вот вам связь с устным народным
творчеством.
Знакомясь
с
церковнославянской
азбукой
Кириллицей,
дети
узнают, что каждая буква имела своё название, имела смысл,
побуждала к размышлению. Каждая буква обозначает не звук, а
слово. В сочетании это даёт предложение. Читаем славянскую
азбуку и получается предложение глубокого смысла: «Аз, Буки,
Веди» - я букву ведай-знай, то есть учись. Стал грамотным,
«глаголи добро». «Добро есть жизнь». «Рцы слово твёрдо», то есть
говори слово твёрдо, не торгуй, не злоупотребляй словами. Это
было основой славянской жизни.
Кроме
того,
Священное
Писание,
житийные
рассказы,
произведения
древнерусской
литературы
дают
богатейший
материал для обучения лингвостилистическому анализу текста.
Вот так шаг за шагом своя родная культура раскрывается перед
школьником.
Проблемное обучение –
важное основание для активной
мыслительной деятельности учеников. Регулярное включение в
учебный процесс развивающих творческих заданий приучает к ним
детей и поддерживает их активность.
На своих уроках широко использую технологию развития
критического мышления, В педагогике это мышление оценочное,
рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации
на личный жизненный опыт.спользую приемы данной технологии
на разных этапах урока:
на этапе рефлексии -эссе, обобщение-кластер, проверка
понятийного
багажа-
синквейн,
этап
постановки
проблемы-
корзина идей.
Также считаю, что не стоит откладывать занятия проектной
деятельностью до старших классов, лучше начать эту работу как
можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
И данный курс как нельзя лучше этому способствует.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен
на
формирование
способностей,
позволяющих
эффективно
действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми
выпускник
школы
может
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в
различных коллективах.
Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я
могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим
навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов.
Процесс
духовно-нравственного
воспитания
был
бы
неполным, если бы он не нашёл продолжение во внеурочной
деятельности. Дети с большим интересом участвуют в подготовке
и в проведении самых любимых православных праздников, таких
как, «Проводы Масленицы», «Пасха». Ежегодно театр-студия
«Вдохновение», которой я руковожу, принимает участие в конкурсе
«Рождественская сказка», в городском открытом православном
конкурсе детского творчества «Соловьиный перезвон» на базе
школы №7 им. А.С. Пушкина г. Курска. Сами шьем костюмы,
готовим необходимый реквизит. Ежегодно принимаем участие в
открытом
городском
Серафимовском
творческом
фестивале
обучающихся и педагогических работников общеобразовательных
учреждений г. Курска, проводимом на базе нашей школы № 32. В
нашей
школе
функционирует
кабинет-музей
Православной
культуры, где мы с ребятами часто проводим тематические
мероприятия. Все это обогащает личный опыт обучающихся,
способствует развитию интереса к различным видам деятельности,
желания активно участвовать в них.
Таким образом,
работа по преподаванию ОПК в школе
интересная и разнообразная, а методы, формы и приёмы работы на
уроках и во внеурочной деятельности направлены на то, чтобы
раскрыть ребятам бескрайний и красочный мир Православия. При
всем
этом
учитываю,
что
всё
преподавание
курса
«Основ
православной
культуры»
построено
на
интеграции,
основывающейся на православной культорологической основе. А
три уровня: внутрипредметный, межпредметный и интеграция
урочной
и
внеурочной
деятельности
-
помогают
раскрыть
потенциал
каждого
учащегося.
Учащегося,
который
с
удовольствием может выступить в разных ролях. Это ли не
разностороннее воспитание ребёнка и это именно то, чего
добиваемся
мы,
учителя,
преподающие
курс
«Основы
православной культуры».