Автор: Мягкова Екатерина Анатолиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: классный час по духовно-нравственному воспитанию
Тема: "Когда у друзей лад, каждый этому рад"
Раздел: начальное образование
Классный час
по духовно-нравственному воспитанию
«Когда у друзей лад,
каждый этому рад»
(для начальных классов)
Разработан
учителем начальных классов
МБОУ СОШ № 10 города Серпухова
Мягковой Екатериной Анатолиевной
2017-18 уч.г.
Классный час «Когда у друзей лад, каждый этому рад».
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания
учащихся.
Задачи:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким
должен быть настоящий друг;
- формировать умения правильно оценивать себя и других, учить
видеть положительные качества у людей;
- содействовать формированию дружного коллектива.
Планируемые результаты:
Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми
этическими нормами, выделять нравственные аспекты
поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные: учить определять тему и цели мероприятия, оценивать
свою работу.
Познавательные: строить речевые высказывания, устанавливать
причинно – следственные связи.
Коммуникативные: учить слышать и слушать друг друга, согласованно
выполнять совместную деятельность, договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку
друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с
одноклассниками.
Подготовительная работа:
организация выставки книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок,
классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы
или поговорки.
Оборудование:
аудиозапись мелодии песни «Когда мои друзья со мной»;
мультимедийный проектор, экран; электронная презентация;
мультфильм «Про дружбу», минусовки песен, картинки-пазлы для
конкурса, карточки для работы в группах, подарки мини – книжки.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте возьмёмся за
руки, передадим друг другу хорошее настроение!
2.Определение темы.
Учитель: Посмотрите отрывок из мультфильма, подумайте, чему
посвящен сегодняшний классный час.
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Про дружбу», затем
высказывают свои мнения о теме классного часа.)
3. Вступительная беседа.
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и
устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы,
и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так:
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди
сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы его
понимаете? (Ответы детей.)
Учитель: Давайте за более точным определением обратимся к
толковому словарю Ожегова. Вот что можно в нем найти:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно.
В честь дружбы получают названия населённые пункты, названия
трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник
Джамансу).
В Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы. Название «Дружба» получают
дома отдыха, детские оздоровительные лагеря и санатории. Орденом
«Дружбы народов» награждают за особые заслуги.
Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и
рассуждения.)
Учитель: У кого из вас есть друг? Расскажите о нем: какой он.
- Вы ссорились когда-нибудь со своим другом?
- Посмотрите на картинку.
- Почему поссорились дети?
- Помогите друзьям помириться?
- Как помочь героям известных сказок и мультфильмов жить дружно?
(На доске слайды: Волк и заяц из м/ф «Ну, погоди!»; «Лиса и журавль»;
два барана, которые встретились на мостике.
4. Работа над проблемой.
Учитель: Ребята, послушайте сказку.
«Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику
пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам
съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик
нашел эти зернышки и пошел к Чику.
- Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - ответил Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.
Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок»
(По М. Пляцковскому)
- О каком уроке говорил Чик?
- Можно ли Чика назвать другом Чирика?
Учитель: Чему учит нас эта сказка?
5.Физминутка
(Проводится в форме игры «Хорошо – плохо»)
Учитель: Если я говорю слово, обозначающее «плохое» действие, вы
топаете, если «хорошее», - хлопаете в ладоши: порвал, защитил,
проведал, поссорился, отобрал, обогрел, помог, успокоил, развеселил,
толкнул, ударил, поделился, обогрел,…
6.Упражнение «Какой я друг»
Учитель: Важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так,
как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Проверим, какие вы друзья.
Учитель: Закончите предложения.
Если мой друг заболел, я …
Мне подарили фломастеры, и я …
Когда мне нужна помощь, я …
Мама дала мне две конфетки, и я …
7.Работа в группах (по 4-5 человек)
Каждая группа выбирает проблему, обсуждает.
Как лучше общаться с друзьями?
Чаще улыбаться или быть сердитым.
Говорить о себе или слушать друга.
Называть друга по имени или по фамилии.
Говорить о том, что интересно другу или говорить о том, что интересно
тебе.
Признавать свои ошибки или скрывать их, указывая на ошибки других.
8.Игра «Клуб знатоков»
Класс делится на две команды. Побеждает та команда, которая
быстрее соберёт картинку из частей. Для этого необходимо закончить
пословицу о дружбе:
- Человек без друзей, …(что дерево без корней.)
- Нет друга - ищи, … (а нашел - береги.)
- Дружба крепка не лестью, …(а правдой и честью.)
- Дружба как стекло: … (разобьешь - не сложишь.)
- Друзья познаются … (в беде.)
- Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты.)
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, … (а тот, кто в беде помогает.)
- Друг спорит, …. (а враг поддакивает.)
- Кто любит лгать, … (того нельзя в друзья брать.)
- Лучше честный враг, …(чем коварный друг.)
- Не бойся врага умного, …(бойся друга глупого.)
9. Повторение песен о дружбе.
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте их
вспомним и споём.
1.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
2.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
3.
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
4.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий друг.
10. Рефлексия.
Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного
часа. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей
школе или классе, если все вокруг подружатся?
Ученик: Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Учитель: Пожелание - удачи всем в поисках настоящего друга!
А сегодня я дарю Вам самого первого и надежного друга – книгу.
Используемые материалы.
1.
Посошенко Е. В. Растим здоровых, умных, добрых:
Методическое пособие для учителей нач. классов. – Ростов
н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007.
2.
Уроки доброты. Беседы по картинкам: демонстрационный
материал.
3.
Мультимедийные уроки по внеурочной деятельности:
сайтurokicd.