Напоминание

Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции ринолалии. " Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".


Автор: Карпенко Валентина Геннадьевна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №8
Населённый пункт: Ставропольский край Георгиевский городской округ с. Новозаведенное
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции ринолалии. " Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект индивидуального развивающего занятия по коррекции

ринолалии.

" Автоматизация звука [С] в слогах, словах ".

Цель: автоматизировать звук «С», в слогах, в начале слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать умение правильно произносить звук «С».

Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «С»

Вырабатывать умение чётко произносить звук [с] в слогах, в начале слова.

Классифицировать предметы по сходным признакам (мебель, посуда,

продукты питания).

Коррекционно-развивающие:

Развивать активизацию мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки.

Способствовать улучшению деятельности артикуляционной мускулатуры.

Развивать фонематический слух, память, силу голоса и интонационную

выразительность, речевое дыхание.

Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-

вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать активность и внимательность.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Здравствуй Саша, сегодня мы с тобой пойдём в гости, к девочке Сони.

Прослушивание образца правильной речи. (два раза).

-Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины.

Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная

слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть

на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других?

- Правильно, звук «С».

-Сегодня мы в месте с Соней будем играть, побываем магазине, поможем ей

купить мебель, посуду, и продукты, но при этом будем постоянно следить за

правильным произнесением звука “С”.

Но сначала давай поиграем, а Соня на нас посмотрит.

Массаж твёрдого нёба в области операционного шва и околошовных

тканей.

Продольный массаж рубца.

Большим пальцем производить поглаживающие движения вдоль твердого

нёба от передних зубов и обратно; постепенно область воздействия

увеличивается и доходит до мягкого нёба;

Большим пальцем производить поперечные поглаживающие движения по

твердому и мягкому нёбу слева направо и наоборот;

Большим пальцем производить круговые поглаживающие и растирающие

движения по твердому и мягкому нёбу слева направо и наоборот; движения

начинают выполнять от верхних боковых зубов, постепенно продвигаясь от

твердого нёба к мягкому .

Производить аналогичные движения от резцов к глотке обратно;

Средним пальцем производить поглаживающие, надавливающие,

растирающие движения вдоль и поперек рубца от резцов к глотке и наоборот;

Производить поглаживающие, разминающие, растягивающие движения по

мягкому нёбу средним пальцем от центральной части к боковым краям:

Постукивать указательным или средним пальцем по твердому и мягкому

нёбу.

Массаж лба:

а) Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

б) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

в) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий.

г) Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

а) Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

б) Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носогубной складки.

Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Массаж рта.

а) Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

б) Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка.

Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Массаж шеи.

Направление движения: вдоль грудинно - ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

А сейчас гимнастика для мышц шеи.

а) Наклоны головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)

б) Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)

в) Круговые движения головой: делаем сначала 3раза в одну сторону, затем 3

раза в другую сторону.

Далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из

пипетки:

- я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими порциями, а

ты по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже

маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)

- позевывание с произнесением гласных А-О-Э-И-У

-произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и

произнесением гласных звуков А-О-Э-И-У

1.

Сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед

тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.

1). «Лягушка-Хоботок»

На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд

трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Хоботок есть у меня.

2). - Как называется наше второе упражнение?

-«Лопаточка!»

-Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик, положить широкий язычок на

нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

3). Наше следующее упражнение называется…

- «Накажем непослушный язычок».

Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя.

Ребёнок выполняет упражнение.

4). Посмотри на картинку: - Кто здесь изображён?

-Кошка.

-Что она делает?

-Сердится.

Наше следующее упражнение называется «Киска сердится».

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,

Раз - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;

Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен

отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5)На следующей картинке … Ослик.

-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие,

ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.

6)А здесь изображена зубная щётка. - Что за упражнение ждёт нас сейчас?

-Верно, «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот,

кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая

движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри

Не болели чтоб они.

7). «Качели»

-Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в

верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.

На качелях я катаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь

Вверх, вниз! Вверх – вниз!

И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки»

-Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в

каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть

была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы

Следующее наше задание

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого

дыхания.

«Задуй упрямую свечу»

- в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на

живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить

свечу.

«Каша»

- вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не

менее 6 раз.

«Покатай карандаш»

- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый

карандаш.

Работа над голосом.

Игра «Повтори за мной».

Будем мы сейчас играть

Звуки будем повторять!

Я скажу, ты повтори,

Голосок ко мне тяни.

Голосовые упражнения

(Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков.)

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ,….

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО,ОАИ, ОИА

Уточнение артикуляции звука «С»

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит через середину язычка до его кончика.

На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

Соня хочет поиграть с тобой в игру

«Поймай звук «С».

Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» -

хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

Повторяй за мной.

са-со-са со-са-со с у-сы-су сы-су-сы

са-су-са су-со-су сы-со-сы со-су-со

са-са-са со-со-со су-су-су сы-сы-сы

А сейчас игра «Добавлялки». Будем играть с мячом. Я бросаю тебе мяч и

называю первый слог или 2 слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и

возвращаешь мне мяч.

Ли (са). Что получилось? – Лиса.

-Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).

-Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем

добавлять?

Ребёнок: -СЫ

У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).

Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься.

Постарайся запомнить слова из стихотворения.

А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

-СА!

Правильно!

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова со слогом «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

Ребёнок повторяет как можно больше слов, которые запомнил

Физкультурная пауза.

Сейчас Соня приглашает нас с тобой сходить в магазин. Но чтоб добраться до

него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка

на островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

( ребёнок выполняет движения под музыку.)

Вот мы уже и в магазине. . В отделе «Мебель».

Мы должны приобрести мебель, название которой начинается на звук «С».

Ребёнок выбирает: стол, стул, сервант.

Предлагаю определить место звука «С» в этих словах.

А сейчас, отправляемся в другой отдел, в хозяйственный, где продаётся

посуда.

-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?

Ребёнок выбирает: самовар, сковороду, солонку,стакан.

-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит

выбрать продукты, название которых начинается на звук «С».

Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»?

Ребёнок из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сахар, сок,

свёклу.

Молодец,ты очень хорошо справился с заданием.Соня очень довольна.

Ребёнку предлагается собрать пазл. (на картинке самолёт)

Разучивание стихотворения.

Стихотворение со звуком «С»

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

III Заключительная часть.

-Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями ты справился. А что тебе больше

всего понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а

какие более лёгкими?



В раздел образования