Автор: Балденкова Галина Яковлевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "Школа №2"
Населённый пункт: г. Юрьев-Польский, Владимирская обл.
Наименование материала: Авторская разработка
Тема: "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ", биология 7 класс
Раздел: среднее образование
Итоговый урок в 7 классе по теме «Насекомые».
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ».
1.
Вводная беседа.
1)
Отметить отличительные черты насекомых от других
членистоногих.
2)
Подчеркнуть многочисленность, разнообразие и распространение
насекомых.
2.
«Познакомимся поближе».
1)
Сообщения учащихся о происхождении названий, особенностях
строения и образе жизни различных насекомых.
2)
Народные приметы (учитель)
- много майских жуков – к засухе;
- в хорошую погоду на муравейнике не видно муравьёв – к ненастью;
- к вечеру кузнечики сильно стрекочут – к хорошей погоде;
- летом пчёлы, вылетая из улья, сидят на его стенках – к сильной жаре;
- если приближаются грозовые тучи, а пчёлы не прячутся и
продолжают свою работу – дождя не будет.
3) Насекомые – удивительные создания природы.
Это подтверждают данные многих наблюдений.
Самое, самое о насекомых (краткие сообщения учащихся о насекомых
одной строкой):
Самая быстрая бабочка – бражница летает со скоростью 60 км/час;
Самый крупный жук в нашей стране – уссурийский дровосек, его
длина 11см, а его личинка – до 17см;
Муравей тащит ношу в 50 раз больше собственного веса;
Жук – навозник тянет груз в 1500 раз больше, чем весит сам;
Жук – геркулес длиной 16см, он едва умещается на ладони;
Блохи прыгают на 20см в высоту и на 30см в длину, если бы человек
обладал такой прыгучестью, он прыгал бы с места на 300м;
Бабочки могут чувствовать запах на расстоянии до 3км;
Самая большая бабочка – серая Агриппина, она обитает в Бразилии,
имеет размах крыльев 30см, её едва уложишь на странице учебника;
Обыкновенный комар делает до 500 взмахов крыльев в минуту;
Пчела за день в хорошую погоду посещает до 7000 цветов;
В саду за 5 минут пчела опыляет до 40 цветов яблони;
Стрекоза способна поднять в воздух вес в 10 раз больше
собственного;
4)На следующей странице журнала кроссворд «Насекомые»
1)
Полезное насекомое (муравей)
2)
У этого насекомого орган слуха на ногах (кузнечик)
3)
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка)
4)
Летит по-птичьи, ревёт по-бычьи (слепень)
Учитель предлагает самим продолжить составление кроссворда на
тему «Насекомые».
5
)
Ребус
«БОМБАРДИР»
Пояснение учителя:
Среди жуков есть артиллеристы. Название одного из таких жуков
зашифровано в этом ребусе. Слова «изба», «домик», «бремя», «дар» помогут
расшифровать его.
Надпись на доске:
1-я буква есть в 1 и 2 словах,
2-я – во 2 и 3,
3-я – во 2 и 3,
4-я – в 1 и 3,
5-я – в 1 и 4,
6-я – в 3 и 4,
7-я – во 2 и 4,
8-я – в 1 и 2,
9-я – в 3 и 4.
Этот жук получил такое название, потому, что в случае опасности он
останавливается и выпускает из конца брюшка быстро испаряющуюся
жидкость, которая образует «дымовую завесу».
6)Викторина:
За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Итоги подводятся
по количеству жетонов. Можно также поделить класс на три команды (по
рядам).
Какие жуки носят названия месяца? (майский, июньский)
Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (насекомые с
полным превращением)
Ярко - жёлтая бабочка. (лимонница)
Что означает слово «гнус»? (кровососущее насекомое)
Сколько лет майскому жуку? (4 года)
Как называют личинок бабочки? (гусеницы)
Когда растут насекомые? (в стадии личинки)
У какой бабочки морское название? (адмирал)
Какие насекомые одомашнены человеком? (пчела, шелкопряд)
Какие жуки получили название от крупных животных? (жук-олень,
жук-носорог)
У какого насекомого нет рта? (у поденки)
Этот жучок – грозный истребитель тлей. (божья коровка)
Эту бабочку назвали медведица, хотя она на неё совсем не похожа.
Почему? (у неё мохнатая, покрытая коричневыми волосками
гусеница)
Кто видит всё вокруг себя? (богомол)
Какой жук получил своё название от профессии? (дровосек)
7)Последняя страничка журнала историческая.
(приводятся интересные факты из жизни людей разных стран, связанные с
насекомыми)
а) Выборы бургомистра в средневековой Швеции.
б) На королевском балу в Версале.
в) Удивительная находка во дворце правителя инков.
3.
Подведение итогов. Выставление оценок.