Автор: Усачева Лариса Александровна
Должность: Преподаватель истории искусств
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании истории искусств
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ г. Мирный
Методическая разработка на тему:
«МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
В ПРЕПОДАВАВНИИ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА»
Преподаватель истории изобразительного искусства
художественного отделения МБУ ДО «Детская школа искусств»
УСАЧЕВА Лариса Александровна
г. Мирный РС (Я) 2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I.
ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании
истории искусств
2.2. Урок по картине Рембрандта. «Возвращение блудного сына».
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГлаваI.
Задачи преподавания истории искусств состоят в том, чтобы создавая
условия для живого общения учащихся с шедеврами мирового искусства на
уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, обогащать их
духовный мир, воспитывать чувства. Вооружая таким образом молодых
людей опытом поколений, помочь им «открыть в себе человека» /Ф. М.
Достоевский/.
Программа ФГТ и методика преподавания истории искусства требуют
использования
знаний,
умений,
навыков
и
впечатлений,
полученных
учащимися по литературе, истории, изобразительному искусству и музыке.
Все это позволяет воссоздать в представлении учащихся целостную картину
эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на
воспитание чувств молодого поколения.
Преподавание курса «История искусств» строится на следующих
принципах:
1.
Ознакомление, по возможности, переживание и понимание того,
что в каждую эпоху, у каждого человека, независимо от того, осознает он это
или нет, формируется особая картина мира, в котором обязательно есть место
и человеку. На языке философии это – формирование мировоззрения.
2.
Также в каждую эпоху вырабатывается в процессе жизни свое
представление о человеке, его образ, в котором отражается смысл его жизни,
его предназначение. То, что в философии называется концепцией и образом
человека. В искусстве это отражается непосредственно художественным
образом.
3.
И, наконец, во все предшествующие эпохи вырабатывается язык
всех искусств, который постоянно совершенствовался, развивался вместе с
людьми
своего
времени
и
в
котором
отражался
бесконечный
и
благотворнейший процесс совершенствования самого человека.
Думается, что каждая эпоха, представленная ребятам в таком разрезе
даже через один выдающийся памятник изучаемой временной культуры,
открывает нам значительность и значимость другого мира.
История Искусств – предмет сравнительно новый. В преподавании
этого предмета еще не сложились устойчивые традиции. Это хорошо и
плохо. Хорошо потому, что есть место творчеству, простор воображению.
Но в школе, как и везде, нужна система знаний и некая определенность,
которая позволяет учителю дать, а
учащемуся усвоить необходимый
минимум понятий, значений.
Существующие на сегодняшний день программы и учебники весьма
разнообразны. Наиболее плодотворным и приемлемым следует признать
изучение истории искусства в ее развитии, начиная с первобытного и кончая
ХI веком. Причем, приступая к изучению той или иной эпохи, в общих
обзорах можно рассказать об общественной жизни, о литературе, и, конечно,
в той или иной степени, о музыке, театре, прикладном искусстве.
Опираясь также на общие принципы преподавания, преломляя их в
соответствии со своей спецификой. Срок реализации учебного предмета – 5
лет.
Надо отдать должное нашим героическим коллегам. На одном
энтузиазме многие добились впечатляющих результатов. Собственные
средства для литературы, разработки программ, методик. В одном из своих
последних выступлений Д. С. Лихачев сказал: «Культура – это единственное
оправдание жизни как отдельного человека, так и всего человечества». И в
этом случае наша цель – в передаче ценностей человечества растущему
поколению – вполне оправдывает любые средства для ее достижения.
Мы хотим, чтобы наши ученики не оставляли школу с убеждениями,
что
предмет
история
искусств
–
это
что-то
необязательное
и
приблизительное. Так как именно изучение этого предмета призвано в
большей
степени
сделать
человека
действительно
образованным
и
культурным участником европейского и мирового культурного сообщества.
Глава II.
2.1.
Одним
из
ведущих
методов
преподавания
мировой
и
художественной культуры стал
метод художественно-педагогической
драматургии.
Он предполагает разработанную на основе проблемного обучения и
законов театральной драматургии систему целенаправленных действий
учителя, организующих на уроке учащихся с произведениями искусства,
обеспечивающих целостное восприятие произведения, использование силы
его эмоционального воздействия.
В курсе истории искусства определить задачи урока – это значит
вычленить те главные идейные, нравственные и эстетические проблемы, на
постижение которых учитель будет стремиться направлять воображение
ученика.
Приступая к следующему этапу разработки урока, учитель стоит перед
необходимостью решения: какой материал отобрать и как его организовать,
чтобы
выполнить
задачи
урока
наиболее
полно?
Как
изучаемое
произведение должно зазвучать в сознании школьника? Как оно свяжется с
его жизненными проблемами?
Таким образом, в процессе создания урока важнейшим компонентом
творчества учителя являются:
- монтаж материала;
- композиционное решение выбранного материала.
В драматургии эта особенность композиции называется «сквозным
действием».
Сквозное действие – есть сценическое выражение той мысли, ради которой
поставлен спектакль /Товстоноков Г. А./.
Примем этот термин для
определения стержня композиции урока, его кульминации.
Подобная композиция разрабатывается и для урока по истории искусств.
«Ученики входят в класс. Садятся за парты. На доске имеется
название темы урока, литературный эпиграф – образное выражение главной
идеи урока. Включается музыка. Этот может быть музыкальным эпиграфом к
уроку. Иногда, когда этого требуют задачи урока, одновременно со
звучанием
музыки
появляется
зрительный
ряд
–
демонстрируются
произведения
изобразительного
искусства.примером
может
послужить
сценарий к уроку «Всепоглощающая любовь». Далее можно экспонировать
обстоятельства,
обусловившие
появление
произведения:
исторические
события, биографические факты, освещающие личность писателя.
Экспозиция готовит завязку. Завязка – это событие, факт, явление,
которые послужат толчком к возникновению конфликта. В уроке истории
искусств завязка часто реализует конфликтные возможности, создает
конфликтную ситуацию и позволяет определить проблему урока. Такую роль
выполняет завязка, например, в уроке «Культура эпохи возрождения. Образ
человека в искусстве итальянского возрождения». Появление на экране
картин Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, и т. д. Экспозиция обращает
внимание к образам героев искусства Возрождения. Новые герои не знакомы
и
непонятны.
Они
загадочны,
в
них
чувствуется
внутренняя
одухотворенность. Почему они появились в искусстве? Что определяло иной
взгляд творцов искусства на человека и его взаимоотношения с окружающим
миром? Подобные вопросы возникнут у учащихся в момент завязки.
Следовательно, в завязке достигнута основная цель – заинтересовать
учеников, поставив проблему.
По законам драматургии действие в драме разворачивается по
восходящей линии. Но в развитии каждой пьесы есть рубеж, знаменующий
собой его вершину – кульминацию.
После кульминации действие в драме неуклонно движется к развязке.
Ослабление напряженности наступает постепенно.
Кульминация урока истории искусств по определению И. Сурикова
«узел композиции, узел его главной идеи». Во время кульминации урока
определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым
мы стремимся подвести учащихся. Поэтому же кульминация урока, в
отличие от композиции драмы, где обычно посткульминационный период,
разрешение
всех
«конфликтных
узлов»
разворачивается
постепенно,
кульминация урока сдвигается к финалу, а иногда и совпадает с ним. Финал
урока, его развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые
проблемы, определены ответы
на вопросы. В кульминации и развязке
сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока. Но с развязкой
действие урока не завершается. Если мы силою искусства взволновали
ученика, заставили его задуматься над жизненно важными вопросами –
действие урока продолжится в послеурочной жизни учащегося. И этот
важный этап урока, не имеющий конца, мы называем «последействием».
Метод художественно-педагогической драматургии был разработан
Лией Михайловной
Предтеченской – блестящим педагогом в области
истории русской культуры. Свои наблюдения она обобщила в монографии
«Мировая художественная культура в курсах новой и новейшей истории» 21
век
прожил
уже
довольно
долгую
жизнь.
Изменилась
трактовка
исторических событий. Все это требует переосмысления. Но жизненный
девиз Лии Михайловны всегда будет актуален: «Взволновать, заставить
задуматься. Урок истории искусств не может завершаться со звонком.
Интерес к искусству, разбуженный на уроке, должен обязательно иметь
продолжение.
2.2. Я начала преподавать историю искусств в 2008 году. Сейчас
работаю по программе ФГТ. За эти годы, безусловно, безусловно, нашей
школой многое сделано и в плане лекционного и иллюстрированного
материала, и в разработке методических вопросов, а также в области
организации контроля знаний учащихся. То есть, накоплен определенный
опыт. Мною освоен метод художественно-педагогической
драматургии,
технология малых групп, игровые методы, информационные формы:
- уроки-путешествия с героями;
- уроки-концерты;
- дискуссионные уроки;
- уроки-аукционы, составление кластеров, презентаций, подготовка
театральных сценок.
В заключение урока-аукциона учитель подводит итоги, еще раз
перечисляет фамилии учеников, получивших оценки, отмечает наиболее
активных учеников, которым не удалось выиграть ни одного активного лота,
и ставит им также оценку.
Учитель в первую очередь должен быть воспитателем. Конечно,
педагог обязан владеть материалом в совершенстве, но каждый день в душе
учителя бьется один и тот же вопрос: как преподнести знания, чтобы они не
остались чистыми знаниями, а воспитывали бы учащихся, становясь их
практическим опытом. После долгих размышлений я нашла, как мне кажется,
довольно эффективный вид работы, о котором хочу рассказать. Большое
значение для формирования личности и дальнейшей судьбы человека имеют
особые переломные моменты, во время
которых происходит острое
восприятие ярких впечатлений внешней среды. Они
могут быть очень
разными, например, музыкальной пьесой, потрясающей душу историей,
картиной или внешним видом человека. Один-два раза в год я провожу
уроки с воспитательной нагрузкой и стараюсь это сделать с такими
эмоциональным накалом, чтобы они стали определяющими в жизненном
поведении моих учеников.
Я использую различные формы и методы работы: беседу, ролевую
игру, групповое обсуждение проблемы и др. Большим подспорьем для
создания нужного настроения являются, как всегда,
музыка, поэзия,
видеоматериалы. Главное, такие уроки должны быть яркой вспышкой, как
молния в ночном небе, редкой, но время от времени повторяющейся с той же
или большей силой.
Начало урока. Оформление: репродукция картины Рембранта, плакаты
с эпиграфами, музыкальные-эпиграфы
Экспозиция.
На доске эпиграфы.
- О чём эти эпиграфы?
«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится,
не
бесчинствует,
не
гордится,
не
ищет
своего,
не
раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все
покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не
перестает…»
Евангелие от Павла (первое послание корифенянам, 13, 14-8)
«Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил
Зорко одно лишь сердце. Самого главного
Глазами не увидишь»
/Антуан де Сент-Экзюпери/
(Звучит
колокольный
звон-фрагмент
из
Четвертой
симфонии
АШнитке).
Учитель: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по
тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнест Хеменгуэй
взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь
невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в судьбе
каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье.
Важно быть готовым с честью пережить испытание и помочь ближнему
справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и
прощать. Мы сегодня собрались,
чтобы поговорить
о всепрощающей
любви, ощутить ее».
Завязка. Формулировка проблемы.
Существуют вечные, непереходящие темы и сюжеты, к которым
человечество обращается постоянно, на всем протяжении своей истории
Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения,
сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Ее-то и воплотил в своей
картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменсван
Рейн Рембрант.
Нам сегодня предстоит написать сочинение по картине. Чтобы сделать
это неравнодушно, нужно понять, какие чувства и мысли владели автором,
когда он создал свое полотно. В его основе лежит библейский сюжет
«Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о зле, мести и
прощении, ненависти и всепрощающей любви.
Ученики,
заранее подготовленные,
пересказывают в
лицах,
с
элементами инсценировки библейской притчи
Раскрывается тема
Учитель: Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий,
самый драматичный?
Ученики: Встреча отца и сына.
Учитель: Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (демонстрирует
репродукцию). Внимательно рассмотрим картину. Провести беседу нам
помогут вопросы, написанные на доске:
1.
История создания картины (создана в 1669 году, незадолго до смерти
художника).
2.
2. Отец и сын.
- Чьи фигуры изображены в центре картины?
- Видно ли лицо сына?
- Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из легких?
- Что говорит о его раскаянии?
- Каким чувством проникнут отец?
- Что выражают руки и лицо старика?
3. Реакция окружающих
- Что выражают лица, стоящие рядом?
- Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться ?
4.
Композиция картины
5.
Идея картины
6.
Композиционный центр.
7.
Цвет и свет
(на экране компьютера – репродукция картины Рембрандта, на фоне
«Токкаты и фуги ре минор» И. С. Баха.Звучит рассказ).
В год смерти, в 1669 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям,
Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного
сына». Сюжет взят из евангельской притчи, в которой художник увидел
трагедию и духовное величие человека.
Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-
за
гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво
рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в
лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на
колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический
путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына,
воплощено
высшее
доступное
человеку
счастье,
предел
чувств,
наполняющих сердце.
Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и в выражении
лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много
лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены
внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в
полутень, и их сострадание и задумчивость лишь сильнее выделяют словно
светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые
оставил людям как завет великий голландский художник.
Кульминация. Разрешается в итоге дискуссии.
(Учитель просит ребят порассуждать о позиции художника согласиться
или
поспорить
с
ним.Им
предлагается
ролевая
игра:
учитель
–
корреспондент, берущий интервью, ученики – персонажи картины).
Учитель: «Отец, скажите мне, пожалуйста, что вы чувствовали, когда
младший сын ушел из дому, взяв полагающееся ему наследство?
- что вы ощутили, когда увидели возвращающегося сына?
- что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас
с радостью?
- О чем вы подумали, когда пришли в себя?
- Как изменится впоследствии ваше поведение?
«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече
с младшим сыном?
- Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд заслуживал блудный сын?
- Каково ваше мнение о реакции отца на возвращение сына?
- Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?
Спасибо, а теперь вопросы ко всему классу. Как вы думаете, почему
отец простил младшего сына?
Ученики:
Им
руководило
чувство
всепрощающей
любви,
она
оказалась выше ненависти, обиды, мести.
Учитель: Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об
оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из библии, это
концепция христианской любви. (Зачитывает). Как вы понимаете слова отца,
сказанные о младшем сыне: «… был как мертв и ожил»?
Ученики: Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.
Учитель: Кто, по вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал
библейскому совету: «Возлюби ближнего своего, как самого себя?»
Ученики: (единодушно). Старший сын.
Учитель:
Притча
–
это,
как
известно,
небольшой
рассказ,
в
иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Чему же учит эта притча и картина Рембранта?
Ученики: Милосердию, прощению.
Развязка дается как постановка проблемы
Учитель: Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли
идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть. Может
быть, пристать к тому или иному берегу помогут вам родители, интервью с
которыми вы увидите на экране. Они отдельно друг от друга отвечали на
один вопрос: «Если ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно, серьезную,
так, что все отвернутся от него (нее), вы готовы простить, помочь и любить,
несмотря ни на что?».
(Учитель и ученики просматривают видеозапись).
Учитель: Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и
помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?
Ученики: Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, к
благородству мыслей и действий. Чтобы к вам были добры, будьте добры и
милосердны сами.
Последействие.
Задание на второй урок. Напишите сочинение «Всепрощающая
любовь» по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эпиграфом
возьмите на выбор: Цитату из Библии, одно из высказываний Экзюпери, либо
подберите свой. Можно использовать план проведенной беседы (на доске).
Заключение.
Нужна
ли
история
искусств
нашим
ученикам
сегодня?
Такая
формулировка действительно отдает абсурдом и кажется, имеет подоплеку
следующего характера: «Нужна ли музыка экономисту?», «А живопись
юристу?», «Пригодятся ли романы Гюго рабочему?». Напрашивается ответ:
«все это совершенно не
нужно». Пусть и учитель посмеется вместе с
учениками. А далее, подобно искусному дирижеру, придаст совсем иную
тональность разговора с помощью вопросов: Теперь скажите, зачем нужна
музыка в армии? Почему вы все увлекаетесь музыкой, но не военной?
Почему многие великие полководцы, государственные деятели любили
поэзию, сами сочиняли стихи, романы? Так что же? Думаю, что ребята сами
ответят на этот вопрос. Действительно, во многих ситуациях сила искусства
помогала выигрывать битвы, принимать гуманные решения. Ребята отлично
понимают многие музыкальные произведения, смысл живописных полотен,
застывшие движения скульптур. Может не всегда разумом, но сердцем, не
ожесточающемся,
доверчивом
и
восприимчивым
к
проявлениям
окружающего мира. Приведу пример: Однажды на уроке я прочитала
отрывок из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», и многие из
учеников, плененные необыкновенной историей трагической любви героев,
дочитали произведение самостоятельно до конца. Знакомство с сонетами
Петрарки также получило продолжение. Причем никто не обязывал учеников
читать эти книги полностью. Именно в таком поведении своих учащихся я
вижу, что цель достигнута – ребятам действительно интересна история.
Можно
совершенно
по
разному
строить
уроки,
но,
полагаю,
есть
определенные задачи, которые каждый преподаватель должен ставить перед
собой: представленный вниманию памятник архитектуры, пластический
образ - должны быть прочитаны и увидены в контексте эпохи, как отражение
реальной жизни того времени, когда создавалось произведение. И вполне
логично, что эту задачу должна взять на себя школа искусств, предоставив
новому предмету благоприятные условия для существования и развития.
Литература:
Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Москва, 1998 г.;
Интернет ресурс «Рембрандт перед зеркалом» (Петр Вайль);
Кузнецов Ю. И. Рембрандт М., Изобразительное искусство, 1982 г.;
Журнал «Искусство» № 2, 2005 г.;
СибАрт «И снова о драматургии»;
Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура. Просвещение М.,
2006 г.;
Предтеченская Л. М. Методика преподавания Мировой художественной
культуры. М., 1985 г.;
Солодовников Ю. А. «Жизнь человека, Жизнь предмета».