Автор: Голованова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 комбинированного вида" Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область Наименование материала: Проект Тема: "Продукты питания" Раздел: дошкольное образование
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Иркутск
2015
Заведующий кафедрой Архитектура и
строительства__________/Л.В. Седельникова
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Председатель СОП
___________/Е.В. Соржеева
Протокол № ____
от «__» _________ 20___ г.
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта по профессии или специальности
среднего профессионального образования
08.02.05 Строительство и эксплуатация
автомобильных дорог и аэродромов, входящая
в укрупненную группу 08.00.00 Архитектура и
строительство
Заместитель директора по учебной
(учебно-методической) работе
___________/Н.С. Баранова
Подпись Ф.И.О.
Организация-разработчик:
ГБПОУ
ИО
«Иркутский
колледж
автомобильного
транспорта и дорожного строительства»
Разработчик:
Приходько А.В., преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2.
СТРУКТУРА
И
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИМЕРНОЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология и грунтоведение.
1.1. Область применения программы
Данная
программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалиста среднего
звена по специальности 08.02.05
«Строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов» в соответствии с ФГОС.
1.2.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной
программы:
дисциплина
входит
в
общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. «Геология и грунтоведение»
предусматривает
изучение
основ
геологии,
гидрогеологии,
геоморфологии,
геодинамики и инженерных геологических испытаний.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить
инженерно-геологические
обследования
при
изысканиях,
строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие
физико-механические свойства;
обоснованно
выбирать
грунта
для
возведения
земляного
полотна
автомобильной дороги;
разбираться
в
геологических
процессах
и
инженерно-геологических
явлениях,
оценивать
их
и
выдавать
рекомендации
по
защитным
инженерным
мероприятиям;
беречь и защищать окружающую природу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные
сведения
о
грунтах,
их
прочностных,
деформационных,
физических, вводно-физических и механических свойствах;
механику грунтов;
инженерно-геологические
характеристики
различных
грунтов,
почв,
слабых и вечномерзлых грунтов;
инженерно-геологические
особенности
условий
строительства
в
различных природных условиях;
инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и
разведку дорожно-строительных материалов;
основные задачи экологии геологической среды;
мероприятия при проведении изыскательских работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
120
часов,
в
том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 81 часов,
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(всего)
81
в том числе:
практические занятия
50
контрольные работы
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося
(всего)
39
в том числе:
самостоятельная работа
Подготовка и выполнение домашних заданий
24
Подготовка к практическим занятиям
15
Итоговая аттестация в форме Экзамена
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.04. «Геология и грунтоведение»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Тема 1.1.
Введение
Содержание учебного материала:
1
1
Инженерная геология как наука о рациональном использовании и охране
геологической среды. Значение инженерно-геологической информации для
строителей
Самостоятельная работа студента:
1
Подготовка конспекта по теме: Развитие инженерной геологии в России.
Раздел 2.
Элементы общей геологии
и геоморфологии
27
Тема 2.1
Современные представления
о происхождении и строении
земли, геосфера.
Содержание учебного материала:
1
1
Геосфера. Температурный режим земляной коры.
Самостоятельная работа студента:
1
Изучить с помощью интернет ресурсов происхождение, форма и строение Земли.
Тема 2.2
Минералы.
Содержание учебного материала:
1
1
Химический состав и физические свойства минералов. Классификация минералов
по химическому составу
Практические занятия:
2
Изучение диагностических признаков минералов.
Тема 2.3.
Горные породы.
.
Содержание учебного материала:
1
Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические
горные породы. Выветривание горных пород и почвообразование.
Практические занятия:
4
Изучение магматических горных пород по образцам.
Тема 2.4
Геологическая хронология.
Содержание учебного материала:
1
Геохронологическая шкала.
Практические занятия:
2
Относительный и абсолютный возраст горных пород.
Тема 2.5
Тектонические движения
земной коры.
Содержание учебного материала:
1
Типы тектонических движений. Тектоника литосферных плит.
Самостоятельная работа студента.
1
Изучить понятие об основных тектонических структурах земли.
Тема 2.6
Геологические карты и
разрезы
Содержание учебного материала:
1
1,2
Работа и изучение геологической карты.
Практические занятия:
4
Построение геологического разреза( с отражением литологии, стратиграфии,
гидрогеологии).
Самостоятельная работа студента
1
Подготовка к практической работе на тему: Изучение геологической карты и
построение геологического разреза.
Тема 2.7
Элементы геоморфологии.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Общие сведения о геоморфологии. Происхождение форм рельефа.
Морфология и морфометрия рельефа. Значение геоморфологии в инженерной
геологии.
Практические занятия:
4
Построение геоморфологического разреза.
Самостоятельная работа студента
1
Подготовка к практической работе: Построение геоморфологического разреза.
Раздел 3.
Основы гидрогеологии.
29
Тема 3.1
Вода в земной коре
Содержание учебного материала:
1
1,2
Круговорот воды в природе и интенсивность водообмена подземных вод.
Происхождение подземных вод.
Самостоятельная работа студента
1
Водные свойства горных пород.
Тема 3.2
Физические свойства и
химический состав
подземных вод.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Физические свойства и химический состав подземных вод.
Самостоятельная работа студента
1
Изучение темы: Агрессивность подземных вод к строительным конструкциям.
Тема 3.3
Классификация подземных
вод.
Содержание учебного материала:
1
1
Классификация подземных вод по условиям залегания. Классификация подземных
вод по характеру их использования для хозяйственно питьевых и других целей.
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
1
1
Верховодка. Грунтовые воды. Межпластовые подземные воды.
Артезиатские воды и бассейны.
Практические занятия:
4
Характеристика основных
типов подземных вод по
Подземные воды в трещеноватых и закарстованных породах.
Подземные воды районов многолетней мерзлоты.
Самостоятельная работа студента
1
Подготовка к практической работе: Решение гидрогеологических задач.
Тема 3.5
Движение подземных вод.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Основной закон фильтрации подземных вод- Закон Дарси.
Фильтрационные параметры горных пород и водоносных пластов.
Практические занятия:
2
Расход плоского потока подземных вод.
Самостоятельная работа студента.
2
Общие понятия о движении подземных вод.
Тема 3.6
Приток воды к
водозаборным сооружениям,
строительным котлованам и
дренажным устройствам.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Понятие о депрессивной воронке и радиусе влияния.Приток воды к водозаборным
скважинам.
Практические занятия:
4
Приток воды к строительным котлованам. Понижение уровня подземных вод
дренажными и водопонизительными устройствами.
Самостоятельная работа студента
1
Естественные выходы подземных вод на поверхность (источники).
Тема 3.7
Режим и баланс подземных
вод.
Содержание учебного материала:
1
1
Режим подземных вод в естественных условиях. Режим подземных вод в условиях
влияния техногенных факторов.
Самостоятельная работа студента
2
Баланс подземных вод.
Тема 3.8
Запасы и ресурсы подземных
вод.
Содержание учебного материала:
1
1
Классификация запасов подземных вод по гидрогеологическим условиям.
Классификация эксплутационных запасов подземных вод по степени изученности.
Тема 3.9
Охрана подземных вод от
истощения.
Содержание учебного материала:
1
Истощение запасов подземных вод. Загрязнение подземных вод.
Самостоятельная работа студента
2
Зоны санитарной охраны (ЗСО)
Раздел 4
Основы грунтоведения.
23
Тема 4.1
Содержание учебного материала:
1
1
Предмет и задачи
грунтоведения.
Предмет и задачи грунтоведения.
Тема 4.2
Состав и строение грунтов.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Грунт как многокомпонентная динамичная система. Твердая компонента грунта.
Минеральный, химический и гранулометрический состав.
Практические занятия:
6
Жидкая компонента грунта. Виды воды в грунтах.
Газовая компонента грунтов. Биотическая( живая) компонента грунта. Текстура,
структура и структурные связи в грунтах.
Самостоятельная работа студента
1
Подготовка к практическим работам.
Тема 4.3
Физико-механические
свойства грунтов.
Содержание учебного материала:
1
1
Изучение физических и химических свойств грунтов.
Самостоятельная работа студента
2
Подготовка к практическим работам.
Тема 4.4
Классификация грунтов в
строительстве.
Содержание учебного материала:
1
1
Классификация грунтов в строительстве по ГОСТ 25100-95.
Практические занятия:
4
Классы природных скальных и дисперсных грунтов. Характерные особенности
дисперсных, связных и несвязных грунтов.
Самостоятельная работа студента
2
Подготовка к практическим работам. Изучение ГОСТ 25100-95.
Тема 4.5
Грунты особого состояния,
состава и свойств
(Специфические грунты).
Содержание учебного материала:
1
1
Многолетнемерзлые ,просадочные набухающие, органоминеральные ,
органические, засоленные, элювиальные грунты. Изучение состояния, состава и
свойств грунтов.
Тема 4.6
Техническая мелиорация
грунтов.
Содержание учебного материала:
1
1
Физико- механическая, физико-химическая мелиорация грунтов.
Самостоятельная работа студента.
2
Подготовка реферата методы закрепления грунтов.
Тема 5 . Инженерная
геодинамика
20
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
1
1,2
Эоловые процессы.
Самостоятельная работа студентов
2
Геологические процессы,
связанные с деятельностью
Мероприятия по защите от эоловых процессов. Выполнение реферата.
Тема 5.2
Геологические процессы,
связанные с
поверхностными водами.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Плоскостной смыв и оврагообразование. Речная эрозия и аккумуляция наносов.
Селевые потоки .Абразия морских берегов. Переработка берегов водохранилища.
Самостоятельная работа студентов
2
Выполнение реферата по геологическим процессам, связанным с поверхностными
водами.
Тема 5.3
Геологические процессы,
связанные с деятельностью
поверхностных и подземных
вод.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Карст. Механическая суффозия. Подтопление.
Самостоятельная работа студентов.
1
Подготовка к практической работе по теме геологические процессы связанные с
деятельностью поверхностных и подземных вод.
Тема 5.4
Склоновые
( гравитационные) процессы.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Оползни. Обвалы и осыпи. Снежные лавины.
Самостоятельная работа студентов.
1
Подготовка к практическим работам.
Тема 5.5
Геологические процессы в
районах многолетней
мерзлоты.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Криогенные( мерзлотные) процессы.
Самостоятельная работа студентов.
2
Криогенные( мерзлотные) процессы.
Тема 5.6
Геологические процессы,
вызванные изменением
напряженного состояния
горных пород.
Содержание учебного материала:
1
1,2
Сдвижение горных пород на подрабатываемых территориях.
Практические занятия:
2
Оседание земной поверхности под влиянием длительных откачек воды и нефти.
Самостоятельная работа студентов.
1
Проработка конспектов и лекций.
Тема 5.7
Содержание учебного материала:
1
1,2
Сейсмические процессы.
Самостоятельная работа студентов.
2
Геологические процессы,
связанные с внутренней
энергией земли.
Мониторинг опасных геологических процессов.
Раздел 6.
Инженерно-геологические
изыскания для
строительства .
4
Тема6.1
Общие сведения об
инженерно-геологических
изысканиях
Содержание учебного материала:
1
1,2
Место инженерно- геологических изысканий в системе инженерных изысканий для
строительства.
Основные цели. задачи и состав инженерно- геологических изысканий.
Практические занятия:
2
Договор (контракт), техническое задание и программа инженерно-геологических
изысканий.
Самостоятельная работа студентов.
1
Проработка конспектов и лекций.
Раздел 7.
Методы и технические
средства инженерно-
геологических и
гидрогеологических
изысканий.
7
Практические занятия:
6
Стационарные наблюдения(локальный мониторинг компонентов геологической
среды). Лабораторные исследования грунтов и подземных вод. Камеральные работы
и составление технического отчета.
Самостоятельная работа студентов.
1
Проработка конспектов и лекций.
Раздел 8
Основные задачи
инженерно- геологических
изысканий для различных
видов строительства и
охрана окружающей среды
4
Практические занятия:
2
Изучение инженерно-геологические изыскания и охраны окружающей среды.
Самостоятельная работа студентов.
2
Проработка конспектов и лекций.
Раздел 9. Инженерно-
геологические изыскания
при проектировании
автомобильных и
железных дорог и
мостовых переходов
4
Практические занятия:
2
Инженерно-геологические изыскания мостовых переходов.
Самостоятельная работа студентов.
2
Проработка конспектов и лекций.
120
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
-
компьютеры
с
лицензионным
программным
о б е с п еч е н и е м ,
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература:
Инженерная геология: Учебник для студентов строительных специальностей
вузов/ Л.В.Передельский Л.В.,О.Е. Приходченко.-Ростов н/Д: Феникс, 2009г.-
448с.-(Высшее оразование).
Грунтоведение. / Учебник под ред. В.Т.Трофимова в 2-х т. – М., изд-во МГУ,
2005 г.
Дополнительная литература:
Практикум по грунтоведению./ Ред. В.Т.Трофимов, В.А. Королев М., МГУ,
1993 г.
Сергеев Е.М. и др. Грунтоведение /Учеб. (5-е изд.). М., МГУ, 1983г.
Теоретические основы инженерной геологии. Физико-химические основы. /
Ред. Е.М. Сергеев. М., Недра, 1985 г.
СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные
положения.
ГОСТ 25100-95. Грунты.Классификация
Интернет – ресурсы:
sinref. ru – библиотека онлайн.
kursak. net – электронная библиотека.
geokniga. org – геологическая библиотека.
static. mu-chop. ru – электронный учебник В.С. Добровольский Геология.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОП.04
Геология
и
грунтоведение
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных
заданий,
проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Освоенные умения :
проводить
инженерно-геологиче ские
о б с л е д о в а н и я
п р и
и з ы с к а н и я х ,
строительстве
и
ремонте
автомобильных
дорог и аэродромов;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
о п р е д е л я т ь
о с н о в н ы е
в и д ы
и
разновидности
грунтов
и
их
важнейшие
физико-механические свойства;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
обо снованно
выбирать
грунта
д л я
в о з в е д е н и я
з е м л я н о г о
п о л о т н а
автомобильной дороги;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
разбираться в геологических процессах и
инженерно-геологических
явлениях,
оценивать их и выдавать рекомендации по
защитным инженерным мероприятиям;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
беречь и защищать окружающую природу;
Усвоенные знания :
о сновные
сведения
о
грунт ах,
и х
п р о ч н о с т н ы х ,
д е ф о р м а ц и о н н ы х ,
физиче ских,
вводно-физиче ских
и
механических свойствах;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
механику грунтов;
инженерно-геологические
характеристики
различных
грунтов,
почв,
слабых
и
вечномерзлых грунтов;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
инженерно-геологические
особенности
Текущий
контроль:
устный
и
условий
строительства
в
различных
природных условиях;
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
инженерно-геологические
обследования
дорожной
полосы,
поиски
и
разведку
дорожно-строительных материалов;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
основные
задачи
экологии
геологической
среды;
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование
м е р о п р и я т и я
п р и
п р о в е д е н и и
изыскательских работ.
Текущий
контроль:
устный
и
письменный
опрос,
выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работы, тестирование