Автор: Сидорова Ольга Валентиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога».
Раздел: среднее образование
«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной
компетентности педагога».
В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых
актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего,
тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной
подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека; это
обусловлено ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний
и навыков специалистов в современном мире. Мы, как учителя, социальных дисциплин
это хорошо ощущаем (изменения в законодательстве, политической обстановке,
экономических преобразованиях)
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от
школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях не
достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их
приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной
ситуации.
Заказ государства - повышение качества образования.
Это наша главная задача.
Одно из важнейших условий решения этого вопроса - повышение компетентности,
профессионализма учителя
Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует его профессионализм.
(Педагогика, Сластенин В., Исаев)
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность
2. Информационная компетенция
3. Регулятивная компетентность
4. Коммуникативная компетентность
Рассмотрим более подробно эти составляющие
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность
– умение применять полученные
знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания,
способность педагога к инновационной деятельности
(самообразование, прохождение курсов,
взаимопосещение уроков, посещение и проведение семинаров)
2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках,
родителях, о коллегах (прохождение аттестации «портфолио», общение с коллегами, с
классными руководителями)
3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением,
контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость. Мы
должны быть стрессоустойчивыми.
А для этого необходимо пытаться выполнять некоторые рекомендации:
Регулярно планировать дела, не допускать дезорганизации и путаницы в
намеченном.
Признавать и принимать некоторые ограничения, чтобы не подвергать себя
ощущению несостоятельности и несоответствия; ставить только достижимые
цели.
Избегать ненужной конкуренции: слишком сильное стремление к выигрыванию
во многих областях жизни создаёт тревогу и напряжение, делает человека излишне
агрессивным.
Быть положительной личностью, избегать критиковать других, сосредоточивать
внимание на положительных качествах окружающих, хвалить их за то, что самому
в них нравиться.
4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество,
включающее речевые навыки, умение слушать , эмпатию ( способность войти в
эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться»; интеллектуальная
идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого
человека)
Эмпа
́
тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого
человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и
может быть трудных профессиональных компетенций.
Подводя итоги и, исходя из современных требований, можно определить следующие
основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская, экспериментальная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и
фестивалях;
Обобщение собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ
Мы в своем МО «истории и обществознания» пытаемся применять и использовать так же
различные пути развития:
разные формы обучения
занятия с учащимися исследовательской деятельностью
участие в семинарах и творческих группах
участие в интернет - сообществе учителей
активно принимаем участие в интернет - олимпиадах
взаимодействуем с различными учебными заведениями
посещаем различные форумы и съезды учителей и т.д.
В итоге нашей работы мы получили следующее результаты.
Результаты экзаменов в нашей школе выше, чем в районе. Хотя есть куда стремиться.
(130 «2» по району из 47 школ – у нас 1 «2» по обществознанию в 9 классе)
Результатом всего – это повышение качества образования.