Автор: Варламова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиала казённого учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Воткинска»
Населённый пункт: г. Воткинск
Наименование материала: статья
Тема: Прогресс и его влияние на социализацию. Социальные сети:проблемы, опасности, возможные решения.
Раздел: среднее образование
Прогресс и его влияние на социализацию. Социальные сети: проблемы,
опасности, возможные решения.
(Слайд 1).
В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и
социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе
формируется его «Я». В этот период происходит процесс усвоения
индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В
процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно
одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в
обществе.
Хотя термин "социализация" обозначает процесс, продолжающийся в
течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он
чаще используется применительно к периодам детства и юности.
Социализация человека происходит в процессе воспитания и под
значительным влиянием окружающей среды. Среда современного ребенка, в
которой происходит воспитание, существенно изменилась. Сейчас наиболее
сильное влияние оказывает Интернет, который достиг пика популярности
и начинает оказывать всё большее влияние на детей.
Сейчас с трудом можно найти семью, в которой нет компьютера, ноутбука
или смартфона с выходом в интернет. Количество пользователей Интернет
увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Вся
наша культура становится более зависимой от IT. Социальные сети стали
неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть детей
проводит в них все свободное время, а некоторые пренебрегают важными
первоочередными делами не в силах оторваться от социальных сетей.
Следует понимать, что говоря о социальных сетях, мы имеем ввиду не только
средства коммуникации, но и сопутствующую информацию, которая
присутствует в социальных сетях. Это различные видеоролики, картинки,
паблики, музыка, статьи и прочее.
(Слайд 2).
Проводя время в социальных сетях, подростки погружаются в другую,
виртуальную реальность, по разным причинам это может влиять на их
сознание. В сети пользователь пропускает через себя огромный поток
различной информации, который частично откладывается в сознании
и может влиять на формирование отношения к разным вещам, на их
мировоззрение, способность социализироваться. Глобальные данные
о состоянии цифровой отрасли знакомят нас со статистикой: в период с 2020
по 2021 год количество пользователей интернета в Российской Федерации
увеличилось на 6,0 млн (+ 5,1%), в январе 2021 года в Российской Федерации
насчитывается 99 млн пользователей социальных сетей, а уровень
проникновения интернета в России составил 85,0%. Доля пользователей
интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100% и
составила 97,1%.
Поговорим о проблемах и опасностях, которые таят в себе социальные сети.
(Слайд 3).
Влияние социальных сетей — плюсы:
Удовлетворение потребности в общении. Если ребенок замкнутый,
необщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, нет
контакта с родителями, то социальные сети являются единственным
источником для удовлетворения потребности в общении. Однако, когда
подросток взаимодействует только с компьютером, социальной сетью, в
реальности не умеет строить отношения и выражать свои чувства, тогда это
становится зависимостью.
Простота общения и обмена информацией. Имея аккаунт в социальной сети,
человек находится в курсе всего, что происходит с его друзьями, он может
зайти на страничку любого интересующего его человека, посмотреть
фотографии, прокомментировать новости или просто пообщаться. Это
очевидное достоинство соц. сетей – сегодня общаться стало гораздо проще и
удобнее.
Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития,
образования, дистанционного обучения: здесь мы можем посмотреть любой
заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи,
книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать
аудиокниги. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться
плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить
арабские танцы – на просторах сети можно найти огромное количество
обучающих видео. Социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в
учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы
можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с
одноклассниками. Во-вторых, мы можем вступить в сообщество,
посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы её
касаемые.
Новые идеи также выкладываются в разных группах и на страницах
интересных людей. Можно почерпнуть полезную для себя информацию о
ремонтах, готовке, уборке и многом другом.
Расширение круга общения, поддержание существующих социальных связей
и отсутствие географических барьеров между людьми. Теперь люди могут
общаться друг с другом практически из любой части земного шара, где
доступны интернет-услуги. Благодаря этому дети, которые учатся в других
городах, могут общаться со своими родителями каждый день. Переезд
из родного города мог быть более тяжелым, но благодаря возможности
поддерживать контакт с родственниками, общаться, видя собеседника,
отправлять фотографии и электронные письма, уход из дома становится
намного легче.
Соцсети – площадка для самовыражения, возможности стать популярным,
получения общественного признания. Например, малоизвестный художник и
дизайнер Олег Куваев создал персонаж Масяня и серию flash-мультфильмов
про нее, которые стали очень популярными в Интернете, а впоследствии и за
его пределами, и прославили автора.
Источник заработка, площадка для развития бизнеса, отличная платформа
для рекламы. Так, к примеру, владельцы успешных групп или так
называемых пабликов (публичных страниц) в социальной сети ВКонтакте
могут хорошо монетизировать их, заставляя их тем самым приносить
прибыль, а раскрутка групп в контакте является хорошим источником
дохода.
Каждый может найти в Интернете сообщество по интересам. Во-первых,
в нем легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и
общение в Интернете происходит намного легче, так как человек здесь
чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни; в-
третьих, Интернет предоставляет возможность для свободного обмена
чувствами и мыслями, каждый человек может высказывать мнение
по социальным, экономическим, политическим или экологическим темам
с помощью блогов, социальных сетей, видеороликов, подкастов,
электронных книг, инфографика и т.д.
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные факторы, можно
сделать вывод, что позитивная сторона на социализацию молодежи,
достаточно существенна.
В социальных сетях можно проводить неограниченное количество времени,
что приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями
социализации и приобретением коммуникативных навыков.
(Слайд 4).
Влияние социальных сетей — минусы:
К основным минусам можно отнести бессмысленную и неоправданную трату
личного времени, отсутствие результата, совершение действий «на
автомате».
Колоссальный вред для здоровья. Со стороны физического здоровья –
нарушение зрения, осанки, перегрузка суставов кистей, проблемы с
желудком (из-за того что ребенок не может оторваться от интернета и
нормально покушать), ухудшение сна, со стороны морального здоровья –
зависимость, раздражимость, негативные эмоции, стресс, психические
расстройства.
Примитивизация родного языка, введение в него антиграмматики, плохие
навыки общения в реальном мире. Общение в виртуальном режиме
подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление
максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного
словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно
отражается на реальном общении.
Деградация личности. Под влиянием социальных сетей, многие подростки и
школьники забывают о саморазвитии. В социальных сетях формируется
искаженное представление об окружающем реальном мире, которое не будет
способствовать закреплению моральных ценностей и идеалов,
существующих в реальном обществе.
Невозможность отслеживать настоящие эмоции и реакции собеседника. При
личном общении все нежелательное взаимодействие прерывается
невербальными сигналами, которые могут полностью заменять слова. При
общении с человеком в сети, который не присутствует рядом, для того чтобы
понять его сарказм или искренность, у вас есть только ваши собственные
фильтры, которые могут субъективно интерпретировать информацию. Наши
внутренние фильтры зависят от настроения, таким образом семантически
двусмысленная фраза «Нет, спасибо», полученная человеком в сообщении
после очень тяжелого дня, может показаться грубой, вместо вежливого
отказа, как это было задумано собеседником.
Потеря навыков социального общения. Часто подростки, привыкшие
знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных
знакомств. Ведь в интернете ребенок может выбрать для себя любую роль,
сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального. Попробовав
общаться в социальных сетях, ребёнок понимает, что в виртуальном
пространстве процесс общения гораздо проще и безопаснее. Потому что
можно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника,
руководствуясь только своими желаниями, а не искать компромиссы во
мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для
взаимопонимания и сочувствия. В живом разговоре нельзя поставить смайл.
Понятия «добавить в друзья», «удалить из друзей», создают ощущение, что в
реальной жизни так же просто строятся отношения, а это не так. Добавь на
страницу свечу памяти по погибшим, добавь георгиевскую ленточку,
гвоздику и т.д. в честь Дня Победы. Вместо реальной гвоздики ветеранам,
вместо активной помощи благотворительным организациям и пострадавшим
людям - человеку в сети кажется, что он, добавив картинку, сделал дело.
Потеря мотивации к работе. Человек, попавший в зависимость от социальных
сетей, становится менее активным. Сегодня на многих предприятиях вход
сотрудников в соц. сети недоступен, так как подобное общение сильно
отвлекает от работы.
Недостоверность информации. Социальные сети все чаще используются в
качестве эффективной среды распространения ложной информации,
недобросовестной конкурентной борьбы и политической пропаганды.
Пользователи не читают материалы, на которые ссылается социальная сеть, и
не проверяют достоверность фактов, представленных в заголовке, текстовом
анонсе, на иллюстрации и в самом материале. Это дает потенциальную
возможность воздействовать на ожидания пользователей, которые зачастую
не соответствуют действительности, и формировать выгодную для какой-
либо стороны общественную точку зрения.
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в
интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они
не уверены.
Опасные знакомства. Подростковый возраст – всегда кризис. У ребенка
начинается этап сепарации – отделения от родителей. Их значимость в его
жизни снижается, а гормональный всплеск только усугубляет проблему,
дополняя картину повышенной эмоциональностью и деструктивным
поведением. Поэтому этот период – наиболее удачное время для негативных
манипуляций со стороны множества опасных людей и групп. Зачастую как
раз в социальных сетях происходит завербовка детей. Социальные сети
кишат группами смерти, извращенцами – растлителями, мошенниками,
преступниками, террористами. Объясните детям, что если в Интернете что-
либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами
своим беспокойством. Также, что нельзя выдавать свои личные данные,
такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную
информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки,
время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д. Ребенок
должен знать, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета.
Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
В Интернете есть и другие факторы, которые также оказывают негативное
влияние на социализацию молодежи, например, огромное количество
легкодоступных порнографических материалов, незаконной и неподобающей
информации. Психика и умы детей могут быть травмированы из-за их
воздействия различных сцен, на которых есть формальные ограничения «для
взрослых», что может повредить механизмы их социализации. Все
перечисленные негативные стороны могут замедлить социализацию ребенка
или подростка, что в итоге способно привести к не самым лучшим
последствиям.
(Слайд 5).
Пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
-доверительные отношения и открытая коммуникация с ребенком, забота;
- собственный пример
-искренний добрый интерес к жизни ребенка в социальных сетях и
деятельности в интернете (какие видео смотрят дети, какую музыку
слушают, с кем знакомятся)
- внимательно следить за состоянием ребенка
-ограничение времени пребывания в сети;
-поиск альтернативных способов времяпровождения, совместное
времяпровождение (например, занятия спортом, рисование, вышивание,
чтение книг и т.п.);
-оказание большего внимания реальной жизни ребенка (проблемам в школе,
в семье, друзьям);
-увеличение времени пребывания в обществе реальных друзей и
родственников.
(Слайд 6).
В заключение можно сказать - нельзя однозначно судить о влиянии
социальных сетей на личность современной молодежи. Нужно учитывать,
что воздействие интернета на социализацию молодежи может быть как
положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой
технологией в своих интересах… Таким образом, ни негативная,
ни позитивная сторона интернета не превалирует над другой, так как каждый
человек, пользующийся интернетом, сам определяет, в какой мере и как это
будет влиять на него. Поэтому мы должны научиться брать от социальных
сетей только лучшее и уметь вовремя нажать кнопку «Выйти».
(Слайд 7).
Раздать буклеты «Правила безопасного поведения в социальных сетях».