Авторы: Хаванева Наталья Николаевна, Матвеева Светлана Яковлевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 8"
Населённый пункт: Город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль книги в речевом развитии детей"
Раздел: дошкольное образование
Хаванева Н. Н., Матвеева С. Я.
Воспитатели
МБДОУ «Детский сад №8»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Роль книги в речевом развитии детей.
Аннотация: в статье говорится о книге, как о главном источнике
всестороннему развитию ребёнка, о знакомстве с художественной литературой
в разных возрастных группах.
Ключевые слова: художественная литература, детские книги, речевое
развитие, культура.
В последнее время заметно сбавляется степень языковой культуры
общества, что влияет на уровень речевого развития детей. Рост влияния
телевидения, компьютера в получении информаций для самообразования
отдаляет нас от книг. Традиции читать книги во многих семьях уже забыты,
родители для этого своему ребенку включают смартфон. В дошкольном
периоде детства происходит становление личности ребенка, его развитие и
раскрытие его индивидуальных особенностей. Детская литература лежит а
начале базовой культуры личности. Книга играет первенствующую роль в
развитии
дошкольника.
Обладание
родным
языком,
ход
языковых
возможностей формирует личность ребенка, способствует определению задач
его воспитания и развития, подготовке к долгосрочному образованию, что
наступает в детском саду и продолжится в школе. Благодаря чтению
развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит
маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими
людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным
понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и
помогает увидеть связь одного явления с другим. Именно дошкольный период
рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего
«большого, талантливого» читателя.
С первых лет жизни художественная литература, фольклор начинается со
знакомства с доступными ребенку образцами. Фольклор, как указывают О. С.
Ушакова, Н. А. Орланов, Н. С. Карпинская является важным приемом
образования личности и развития речи, это средство эстетического и
нравственного воспитания детей. Фольклор (сказки, потешки, прибаутки)
является кладезю яркого богатства языка, народной мудростью и сводом
правил жизни. Воспитатель использует их на протяжении всех граней
нахождения в детском саду.
Значимость сказок подчеркивали К. Д. Ушинский, Н. А. Ветлугина, А. С.
Пушкин и другие. Они говорили о большом значении сказок в художественно-
ролевой деятельности, кои способствуют развитию эмоций, фантазий, доброты
и отзывчивости, эстетического воспитания детей, распознаванию стилей
художественной литературы. Воспитатель проговаривает жанр «расскажу
сказку, прочту потешку». Ребенок просто запоминает, при условии, что слышит
текст и видит картину. Необходимо, чтобы детские книги отвечали вопросу, но
и притягивали внимание ребенка, призывали у него желание притронуться к
ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать
художественными достоинствами.
В средней группе усложняется работа по восприятию литературного
произведения это погружение детей в атмосферу художественного слова,
характера, в мир звуков, ритмов и рифм. Интерес детей привлекают и к смыслу,
легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а
также к иным чертам литературного языка (сравнения, эпитеты). Это
способствует развитию поэтического слуха, восприимчивости к образной речи.
Дети вместе с воспитателем анализируют прочитанную сказку. Отвечают на
вопросы,
полюбилась сказка (стихотворение), рассказывается,
каковыми
словами она начинается и каковыми завершается. Высказывают личное
отношение к персонажам, оценивают их поступки.
В старшем дошкольном возрасте появляется прочный интерес к книгам,
стремление слушать их чтение. Дети начинают понимать идею произведения
действия персонажей, аргументы действия, разумно относиться к авторскому
слову. Приобретается ребенком способность понимать текст без помощи
иллюстраций.
Детям
старшего
возраста
нравится
делиться
своими
впечатлениями, поговорить о героях и их поступках. С помощью игр, бесед и
дискуссий хорошо активизировать детей. Поддерживая интерес к книгам
устраивать литературные вечера и викторины, организовать выставки картин
по темам «Любимая книга (герой книги)».
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и
воспитания бережного отношения к книге в группах необходимо создать
книжный уголок. Что должно быть интересным для ребенка и эстетически
оформленным местом, где есть возможность общаться с книгой, рассматривать
иллюстрации,
журналы,
альбомы.
Уют,
привлекательность
должны
заинтересовывать их. На полочках выставляются книги, репродукции картин.
Мы считаем, что следует также привлекать к данной проблеме и
родителей.
Предложить
создать
детям
домашнюю
библиотеку
с
разнообразными книгами с учетом возрастных и индивидуальных потребностей
ребенка. Периодически книги менять. о важности представления среды
формирования интереса и любви к книге в семье пишет С. А. Денисова.
Опыт показал, что наши встречи с художественной литературой помогают
дошкольникам развивать речь, обеспечивают успешную социализацию. Но
главное, они прививают любовь к художественному слову, интерес к книге.
Список литературы
1.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
2.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
3.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию –
М.,1979г.
4.
Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению
детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.