Напоминание

"Роль книги в речевом развитии детей"


Авторы: Хаванева Наталья Николаевна, Матвеева Светлана Яковлевна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 8"
Населённый пункт: Город Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль книги в речевом развитии детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хаванева Н. Н., Матвеева С. Я.

Воспитатели

МБДОУ «Детский сад №8»

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Роль книги в речевом развитии детей.

Аннотация: в статье говорится о книге, как о главном источнике

всестороннему развитию ребёнка, о знакомстве с художественной литературой

в разных возрастных группах.

Ключевые слова: художественная литература, детские книги, речевое

развитие, культура.

В последнее время заметно сбавляется степень языковой культуры

общества, что влияет на уровень речевого развития детей. Рост влияния

телевидения, компьютера в получении информаций для самообразования

отдаляет нас от книг. Традиции читать книги во многих семьях уже забыты,

родители для этого своему ребенку включают смартфон. В дошкольном

периоде детства происходит становление личности ребенка, его развитие и

раскрытие его индивидуальных особенностей. Детская литература лежит а

начале базовой культуры личности. Книга играет первенствующую роль в

развитии

дошкольника.

Обладание

родным

языком,

ход

языковых

возможностей формирует личность ребенка, способствует определению задач

его воспитания и развития, подготовке к долгосрочному образованию, что

наступает в детском саду и продолжится в школе. Благодаря чтению

развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит

маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими

людьми. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным

понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и

помогает увидеть связь одного явления с другим. Именно дошкольный период

рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего

«большого, талантливого» читателя.

С первых лет жизни художественная литература, фольклор начинается со

знакомства с доступными ребенку образцами. Фольклор, как указывают О. С.

Ушакова, Н. А. Орланов, Н. С. Карпинская является важным приемом

образования личности и развития речи, это средство эстетического и

нравственного воспитания детей. Фольклор (сказки, потешки, прибаутки)

является кладезю яркого богатства языка, народной мудростью и сводом

правил жизни. Воспитатель использует их на протяжении всех граней

нахождения в детском саду.

Значимость сказок подчеркивали К. Д. Ушинский, Н. А. Ветлугина, А. С.

Пушкин и другие. Они говорили о большом значении сказок в художественно-

ролевой деятельности, кои способствуют развитию эмоций, фантазий, доброты

и отзывчивости, эстетического воспитания детей, распознаванию стилей

художественной литературы. Воспитатель проговаривает жанр «расскажу

сказку, прочту потешку». Ребенок просто запоминает, при условии, что слышит

текст и видит картину. Необходимо, чтобы детские книги отвечали вопросу, но

и притягивали внимание ребенка, призывали у него желание притронуться к

ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать

художественными достоинствами.

В средней группе усложняется работа по восприятию литературного

произведения это погружение детей в атмосферу художественного слова,

характера, в мир звуков, ритмов и рифм. Интерес детей привлекают и к смыслу,

легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а

также к иным чертам литературного языка (сравнения, эпитеты). Это

способствует развитию поэтического слуха, восприимчивости к образной речи.

Дети вместе с воспитателем анализируют прочитанную сказку. Отвечают на

вопросы,

полюбилась сказка (стихотворение), рассказывается,

каковыми

словами она начинается и каковыми завершается. Высказывают личное

отношение к персонажам, оценивают их поступки.

В старшем дошкольном возрасте появляется прочный интерес к книгам,

стремление слушать их чтение. Дети начинают понимать идею произведения

действия персонажей, аргументы действия, разумно относиться к авторскому

слову. Приобретается ребенком способность понимать текст без помощи

иллюстраций.

Детям

старшего

возраста

нравится

делиться

своими

впечатлениями, поговорить о героях и их поступках. С помощью игр, бесед и

дискуссий хорошо активизировать детей. Поддерживая интерес к книгам

устраивать литературные вечера и викторины, организовать выставки картин

по темам «Любимая книга (герой книги)».

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и

воспитания бережного отношения к книге в группах необходимо создать

книжный уголок. Что должно быть интересным для ребенка и эстетически

оформленным местом, где есть возможность общаться с книгой, рассматривать

иллюстрации,

журналы,

альбомы.

Уют,

привлекательность

должны

заинтересовывать их. На полочках выставляются книги, репродукции картин.

Мы считаем, что следует также привлекать к данной проблеме и

родителей.

Предложить

создать

детям

домашнюю

библиотеку

с

разнообразными книгами с учетом возрастных и индивидуальных потребностей

ребенка. Периодически книги менять. о важности представления среды

формирования интереса и любви к книге в семье пишет С. А. Денисова.

Опыт показал, что наши встречи с художественной литературой помогают

дошкольникам развивать речь, обеспечивают успешную социализацию. Но

главное, они прививают любовь к художественному слову, интерес к книге.

Список литературы

1.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

2.

Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.

3.

Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию –

М.,1979г.

4.

Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению

детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.



В раздел образования