Напоминание

« Приставка как часть слова»


Автор: Хисамова Алсу Якубовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»
Населённый пункт: города Казани Республики Татарстан
Наименование материала: конспект урока-исследования русского языка во 2-ом классе по теме
Тема: « Приставка как часть слова»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-исследование русского языка во 2-ом классе по теме:

« Приставка как часть слова»

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с приставкой как значимой

частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава

слова

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: наблюдать за приставкой и выделять её из состава слова;

получат возможность научиться: образовывать новые слова с помощью различных

приставок.

Метапредметные: познавательные – осуществлять поиск и выделение необходимой

информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

коммуникативные – использовать выразительные средства языка, оформлять

диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

регулятивные – удерживать цель деятельности до получения намеченного

результата, описывать объект.

Личностные: проявлять интерес к новой информации

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный;

индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Необходимое оборудование и материалы : ноутбук для учителя, нэтбуки для детей,

экран, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент. Релаксация.

Учитель. Все встали, подравнялись. Давайте настроимся на работу и улыбнемся

друг другу. Улыбнемся гостям. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите

головы на парты и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2. Актуализация знаний.

а) - Сегодня мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Какими близкими по значению словами их можно заменить?

(путешественник, первопроходец,...)

- Ребята, сегодня по электронной почте в наш класс пришло письмо. Прочитай,

пожалуйста Ваня его. Слайд 1 Привет, друзья!

Примите приглашение.

В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

Познаете вы много разных тайн.

Морфемы тут живут и здесь, и там.

- Что за страну мы посетим?

- Чем интересна эта страна? (Она состоит из островов).

Слайд 2

- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, Суффикс,

Приставка, Окончание).

- Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику. И исследовали несколько из

островов.

- А сейчас давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на

уроке. А чтобы было интересно повторять, поиграем в игру.

Игра «Да или нет»

-Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными.

(да) или ещё как называются родственные слова (однокоренными)

-Суффикс– это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования

новых слов. (нет)

-Корень- это главная часть слова (да)

- Суффикс с корнем на письме пишется раздельно. (нет)

- Чтобы найти в слове корень, надо подобрать к нему однокоренные слова (да)

- Изменяемая часть слова называется окончанием (да)

Разбор слова по составу: снежинка

1. снежинка, снежинки

Изменяемая часть –а - окончание

2.снег, снежки

Корень – снеж

3. между корнем и окончанием суффикс -инк

3. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк).

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.

до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладони

и говорят:

- Вышли пальцы погулять.

1. Игра – упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Каждым

пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.

2. Игра – упражнение «Согреем пальчики».

Проглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и

наоборот.

3. Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с

большого) сначала одной руки, затем другой, потом в обратном порядке.

4. Игра «Пианино».

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к

ногтю на внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того…;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;

правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;

правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

- Очень ловок и удал.

У. Встряхнем пальчики и возьмемся за работу.

4. Минутка чистописания.

- И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания.

- Работаем по образцу в тетрадях. Каждому индивидуальное задание.

Итак все правильно сели , а чистописание у нас пройдёт под девизом «Я умею

писать лучше всех».

Запишите предложение: Дед Мороз принес подарки.

Найдите в этом предложении главные члены. Около доски с комментированием

работает Даша.

5. Словарный диктант. Слайд3

- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил

поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.

соробака корозаяц

-Запишите эти слова в тетради, обозначьте ударение и подчеркните безударный

гласный, который нужно запомнить. Комментирует…

морбуз

А здесь, ребята, какие слова спрятались?

6. Физминутка.

7. Работа по теме урока.

Работаем по плану. Слайд 4

а) Доказать, что приставка часть слова.

б) Исследовать, для чего служит приставка.

а) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.

А что это за остров отгадайте.

- Служит для образования новых слов.

- Часть слова.

- Стоит рядом с корнем.

- Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.

(Это приставка). Прочитайте рубрику тайны языка в учебнике на с.128

- А может кто-то уже сам сможет сформулировать правило. (Дети составляют

правило.)

б)-Прочитайте слова. Напишите.

Наезд заезд приезд выезд переезд

-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень. Проверим .

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.Проверим.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

-Прочитаем их хором

Упражнения в нахождении приставки. Для чего служит приставка.

а)В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне - смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого.

-Дополните текст смысловыми приставками. (текст у каждого ребёнка на парте)

Маша

шла

по

дороге.

На

тропинке

она

(…)видела

избушку.

(…)шла

в

нее

и

обнаружила клад. (…)шла из избушки и (…)шла дальше.

(Приставки: за-, вы-, по-, у)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает

новые слова.)

- А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.

Представьте. что вы сидите перед телевизором.

У: - Я вам говорю: в- Что вы сделаете?

Д: - Включим телевизор.

У: - А если скажу: пере- ?

Д: - Переключим телевизор на другой канал.

У: - А если вы-?

Д: - Выключим телевизор.

У: -Какой вывод можно сделать?

Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

- Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров

«приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем

продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы

говорили сегодня . Для этого открываем нэтбуки. Выполняем тест №4.

Результаты записываем в дневниках.

- Кто получил 5, поднимите руки. Кто4?

Оценки за урок.

Итогурока.

1.Что нового вы узнали?

2. За что ты себя можешь похвалить?

Ответы детей.

8. Домашнее задание.

* красные карточки – написать рассказ «Путешествие по острову Приставок»

* синие карточки — упр. 2, стр. 128

* зелёные карточки - упр. 1 стр. 128.



В раздел образования