Напоминание

А.Куприн "Слон"


Автор: Саимат Гюлахмедовна Исламова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Всеволожск
Наименование материала: план конспект урока
Тема: А.Куприн "Слон"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока

А. Куприн “Слон”

1 . И с л а м о в а С а и м а т Г ю л а х м е д о в н а

2 . М О Б У С О Ш № 6 г . В с е в о л о ж с к .

3 . У ч и т е л ь н а ч а л ь н ы х к л а с с о в .

4 . П р е д м е т - Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е

5. 3 класс

6 . Т е м а . А . К у п р и н « С л о н » № 2

Тип урока: закрепление изученного материала.

Педагогические задачи:

создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные

творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на

уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной

позиции

П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы

Предметные:

научатся осуществлять

переход

с уровня событий

восприятия произведения к

пониманию главной мысли;

понимать, позицию какого

героя произведения

поддерживает автор,

находить этому

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют

произведение с ранее изученными, называя общее и

различное; находить в тексте доказательство к

утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения

(бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу

урока и в конце урока

удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на

уроке (с помощью слоников: красный- было всё понятно,

Личностные:

самостоятельно

выполняют задания

учителя; проявляют

интерес

к чтению различных книг

и самому процессу чтения

доказательства в тексте,

давать характеристику

героям, описывать

предметы, сравнивать

поведение героев в разных

ситуациях, составлять

схемы.

комфортно, работой доволен, синий- понял не всё,

чувствовал себя не достаточно комфортно, не всё успел );

коммуникативные: опираются на собственный

нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании

событий, выполняют задания в группе.

Образовательные ресурсы:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ

Технологии, ; портрет писателя; презентация, музыка Ф.Шопена, литературное чтение 3 класс Климанова Л.Ф.

Горецкий В.Г.2014-2015 2016-2017г.; видеозаписи песен, музыкальных произведений, карточки, схема-опора в

виде «дерева предсказаний».

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

ученика

Формируемые

УУД

1

2

3

4

1.Организац

ия начала

урока

1 мин.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок.

Приветствует обучающихся.

Готовы вы к уроку? (да)

На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста.

На доске:

- Что на свете дороже всего? ( Ответы детей).

- Прозвучали разные варианты ответов. К концу урока мы с вами найдем

ответ на поставленный вопрос.

Сообщают о

готовности

к уроку.

Определяют

самоготовность

(«настроен ли я

слушать учителя,

воспринимать

материал урока»)

Умеют слушать

в соответствии

с целевой

установкой,

принимают

и сохраняют

организационн

ые задачи

2.

Сообщение

темы и цели

урока.

2 мин.

3.Прогнозир

ование.

2 мин.

4.Целеполага

ние.

2 мин.

5.Актуализа

ция опорных

знаний.

Планирован

ие.

– С каким произведением мы знакомились на предыдущем уроке?

(А. Куприн «Слон».)

Понравился ли вам рассказ?

Что вы испытывали при чтении текста?

(Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять,

чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона

привели к Наде.)

Верите ли Вы

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в

одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

другом?

Учитель: Верите ли вы в чудеса?

Учитель: Верите ли вы, что чудеса можно сделать своими

руками?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка

способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя

“простую истину” произведения?

-Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль

произведения) .

- А конкретнее?

-Зачем же русский писатель А. Куприн придумал такую

историю?-цель урока.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить

на главный вопрос урока?

Отвечают на

вопросы учителя .

Прогнозируют

результат работы

на уроке.

Отвечают на

вопросы учителя ,

ставят перед

собой цель.

Отвечают на

вопросы учителя.

Опорные слова

вывешиваются на

«дерево

«предсказаний»

Умеют слушать в

соответствии с

целевой

установкой.

Выражают своё

согласие или не

согласие с

утверждением.

Осуществляется

мотивация к

успеху.

Выдвигают

гипотезу и

обосновывают ее.

Самостоятельное

выделение и

формулировка

познавательной

цели.

Осуществляют

актуализацию

знаний.

Умеют слушать в

соответствии с

5 мин.

Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с

текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики героев, знание текста, биография

писателя, сравнение их поступков и т.д.)

целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют цель

и задачу,

планируют свою

деятельность.

Дополняют по

существу.

поиск и

выделение

необходимой

информации.

6.Проверка

домашнего

задания

(знание

текста)

Викторина.

5 мин.

Показ слайдов под музыку Ф.Шопена. Показ отрывка

презентации к уроку.

1.

Чем больна девочка ? (1- равнодушием, 2- воспалением

)

2.

Что значит равнодушие?

3.Что предлагают доктора? (1-исполнять все капризы, 2- лечение

лекарствами) Докажите из текста.

3.Какое желание у девочки появилось однажды? (1.хочет слона,

который нарисован на картинке 2.хочет слона, только не того, что

на картинке ).

4.Желание увидеть настоящего слона 1) каприз 2)мечта?

Докажите.

5.Какое решение принял папа (1-решил исполнить желание

дочери, 2- отказал ей)

Рассказ ученика.

Слоны.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские.

Рост их достигает 4 метров, а масса 7 тонн. Индийские слоны меньше

африканских. Рост их достигает 2-3 метров, а масса 5 тонн.

Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести

своё тело по горным тропам. Они превосходно плавают.

Свои ответы

показывают с

помощью цифр

1 и 2. Поиск и

выделение

необходимой

информации( о

тветы

доказывают

чтением

отрывка из

текста -

выборочное

чтение).

У слонов есть хобот. На самом деле это нос , сросшийся с верхней

губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт - наберёт в

него несколько литров воды. Засунет в рот и выпустит, как из шланга.

Хоботом он защищается от врага – захватывает цепким концом, обвивает и

душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями

мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита

взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять,

вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть

опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к

нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

Но характеристики слона можно услышать в адрес людей, для

которых неповоротливость стала характерной чертой. Об этом

гласят крылатые слова

Слона и не приметил

Делать из мухи слона.

Как слон.

7.

Осмысление.

Работа по

тексту.

15 мин.

Чтение рассказа до конца. Прием «Чтение с остановками».

Читать продолжение рассказа будем с остановками. Для чего будем делать

остановки? (лучше понять прочитанное, выделить главное)

1 часть

- Почему Надя просыпается чуть свет?

- Какие перемены произошли в настроении девочки?

2 часть

- Таким ли она его представляла?( Слон оказывается гораздо больше, чем

Самооценка своей

деятельности.

Чтение и

анализ

прочитанного

думала Надя, когда разглядывала его на картинке.)

- Почему не испугалась?( Она только немножко поражена громадной

величиной животного)

3 часть

- Надя сама протягивает слону руку. О чём это говорит? (Она его не боится.)

- Отчего Надя хохочет и хлопает в ладоши?

- Что значит «густо» смеётся? Какой человек может так смеяться?( Немец

густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон.)

- Что необычного узнали о слоне?( Он с удовольствием пьет сахарную воду.

Также он очень любит булки.)

4 часть

- Надя разными способами развлекает слона. Для чего она это делает? (Ей

интересно общаться с ним. У девочки появилось желание общаться.)

- Почему Томми переворачивает страницу с нарисованным слоном? (Томми

находит, что таких маленьких слонов никогда не бывает на свете. Вообще

ему эта картинка не нравится. )

5 часть

- Что вас удивило в этой части?

- Почему слона посадили обедать за стол вместе с Надей? (Родители не хотят

огорчать свою дочь, надеются, что вместе со слоном девочка пообедает. )

6 часть

-Почему Наде и Томми снятся такие сны?

7 часть

- Опишите состояние девочки в конце рассказа? О чем это говорит?

- Что чувствует мама? Почему она крестится?

- Сейчас вернемся к «Дереву предсказаний».

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не

выполнили её просьбу?

- Что же излечило шестилетнюю девочку от тяжелой угрожающей болезни?

8.

Физминутка.

2 мин.

Неваляшка

Ванька-встанька , Ванька-встанька, приседай-ка, приседай-ка.

Непослушный, ишь какой, нам не справиться с тобой.

(приседания и наклоны)

9.

Работа в

паре

5 мин.

Характеристика поступков и героев.

Зачерните слова лишние слова из характеристики героев .

Надя

родители

Слон Томми

упрямая

чуткие

глупый

мечтательная

заботливые

приветливый

гордая

ленивые

хитрый

капризная

находчивые

умный

гостеприимная

любящие

добродушный

щедрая

равнодушные

талантливый

доброжелательная

внимательные

нежный

здоровая

весёлый

умелый

И сейчас предлагается задание в парах

Задание: Вставить пропущенные слова в текст:

Ростом он только чуть-чуть пониже двери , а в длину занимает половину

….. ……………… . Кожа на нем …………….. в тяжелых ……………. .

Выполняют

задания по

карточкам в

группе.

Участвуют в

коллективной

беседе,

дискутируют,

корректируют,

изменяют свою

точку зрения.

Слушают

товарищей в

группе. Делают

выводы и свои

ответы

подтверждают

выдержками из

текста

произведения.

Аргументирую

Ноги толстые, как …………………. . Длинный………………………. с

чем-то вроде помела на конце. Голова в больших ………………………. .

Уши большие, как ………………………. И висят вниз. Глаза

совсем…………………………, но умные и добрые. Это слон ……………… .

1.

Столовой

2.

Грубая

3.

В тяжелых складках

4.

Ноги толстые как столбы

5.

Длинный хвост

6.

Голова в больших шишках

7.

Уши большие , как лопухи

8.

Крошечные

9.

Томми

т свою точку

зрения.

Формулируют

свое мнение.

10.Проверка

работы в

парах.

3 мин.

Отвечают, как

справились с

заданиями.

Доказывают с

опорой на текст,

презентацию,

схемы, свои

выписки из

словаря,

энциклопедии( пр

о размеры слона),

личный опыт.

Сравнение,

классификация

объектов по

выделенным

признакам;

подведение под

понятие,

выведение

следствий;

установление

причинно-

следственных

связей;

VII. Итог

урока.

Рефлексия.

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя

почувствовала себя счастливой и здоровой? Благодаря кому?

(Благодаря родителям, семье, слону)

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем

писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?

Внимательно

слушают, задают

уточняющие

вопросы

Осознают,

принимают,

сохраняют

учебные задачи

2 мин.

Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу

радость и меньше огорчайте близких.)

А вы как относитесь к своим близким?

Как вы должны отвечать

на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь,

заботиться)

Учитель: Возвращаемся к вопросу начала урока.

- Что же дороже всего на свете?

Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся

никаких трудностей. Родительская любовь способна творить настоящие

чудеса.

- Как вы считаете, что хотел сказать нам своим рассказом А.И. Куприн?

(Ответы детей)

Прекрасный русский писатель, ребята, очень хотел, чтобы вы это поняли:

рядом с вами самые дорогие для вас люди.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Домашнее задание.

Отвечают на

вопросы.

Определяют свое

эмоциональное

состояние на

уроке. Проводят

самооценку,

рефлексию.

Высказывают

свои

предположения

Осуществляют

самоконтроль

учебной

деятельности,

дают

самооценку

своей работе на

уроке, делают

выводы,

обобщают с

опорой на

текст, свой

опыт.

• Составить план стр. 41

• Подготовить творческий пересказ от лица Нади, папы, слона.

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе

КлимановаЛ.Ф. Горецкий В.Г. УМК Школа России.

Учитель: Исламова С.Г.

Тема: А. Куприн “Слон” №2

Данный урок-второй из трех уроков литературного чтения по этому рассказу. В своей деятельности я стараюсь

применять различные формы организации учебной деятельности школьников.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цели урока: закрепить знания о жизни и творчестве писателя А.И. Куприна, с содержанием 2 части рассказа

“Слон”, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

-развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные:

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные:

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной работе;

Оборудование урока: учебник по чтению, мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроектор;

аппликация дерева и цветы из бумаги, раздаточный- дидактический материал карточки.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной

организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и закрепления изученного

материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока,

оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, работа в

парах и индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,

применение

словесных,

работа

с

учебником,

способствовали

достижению

образовательных

целей

урока,

стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими

учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе

их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность целостного восприятия и закрепления

изученного материала.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся обще-учебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления

пройденного материала я оцениваю как хорошее. На мой взгляд этот урок послужил толчком, опорой для дальнейшей

познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для

дальнейшей деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала компьютерную презентацию, сообщение учащихся о

жизни и творчестве А. И. Куприна и сообщение о слонах, что послужило опять же для формирования целостного

представления о теме “Учимся любить”.

Особый аспект на уроке имел здоровье-сберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать

ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в

условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С

целью предупреждения утомления мною была проведена и физкультминутка.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены

правильно большинством учащихся.



В раздел образования