Напоминание

 ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ


Автор: Куцурак Александр Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО «ДТДиМ «Гармония» МО г.Братска
Населённый пункт: Иркутская обл., город Братск
Наименование материала: Статья
Тема:  ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.В Куцурак

МБОУДО «ДТДиМ «Гармония» МО г.Братска

ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Актуальность

Физическая культура – часть общей культуры человечества

Все существующие на сегодняшний день формы физического

воспитания, предназначенные для здоровых людей как урочные, так

и неурочные, можно использовать для лиц с отклонениями в

состоянии здоровья и утраченными способностями. Разница состоит:

из

стартовой

позиции

двигательных

и

физиологических,

психологических возможностей больного человека.

Индивидуальных задач рекреации и реабилитации.

Цели

и

задач

образовательного,

лечебного,

спортивного

учреждения.

Физическая культура в образовательном учреждении представлена

системой, форм физического воспитания, одной из которых является

урок или занятия.

В задачи физического воспитания в образовательном учреждении

входит

подготовка

обучающихся

к

жизнедеятельности,

через

средства

физической

культуры,

формирующие

двигательные

способности:

к

гибкости,

скорости,

координации,

силе,

выносливости двигательных действий.

Учитель,

педагог

транслирует

информацию,

применяет

педагогические

методы

обучения

для

разучивания,

совершенствования и контроля программного материала ФГОС.

Лечебная физическая культура

Проводится в лечебных организациях

Цель:

восстановить

временно

утраченные

функции

трудоспособности человека (например в отделении травматологии -

перелом конечности; в отделении терапии: воспаление легких,

инфаркт миокарда –согласно периоду заболевания назначается

ЛФК).

По

окончании

стационарного

лечения

больному

рекомендуется

продолжить

лечение

в

поликлинике

или

самостоятельно в домашних условиях.

ЛФК имеет формы проведения: групповые, индивидуальные - в

кабинетах лечебной физкультуры (ЛФК) поликлиник, стационаров,

восстановительных, курортных центрах.

Средства

ЛФК:

физические

упражнения,

элементы

спорта,

терренкур, плавание, трудотерапия, массаж

Занятия проводит инструктор ЛФК

Адаптивная физическая культура (АФК)

АФК –физическая культура адаптированная (приспособленная) для

занимающихся с утраченными способностями на всю жизнь.

Цель – уменьшить боль психологическую, что инвалиды не такие как

все, предоставить возможность чувствовать себя человеком среди

такого же контингента лиц.

Социализировать для самостоятельного обслуживания себя дома и в

обществе.

Занятия АФК проводят по специальным методикам в специальных

учреждениях, они могут быть медицинскими, педагогическими,

социальными, благотворительными, спортивными.

Специалисты:

инструкторы,

медицинские

сестры,

спортивные

тренеры, педагоги.

Адаптивное физическое воспитание

Адаптивное физическое воспитание – задачей которого является

адаптация детей с нарушениями развития к жизнедеятельности,

через

совокупность

применяемых

медико-педагогических

мероприятий к обучению двигательным действиям, восприятию

мира и созданию условий обучения в системе образования.

Занятия

адаптивной

физической

культурой,

проводятся

в

образовательных учреждениях

и

являются для занимающихся

обязательными,

поскольку дисциплина

«физическая культура»,

включена

в

федеральные

компоненты

государственных

образовательных стандартов.

АФК как направление физического воспитания

«Адаптивная физическая культура» появилась в России лишь в 1996

году. Санкт-Петербугский университет физической культуры имени

основателя Физической культуры в России Петра Францевича

Лесгафта, стал готовить специалистов в этой области - инструкторов

адаптивного физического воспитания.

Адаптивное

физическое

воспитание

(как

вид

физической

—

культуры) —это физическое воспитание для лиц с отклонениями в

физическом, психическом развитии, в состоянии здоровья по

нозологическим группам ( что принято называть специальными

медицинскими группами), включая, инвалидов от рождения и

ставших ими в процессе жизни.

Содержание деятельности АФВ

(адаптивного физического

воспитания)

1.Организация

адаптивной

физкультуры

2.Физкультурно-

оздоровительные

формы

в

режиме дня

3. Методическое обеспечение

уроков АФВ

4. Программа АФВ

5.Дополнительные

формы

адаптивной

физической

культуры

Коррекционные задачи АФВ (общие)

Основные двигательные коррекционные задачи:

поэтапное двигательное развитие детей в последовательности,

которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок

должен с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не

исходя из своего возраста.

К вспомогательным коррекционным задачам относятся:

1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов

позвоночного столба и др.) – формирование осанки;

2)

преодоление

слабости

(гипотрофия,

атрофия)

отдельных

мышечных групп -сила мышц;

3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка

контрактур) – гибкость суставов;

4)

нормализация

тонуса

мышц

(коррекция

позно-тонических

реакций);

5)

улучшение

мышечно-суставного

чувства

(кинестезии)

и

тактильных (кожных) ощущений;

6)

формирование

компенсаторной

гипертрофии

определённых

мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая

вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);

7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и

других систем организма;

8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;

9) формирование вестибулярной статодинамической устойчивости

(равновесия) и ориентирования в пространстве – координация

двигательных действий;

10) формирование различных опорных реакций рук и ног.

Конкретные двигательно-коррекционные задачи АФВ

1.

Начинаем

обучение

двигательным

действиям,

развитие,

коррекцию с индивидуальной стартовой позиции каждого ребенка.

2. Формируем осанку, проводим ее коррекцию;

3. Укрепляем мышечный тонус отдельных мышечных групп –

работаем над развитием силовых способностей мышц;

4. Развиваем гибкость суставов (увеличиваем их подвижность);

5. Развиваем координацию двигательных действий, что способствует

формированию статодинамической устойчивости вестибулярного

аппарата;

Решение этих медико-педагогических задач будет способствовать

побочному эффекту:

- нормализации тонуса мышц сгибателей-разгибателей (коррекция

позно-тонических реакций);

- развитию памяти мышц , улучшению мышечно-суставныхчувств

(кинестезии) и тактильных ощущений;

- формированию компенсаторных функций отдельных мышечных

групп,

которые

берут

на

себя

функции

ослабленной

или

парализованной, группы);

- расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой,

дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма

обучающихся;

- адаптации предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук ,

конечностей в бытовой деятельности, обслуживания себя.

Компоненты проведения адаптивного занятия

Правильно подобрать исходное положение.

Предложить необходимое количество повторений (4-6 раз).

Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.

Следить за точностью выполнения упражнений.

Переходить от простых упражнений к более сложным.

Должное значение придавать эмоциональному фактору.

Воспитывать у детей умение контролировать себя.

Необходимо выполнять следующие методические требования:

Показывая

правильные

движения,

следует

время

от

времени

выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.

Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.

Постепенно

вводить

упражнения,

требующие

от

обучаемого

кратковременного усилия, доступного его возможностям.

Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.

Не фиксировать внимание на ошибках.

Не доводить обучаемого до утомления.

Соблюдая

последовательную

преемственность

развития

двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.

Литература

Адаптивная Физическая культура (цель, содержание, место в системе

знаний о человеке опорные концепции методологии адаптивной

физической культуры

Шапкова, Л.В. , . Евсеев С.П



В раздел образования