Автор: Куцурак Александр Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО «ДТДиМ «Гармония» МО г.Братска
Населённый пункт: Иркутская обл., город Братск
Наименование материала: Статья
Тема: ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
Раздел: дошкольное образование
А.В Куцурак
МБОУДО «ДТДиМ «Гармония» МО г.Братска
ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
Актуальность
Физическая культура – часть общей культуры человечества
Все существующие на сегодняшний день формы физического
воспитания, предназначенные для здоровых людей как урочные, так
и неурочные, можно использовать для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья и утраченными способностями. Разница состоит:
из
стартовой
позиции
двигательных
и
физиологических,
психологических возможностей больного человека.
Индивидуальных задач рекреации и реабилитации.
Цели
и
задач
образовательного,
лечебного,
спортивного
учреждения.
Физическая культура в образовательном учреждении представлена
системой, форм физического воспитания, одной из которых является
урок или занятия.
В задачи физического воспитания в образовательном учреждении
входит
подготовка
обучающихся
к
жизнедеятельности,
через
средства
физической
культуры,
формирующие
двигательные
способности:
к
гибкости,
скорости,
координации,
силе,
выносливости двигательных действий.
Учитель,
педагог
транслирует
информацию,
применяет
педагогические
методы
обучения
для
разучивания,
совершенствования и контроля программного материала ФГОС.
Лечебная физическая культура
Проводится в лечебных организациях
Цель:
восстановить
временно
утраченные
функции
трудоспособности человека (например в отделении травматологии -
перелом конечности; в отделении терапии: воспаление легких,
инфаркт миокарда –согласно периоду заболевания назначается
ЛФК).
По
окончании
стационарного
лечения
больному
рекомендуется
продолжить
лечение
в
поликлинике
или
самостоятельно в домашних условиях.
ЛФК имеет формы проведения: групповые, индивидуальные - в
кабинетах лечебной физкультуры (ЛФК) поликлиник, стационаров,
восстановительных, курортных центрах.
Средства
ЛФК:
физические
упражнения,
элементы
спорта,
терренкур, плавание, трудотерапия, массаж
Занятия проводит инструктор ЛФК
Адаптивная физическая культура (АФК)
АФК –физическая культура адаптированная (приспособленная) для
занимающихся с утраченными способностями на всю жизнь.
Цель – уменьшить боль психологическую, что инвалиды не такие как
все, предоставить возможность чувствовать себя человеком среди
такого же контингента лиц.
Социализировать для самостоятельного обслуживания себя дома и в
обществе.
Занятия АФК проводят по специальным методикам в специальных
учреждениях, они могут быть медицинскими, педагогическими,
социальными, благотворительными, спортивными.
Специалисты:
инструкторы,
медицинские
сестры,
спортивные
тренеры, педагоги.
Адаптивное физическое воспитание
Адаптивное физическое воспитание – задачей которого является
адаптация детей с нарушениями развития к жизнедеятельности,
через
совокупность
применяемых
медико-педагогических
мероприятий к обучению двигательным действиям, восприятию
мира и созданию условий обучения в системе образования.
Занятия
адаптивной
физической
культурой,
проводятся
в
образовательных учреждениях
и
являются для занимающихся
обязательными,
поскольку дисциплина
«физическая культура»,
включена
в
федеральные
компоненты
государственных
образовательных стандартов.
АФК как направление физического воспитания
«Адаптивная физическая культура» появилась в России лишь в 1996
году. Санкт-Петербугский университет физической культуры имени
основателя Физической культуры в России Петра Францевича
Лесгафта, стал готовить специалистов в этой области - инструкторов
адаптивного физического воспитания.
Адаптивное
физическое
воспитание
(как
вид
физической
культуры) —это физическое воспитание для лиц с отклонениями в
физическом, психическом развитии, в состоянии здоровья по
нозологическим группам ( что принято называть специальными
медицинскими группами), включая, инвалидов от рождения и
ставших ими в процессе жизни.
Содержание деятельности АФВ
(адаптивного физического
воспитания)
1.Организация
адаптивной
физкультуры
2.Физкультурно-
оздоровительные
формы
в
режиме дня
3. Методическое обеспечение
уроков АФВ
4. Программа АФВ
5.Дополнительные
формы
адаптивной
физической
культуры
Коррекционные задачи АФВ (общие)
Основные двигательные коррекционные задачи:
поэтапное двигательное развитие детей в последовательности,
которая свойственна здоровым детям. Начать своё движение ребёнок
должен с того уровня, на котором остановился в своём развитии, а не
исходя из своего возраста.
К вспомогательным коррекционным задачам относятся:
1) коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов
позвоночного столба и др.) – формирование осанки;
2)
преодоление
слабости
(гипотрофия,
атрофия)
отдельных
мышечных групп -сила мышц;
3) улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка
контрактур) – гибкость суставов;
4)
нормализация
тонуса
мышц
(коррекция
позно-тонических
реакций);
5)
улучшение
мышечно-суставного
чувства
(кинестезии)
и
тактильных (кожных) ощущений;
6)
формирование
компенсаторной
гипертрофии
определённых
мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая
вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
7) улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и
других систем организма;
8) развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;
9) формирование вестибулярной статодинамической устойчивости
(равновесия) и ориентирования в пространстве – координация
двигательных действий;
10) формирование различных опорных реакций рук и ног.
Конкретные двигательно-коррекционные задачи АФВ
1.
Начинаем
обучение
двигательным
действиям,
развитие,
коррекцию с индивидуальной стартовой позиции каждого ребенка.
2. Формируем осанку, проводим ее коррекцию;
3. Укрепляем мышечный тонус отдельных мышечных групп –
работаем над развитием силовых способностей мышц;
4. Развиваем гибкость суставов (увеличиваем их подвижность);
5. Развиваем координацию двигательных действий, что способствует
формированию статодинамической устойчивости вестибулярного
аппарата;
Решение этих медико-педагогических задач будет способствовать
побочному эффекту:
- нормализации тонуса мышц сгибателей-разгибателей (коррекция
позно-тонических реакций);
- развитию памяти мышц , улучшению мышечно-суставныхчувств
(кинестезии) и тактильных ощущений;
- формированию компенсаторных функций отдельных мышечных
групп,
которые
берут
на
себя
функции
ослабленной
или
парализованной, группы);
- расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой,
дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма
обучающихся;
- адаптации предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук ,
конечностей в бытовой деятельности, обслуживания себя.
Компоненты проведения адаптивного занятия
Правильно подобрать исходное положение.
Предложить необходимое количество повторений (4-6 раз).
Следить за темпом, ритмом, амплитудой движений.
Следить за точностью выполнения упражнений.
Переходить от простых упражнений к более сложным.
Должное значение придавать эмоциональному фактору.
Воспитывать у детей умение контролировать себя.
Необходимо выполнять следующие методические требования:
Показывая
правильные
движения,
следует
время
от
времени
выполнять их с обучаемыми, но не делать постоянно.
Движения и объяснения должны быть простыми и понятными.
Постепенно
вводить
упражнения,
требующие
от
обучаемого
кратковременного усилия, доступного его возможностям.
Постепенно приучать к движениям по описанию, слову.
Не фиксировать внимание на ошибках.
Не доводить обучаемого до утомления.
Соблюдая
последовательную
преемственность
развития
двигательных умений, постоянно разнообразить занятия.
Литература
Адаптивная Физическая культура (цель, содержание, место в системе
знаний о человеке опорные концепции методологии адаптивной
физической культуры
Шапкова, Л.В. , . Евсеев С.П