Автор: Рыбинцева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад"Сказка"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Педагогическая разработка на тему " Мир театра"
Тема: "Мир театра"
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Сегодня, в эпоху компьютеризации общества, повального увлечения
гаджетами, остро стоит вопрос развития духовного и социально-личностного
потенциала ребенка. Каков же арсенал средств имеется у современного
воспитателя?
Создание
насыщенной
развивающей
предметно-
пространственной среды, включение в работу интерактивного оборудования,
использование многообразия игр, в том числе и театрально-игровой
деятельности.
По
мнению
ученых
(Л.В.Артемова,
Б.М.Теплов,
Р.И.Жуковская и др.) образование и воспитание дошкольника наиболее
благоприятно средствами театрального искусства. Именно поэтому особое
внимание в нашем детском саду уделяется театрализованной деятельности,
которая
развивает
эмоциональную
сферу,
творческие
способности,
совершенствует речь. Создана картотека этюдов, упражнений, направленных
на развитие актерских способно
с
тей.
Овладение навыками мимической,
пантомимической,
речевой
выразительности
способствует
повышению
уровня социальной адаптации дошкольников. Наибольшая ценность детской
театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация
непосредственно связана с игрой (Л.С.Выготский Н.Я.Михайленко), поэтому
наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных
видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют
любой литературный материал. В театрализованной деятельности действия
не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает
действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, а основная задача педагога -
способствовать развитию индивидуальности и творческого потенциала.
Педагогическая разработка по теме «Театральный мир».
Цель: развивать
речевую
активность
и
творческие
способности
дошкольников.
Задачи:
образовательные: отрабатывать интонационную выразительность речи,
побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты,
мимика, движения), пополнять и активизировать словарь по теме
«Театр»;
развивающие:
развивать
воображение,
диалогическую
речь,
творческую активность;
воспитательные:
воспитывать
интерес
к
театрализованной
деятельности, любовь к театру, к истории его создания, гордость за
театральное сообщество города Краснодара.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, созданная
педагогом, театральные маски, костюмы героев, пригласительные билеты,
атрибуты для постановки сказки (яйцо «золотое» и простое).
Ход мероприятия.
Давайте встанем рядышком, по кругу, дети выполняют движения
Скажем «Здравствуйте!» друг другу. по тексту
Улыбнемся, рассмеемся
И в игру мы окунемся.
- Ребята, а у вас сейчас какое настроение? (ответы детей: радостное, хорошее,
грустное, мечтательное)
- А у меня отличное настроение, и очень хочется куда-нибудь отправиться, в
какое-нибудь удивительное место, например:
Там происходят чудеса,
И занавес трепещет,
Завороженный зритель в зале,
Актер на сцене блещет.
- Ребята, как вы думаете, что это за волшебное место?
В: Правильно, это театр! Место, где разговаривают звери, рыбы, птицы,
цветы. Мир, где в гости приходят сказки, и можно путешествовать во
времени и пространстве. И сегодня я предлагаю вам отправиться в театр. Мы
узнаем, как выглядел театр в древние времена, и каким он стал сейчас. Дети,
а какие сказки вы любите? (ответы детей: «Колобок», «Теремок», «Три
поросенка»,
«Красная
шапочка»,
«Золотой
ключик»,
«Золушка»,
«Русалочка», «Снегурочка»).
-Да, ребята, много чудесных сказок. И мы встречаемся с ними в книгах, кино,
в театре. Путешествие нам предстоит непростое, поэтому предлагаю слегка
размяться. Я буду произносить слова, а вы показывать движения, которые
очень любят сказочные герои.
По широкой по дорожке
Шли усталые две ножки,
А вот ноги Буратино не устанут никогда,
Будешь смелым, будешь сильным
Если двигаться всегда.
Если будешь наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Сможешь классно ты размяться,
Вот от Карлсона наказ.
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Руки к солнцу протяни,
И лети, лети, лети,
Бабочки летают, ласточки парят,
Словно приглашают всех к себе ребят.
В: Полетели, полетели и тихонечко присели (дети садятся на стулья, на
экране слайд древнегреческого театра)
В: - Ребята, как вы думаете, что это?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: стадион, развалины и др.
- Дети, это древнегреческий театр, точнее то, что от него осталось. Может
быть, кто-нибудь из вас знает, что обозначает слово «Театр»? (нет). Слово
«театр» пришло к нам из Древней Греции и обозначает «место зрелищ» или
само «зрелище». Древняя Греция - страна, где люди очень любили искусство,
в том числе и театральное. Грандиозность греческого театра и сейчас
поражает наше воображение. Греческий театр строился под открытым небом.
Зрители располагались на скамейках по склону холма, а актеры выступали на
«дне», на круглой сцене. На представление собирался весь город. Одной из
особенностей греческого театра было то, что актерами были мужчины,
исполняющие и женские и мужские роли одновременно. А делали они это с
помощью множества масок (на слайде древнегреческие маски). Какие маски
вы себе представляете? (грустные, злые, веселые, страшные, добрые). В
разных представлениях использовались различные маски.
В: - Жалко у нас нет таких масок, но и мы можем передавать различные
эмоции. Что такое мимика? (ответы детей). Да, настроение, движения мышц
лица, выражающие разные эмоции. Давайте поиграем.
Покажите: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие.
(на слайдах представлены разные эмоции, которые дети пытаются передать
на своем лице)
-Чудесно, я смотрю, что злость и радость у вас особенно хорошо получились!
Как вы думаете, в каких зданиях расположены театры? (в старинных,
просторных, в красивых). Точно, театры – это гордость города, его
украшение и достояние. Дети, кто же работает в театре? (ответы детей:
костюмеры, гримеры, режиссер, сценаристы, осветители, актеры, артисты).
-Правильно, ребята, но актеры не работают, а служат в театре, служат
искусству.
В: - Скажите, а какие театры вы знаете? (кукол, драмы, оперетты, оперы и
балета.)
- Как называются театры в Краснодаре? (Новый театр Кукол, Молодежный
театр, Музыкальный театр, Театр Драмы, Театр кукол) (на слайдах фото
различных театров Краснодара). Как вы думаете, в нашем городе много или
мало театров? (ответ: много) А в каком театре вы уже побывали? (ответы
детей: в кукольном, в музыкальном, драматическом…) А что вам особенно
понравилось в кукольном театре? (куклы, декорации).
- И я обожаю театр, мне посчастливилось побывать в московских театрах,
думаю, что и у вас в жизни будет такая возможность, однако и театры
Краснодара занимают почетное место в театральном сообществе России.
-Дети, а вы сказки любите читать?
А артистами хотите стать?
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет нам, друзья?
Это пантомимика!
-Что это такое? (ответы детей, пантомимика – мимика, жесты и движения
вместе).
- Приглашаю поиграть, я читаю текст, а вы показываете с помощью
различных движений, жестов, лицом, то, что вы можете представить,
почувствовать, слыша определенные строки.
В лес дремучий, в лес густой
Мы зашли сейчас с тобой.
Вот на дереве сова,
Очень страшная она.
Видим, рыжая плутовка
Машет хвостиком так ловко.
На полянку мы выходим,
Землянику вдруг находим.
Эта ягодка-краса,
Очень вкусная она.
Вот вдруг зайцы поскакали
И лисичку увидали.
А от страха у зайчат
Лапки застучали,
Ушки задрожали.
И пустились наутёк,
А лиса в печали.
- Ребята, что было передавать легко? (ответы детей: сову, вкусную
землянику, зайцев). Настя, как ты думаешь, показать печальную лисицу
получилось у всех детей? («У девочек получилось»).
- Давайте попробуем еще раз: «А лиса в печали» (дети имитируют лисью
походку, на лице печальное выражение). Вот теперь я вижу, что у многих из
вас есть шанс стать самым настоящим актером и актрисой!
- Дети, как вы думаете, чем отличается театр Драмы от театра Кукол? (ответы
детей: в театре Кукол актеры играют с куклами, в драматическом сами)
- Да, как правило, в кукольном театре актеры разыгрывают спектакли с
помощью театральных кукол: бибабо, ростовые куклы, куклы-марионетки.
Раздается звук полученного сообщения на интерактивной доске.
-Ой, ребята, к нам на электронную почту детского саду пришло новое
сообщение (текст сообщения на экране)
Дорогие ребята! Я – художественный руководитель
Краснодарского
театра Кукол. У меня заболели актеры, и некому показать кукольное
представление «Курочка Ряба». А спектакль завтра должен состояться. Я
уверен, что вы мне поможете. Заранее большое спасибо.
- Ребята, как можно помочь художественному руководителю театра Кукол?
(ответы детей: попробовать выступить вместо актеров, самим поставить
сказку). А почему вы думаете, что у нас получиться? (ответы детей: мы же
постоянно
готовим
театральные
представления
для
родителей,
для
малышей).
-Точно, но мы как настоящие артисты должны подготовиться к показу
сказки. Давайте разомнем наши язычки, потренируем голос. Ведь артисты в
театре говорят с разной интонацией и высотой голоса. Голос может быть
высоким, средним, низким.
А чтобы, потренировать голос, давайте
вспомним сказку «Три медведя». В этой сказке герои имеют разную высоту
голоса. Назовите, пожалуйста, главных героев и как звучит их голос (ответы
детей: Мишутка - тонко, Настасья Петровна - звучно, Михаил Иванович –
низко, грубо). А теперь давайте попробуем поиграть. (Дети с разной высотой
голоса произносят реплики: от имени Мишутки, Настастьи Петровны,
Михаила Ивановича).
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал на моей кровати?
Отлично, а какие герои в сказке «Курочка Ряба» (ответы детей: дед, баба,
курочка). Как же нам распределить роли? (ответы детей: по желанию, можно
считалкой, бросить жребий) Отличные варианты! А разрешите мне стать
режиссером-постановщиком данного спектакля и провести кастинг?! Сейчас
каждый
желающий
принять
участие
в
постановке,
попробует
манипулировать куклой бибабо и тот, у кого это получиться особенно ярко, и
примет участие в спектакле.
Дети берут необходимые куклы, манипулируют с дедом, бабкой, курочкой.
Коллегиально принимается решение, что Александра, Ольга и Рома будут
играть роли в первом составе, а в следующий раз выступят другие.
-Ребята, а для кого выступают актеры, ставятся спектакли? (для зрителей).
Правильно, и сегодня те, кто не участвует в постановке, станут зрителями
(детям раздаются пригласительные билеты, раннее изготовленные детьми).
-Приглашаем зрителей в зал!!!
Ставится ширма, атрибуты для сказки: стол, стул, яичко золотое, простое.
Один из детей рассказывает слова от автора, разыгрывается мини-спектакль.
- Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!
-Замечательно, завтра нас ждет большая сцена.
В: Ребята, что интересного вы сегодня узнали? О чём вспомнили? (ответы
детей: о древнегреческом театре, о театрах Краснодара).
В: Что вам понравилось больше всего? (передавать эмоции, быть актерами
театра, выступать с куклами)
А что было сложнее всего? (сочетать движения и
эмоции, показывать
настроение).
В: - А мне очень сложно было распределять роли, но у вас все
получилось, спасибо за желание помочь, за артистизм и талант, который есть
у каждого из вас.
Список использованной литературы
1.Антипина Е.А.Театрализованные представления в детском саду. Сценарии
с нотным приложением.-2 –е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2017.
2.Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: Линка-Пресс,
2009.
3.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. Театрализованные игры в
детском
саду:/Разработка
занятий
для
всех
возрастных
групп
с
методическими рекомендациями. - М.: Школьная Пресса, 2004
Автор: Рыбинцева Наталья Владимировна, воспитатель муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального
образования
город
Краснодар
«Детский
сад
«Сказка»,
структурное
подразделение №151