Напоминание

"Мир театра"


Автор: Рыбинцева Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО Детский сад"Сказка"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Педагогическая разработка на тему " Мир театра"
Тема: "Мир театра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

Сегодня, в эпоху компьютеризации общества, повального увлечения

гаджетами, остро стоит вопрос развития духовного и социально-личностного

потенциала ребенка. Каков же арсенал средств имеется у современного

воспитателя?

Создание

насыщенной

развивающей

предметно-

пространственной среды, включение в работу интерактивного оборудования,

использование многообразия игр, в том числе и театрально-игровой

деятельности.

По

мнению

ученых

(Л.В.Артемова,

Б.М.Теплов,

Р.И.Жуковская и др.) образование и воспитание дошкольника наиболее

благоприятно средствами театрального искусства. Именно поэтому особое

внимание в нашем детском саду уделяется театрализованной деятельности,

которая

развивает

эмоциональную

сферу,

творческие

способности,

совершенствует речь. Создана картотека этюдов, упражнений, направленных

на развитие актерских способно

с

тей.

Овладение навыками мимической,

пантомимической,

речевой

выразительности

способствует

повышению

уровня социальной адаптации дошкольников. Наибольшая ценность детской

театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация

непосредственно связана с игрой (Л.С.Выготский Н.Я.Михайленко), поэтому

наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных

видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют

любой литературный материал. В театрализованной деятельности действия

не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает

действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, а основная задача педагога -

способствовать развитию индивидуальности и творческого потенциала.

Педагогическая разработка по теме «Театральный мир».

Цель: развивать

речевую

активность

и

творческие

способности

дошкольников.

Задачи:

образовательные: отрабатывать интонационную выразительность речи,

побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты,

мимика, движения), пополнять и активизировать словарь по теме

«Театр»;

развивающие:

развивать

воображение,

диалогическую

речь,

творческую активность;

воспитательные:

воспитывать

интерес

к

театрализованной

деятельности, любовь к театру, к истории его создания, гордость за

театральное сообщество города Краснодара.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, созданная

педагогом, театральные маски, костюмы героев, пригласительные билеты,

атрибуты для постановки сказки (яйцо «золотое» и простое).

Ход мероприятия.

Давайте встанем рядышком, по кругу, дети выполняют движения

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. по тексту

Улыбнемся, рассмеемся

И в игру мы окунемся.

- Ребята, а у вас сейчас какое настроение? (ответы детей: радостное, хорошее,

грустное, мечтательное)

- А у меня отличное настроение, и очень хочется куда-нибудь отправиться, в

какое-нибудь удивительное место, например:

Там происходят чудеса,

И занавес трепещет,

Завороженный зритель в зале,

Актер на сцене блещет.

- Ребята, как вы думаете, что это за волшебное место?

В: Правильно, это театр! Место, где разговаривают звери, рыбы, птицы,

цветы. Мир, где в гости приходят сказки, и можно путешествовать во

времени и пространстве. И сегодня я предлагаю вам отправиться в театр. Мы

узнаем, как выглядел театр в древние времена, и каким он стал сейчас. Дети,

а какие сказки вы любите? (ответы детей: «Колобок», «Теремок», «Три

поросенка»,

«Красная

шапочка»,

«Золотой

ключик»,

«Золушка»,

«Русалочка», «Снегурочка»).

-Да, ребята, много чудесных сказок. И мы встречаемся с ними в книгах, кино,

в театре. Путешествие нам предстоит непростое, поэтому предлагаю слегка

размяться. Я буду произносить слова, а вы показывать движения, которые

очень любят сказочные герои.

По широкой по дорожке

Шли усталые две ножки,

А вот ноги Буратино не устанут никогда,

Будешь смелым, будешь сильным

Если двигаться всегда.

Если будешь наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Сможешь классно ты размяться,

Вот от Карлсона наказ.

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Руки к солнцу протяни,

И лети, лети, лети,

Бабочки летают, ласточки парят,

Словно приглашают всех к себе ребят.

В: Полетели, полетели и тихонечко присели (дети садятся на стулья, на

экране слайд древнегреческого театра)

В: - Ребята, как вы думаете, что это?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: стадион, развалины и др.

- Дети, это древнегреческий театр, точнее то, что от него осталось. Может

быть, кто-нибудь из вас знает, что обозначает слово «Театр»? (нет). Слово

«театр» пришло к нам из Древней Греции и обозначает «место зрелищ» или

само «зрелище». Древняя Греция - страна, где люди очень любили искусство,

в том числе и театральное. Грандиозность греческого театра и сейчас

поражает наше воображение. Греческий театр строился под открытым небом.

Зрители располагались на скамейках по склону холма, а актеры выступали на

«дне», на круглой сцене. На представление собирался весь город. Одной из

особенностей греческого театра было то, что актерами были мужчины,

исполняющие и женские и мужские роли одновременно. А делали они это с

помощью множества масок (на слайде древнегреческие маски). Какие маски

вы себе представляете? (грустные, злые, веселые, страшные, добрые). В

разных представлениях использовались различные маски.

В: - Жалко у нас нет таких масок, но и мы можем передавать различные

эмоции. Что такое мимика? (ответы детей). Да, настроение, движения мышц

лица, выражающие разные эмоции. Давайте поиграем.

Покажите: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие.

(на слайдах представлены разные эмоции, которые дети пытаются передать

на своем лице)

-Чудесно, я смотрю, что злость и радость у вас особенно хорошо получились!

Как вы думаете, в каких зданиях расположены театры? (в старинных,

просторных, в красивых). Точно, театры – это гордость города, его

украшение и достояние. Дети, кто же работает в театре? (ответы детей:

костюмеры, гримеры, режиссер, сценаристы, осветители, актеры, артисты).

-Правильно, ребята, но актеры не работают, а служат в театре, служат

искусству.

В: - Скажите, а какие театры вы знаете? (кукол, драмы, оперетты, оперы и

балета.)

- Как называются театры в Краснодаре? (Новый театр Кукол, Молодежный

театр, Музыкальный театр, Театр Драмы, Театр кукол) (на слайдах фото

различных театров Краснодара). Как вы думаете, в нашем городе много или

мало театров? (ответ: много) А в каком театре вы уже побывали? (ответы

детей: в кукольном, в музыкальном, драматическом…) А что вам особенно

понравилось в кукольном театре? (куклы, декорации).

- И я обожаю театр, мне посчастливилось побывать в московских театрах,

думаю, что и у вас в жизни будет такая возможность, однако и театры

Краснодара занимают почетное место в театральном сообществе России.

-Дети, а вы сказки любите читать?

А артистами хотите стать?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет нам, друзья?

Это пантомимика!

-Что это такое? (ответы детей, пантомимика – мимика, жесты и движения

вместе).

- Приглашаю поиграть, я читаю текст, а вы показываете с помощью

различных движений, жестов, лицом, то, что вы можете представить,

почувствовать, слыша определенные строки.

В лес дремучий, в лес густой

Мы зашли сейчас с тобой.

Вот на дереве сова,

Очень страшная она.

Видим, рыжая плутовка

Машет хвостиком так ловко.

На полянку мы выходим,

Землянику вдруг находим.

Эта ягодка-краса,

Очень вкусная она.

Вот вдруг зайцы поскакали

И лисичку увидали.

А от страха у зайчат

Лапки застучали,

Ушки задрожали.

И пустились наутёк,

А лиса в печали.

- Ребята, что было передавать легко? (ответы детей: сову, вкусную

землянику, зайцев). Настя, как ты думаешь, показать печальную лисицу

получилось у всех детей? («У девочек получилось»).

- Давайте попробуем еще раз: «А лиса в печали» (дети имитируют лисью

походку, на лице печальное выражение). Вот теперь я вижу, что у многих из

вас есть шанс стать самым настоящим актером и актрисой!

- Дети, как вы думаете, чем отличается театр Драмы от театра Кукол? (ответы

детей: в театре Кукол актеры играют с куклами, в драматическом сами)

- Да, как правило, в кукольном театре актеры разыгрывают спектакли с

помощью театральных кукол: бибабо, ростовые куклы, куклы-марионетки.

Раздается звук полученного сообщения на интерактивной доске.

-Ой, ребята, к нам на электронную почту детского саду пришло новое

сообщение (текст сообщения на экране)

Дорогие ребята! Я – художественный руководитель

Краснодарского

театра Кукол. У меня заболели актеры, и некому показать кукольное

представление «Курочка Ряба». А спектакль завтра должен состояться. Я

уверен, что вы мне поможете. Заранее большое спасибо.

- Ребята, как можно помочь художественному руководителю театра Кукол?

(ответы детей: попробовать выступить вместо актеров, самим поставить

сказку). А почему вы думаете, что у нас получиться? (ответы детей: мы же

постоянно

готовим

театральные

представления

для

родителей,

для

малышей).

-Точно, но мы как настоящие артисты должны подготовиться к показу

сказки. Давайте разомнем наши язычки, потренируем голос. Ведь артисты в

театре говорят с разной интонацией и высотой голоса. Голос может быть

высоким, средним, низким.

А чтобы, потренировать голос, давайте

вспомним сказку «Три медведя». В этой сказке герои имеют разную высоту

голоса. Назовите, пожалуйста, главных героев и как звучит их голос (ответы

детей: Мишутка - тонко, Настасья Петровна - звучно, Михаил Иванович –

низко, грубо). А теперь давайте попробуем поиграть. (Дети с разной высотой

голоса произносят реплики: от имени Мишутки, Настастьи Петровны,

Михаила Ивановича).

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал на моей кровати?

Отлично, а какие герои в сказке «Курочка Ряба» (ответы детей: дед, баба,

курочка). Как же нам распределить роли? (ответы детей: по желанию, можно

считалкой, бросить жребий) Отличные варианты! А разрешите мне стать

режиссером-постановщиком данного спектакля и провести кастинг?! Сейчас

каждый

желающий

принять

участие

в

постановке,

попробует

манипулировать куклой бибабо и тот, у кого это получиться особенно ярко, и

примет участие в спектакле.

Дети берут необходимые куклы, манипулируют с дедом, бабкой, курочкой.

Коллегиально принимается решение, что Александра, Ольга и Рома будут

играть роли в первом составе, а в следующий раз выступят другие.

-Ребята, а для кого выступают актеры, ставятся спектакли? (для зрителей).

Правильно, и сегодня те, кто не участвует в постановке, станут зрителями

(детям раздаются пригласительные билеты, раннее изготовленные детьми).

-Приглашаем зрителей в зал!!!

Ставится ширма, атрибуты для сказки: стол, стул, яичко золотое, простое.

Один из детей рассказывает слова от автора, разыгрывается мини-спектакль.

- Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

-Замечательно, завтра нас ждет большая сцена.

В: Ребята, что интересного вы сегодня узнали? О чём вспомнили? (ответы

детей: о древнегреческом театре, о театрах Краснодара).

В: Что вам понравилось больше всего? (передавать эмоции, быть актерами

театра, выступать с куклами)

А что было сложнее всего? (сочетать движения и

эмоции, показывать

настроение).

В: - А мне очень сложно было распределять роли, но у вас все

получилось, спасибо за желание помочь, за артистизм и талант, который есть

у каждого из вас.

Список использованной литературы

1.Антипина Е.А.Театрализованные представления в детском саду. Сценарии

с нотным приложением.-2 –е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2017.

2.Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких. - М.: Линка-Пресс,

2009.

3.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. Театрализованные игры в

детском

саду:/Разработка

занятий

для

всех

возрастных

групп

с

методическими рекомендациями. - М.: Школьная Пресса, 2004

Автор: Рыбинцева Наталья Владимировна, воспитатель муниципального

автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального

образования

город

Краснодар

«Детский

сад

«Сказка»,

структурное

подразделение №151



В раздел образования