Автор: Галина Ивановна Зайцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №40"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика проведения математических экскурсий в 4 классе, направленных на формирование исследовательских умений"
Раздел: начальное образование
Методика проведения математических экскурсий в 4 классе,
направленных на формирование исследовательских умений
Для
более успешного формирования умений учащихся обобщать,
выделять элементы целого, классифицировать необходимо включение в
процесс обучения математике экскурсий исследовательского характера.
Примерные темы уроков, на которых можно проводить экскурсии.
Тематический план включения экскурсий в учебный процесс по
математике в таблице.
Таблица 1
Тематический план проведения математических экскурсий в 4 классе
Тема урока
Вид экскурсии
Исследовательские умения,
формируемые в процессе проведения
экскурсии
Периметр
многоугольника
Экскурсия на
пришкольный
участок
Умение выделять элементы целого и
устанавливать связи между ними;
умение
делать
обобщающие
заключения
и
вывод;
умение
осуществлять аналогию.
Площадь
прямоугольника
Экскурсия в
сквер
Пролетарского
района г.Тулы
Умение выделять элементы целого и
устанавливать связи между ними;
умение
делать
обобщающие
заключения
и
вывод;
умение
построить
алгоритм
выполнения
задания,
используя
полученный
раннее теоретический материал.
Формирование
первичных
представлений
о
плоских
и
пространственных
Экскурсия в
Тульский
кремль
Умение осуществлять мыслительные
операции
(анализ,
сравнение,
аналогия,
обобщение);
умение
выделять
существенные
признаки;
умение выделять элементы целого и
геометрических
фигурах
устанавливать связи между ними.
Решение
текстовых
задач,
содержащих
единицы массы
Экскурсия на
почту
Умение осуществлять мыслительные
операции (анализ, синтез,
обобщение); умение
классифицировать объекты; умение
рассуждать и делать выводы.
Решение
текстовых
задач
на стоимость
Экскурсия в
магазин
стройматериалов
Умение осуществлять мыслительные
операции (анализ, синтез,
обобщение); умение
классифицировать объекты; умение
рассуждать и делать выводы.
Задачи
на
движение
в
противоположных
направлениях
Экскурсия к
одному из
участков
движения
транспорта
Умение осуществлять мыслительные
операции (анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение);
умение выделять элементы целого и
устанавливать связи между ними;
умение рассуждать и делать выводы.
Текстовые задачи
на
связь
между
величинами
Экскурсия в
продуктовый
магазин
Умение осуществлять мыслительные
операции (анализ, синтез,
обобщение); умение
классифицировать объекты; умение
рассуждать и делать выводы.
Для более успешного формирования исследовательских умений на
экскурсиях по математике в содержание данных экскурсий необходимо
включать практические задания, связанные:
- с анализом реальных процессов действительности;
2
- с выделением элементов целого;
- с поиском различных способов решения практических задач.
Рассмотрим примеры включения данного типа заданий в содержание
математических экскурсий.
На уроке по теме «Площадь прямоугольника» можно провести
экскурсию в сквер Пролетарского района.
Цели
экскурсии:
формирование
умения
находить
площадь
прямоугольника; умения выделять элементы целого, умения обобщать и
делать выводы.
Ход экскурсии:
I.
Подготовительный этап.
Учитель: Представьте, что нам с вами предстоит разбить клумбу на
нашем пришкольном участке. Чтобы посмотреть, как правильно разбить
клумбу, мы с вами завтра отправимся в сквер, в котором клумбы создавали
профессиональные флористы. А сегодня нам предстоит измерить наш
пришкольный участок и посчитать его площадь.
Самостоятельная работа детей.
Учитель: Ваше домашнее задание: изучить литературу о растениях,
которые можно высаживать на клумбах, и заполнить таблицу:
Название
Изображение
Высота
Период
цветения
Продолжительность
жизни растения
II. Основной этап.
Учитель: Сегодня мы с вами пойдем в сквер и посмотрим, как
оформлены клумбы там. Работать будем по группам, у каждой группы будет
отдельная клумба. Ваше задание:
1. Измерить стороны и определить площадь всей клумбы.
3
2. Определить
площадь,
занимаемую
каждым
отдельным
видом
растений.
3. Определить количество растений каждого вида на площади в 1 дм
2
.
4. Определить площадь, занимаемую одним растением.
5. Определить расстояние между растениями.
6. Измерить высоту растений.
Полученные данные занести в таблицу:
Название
растения
Площадь,
занимаемая данным
видом растений
Площадь,
занимаемая
одним растением
Расстояние
между
растениями
7. Выявить принцип распределения растений на клумбе по высоте.
Самостоятельная работа учащихся.
III.
Заключительный этап.
Работа в классе.
Учитель: Теперь каждой группе предстоит разработать проект по
созданию клумбы на нашем пришкольном участке, который включает:
- выбор растений для клумбы;
- распределение растений на клумбе;
- обоснование выбора данных растений.
Учитель: А на следующем уроке у нас пройдет презентация ваших
проектов, и мы выберем лучший из них. Для презентации вам необходимо
подготовить
изображение
созданной
вами
клумбы
и
доказательство
преимуществ вашего проекта.
Проекты учащихся по разбивке клумбы:
Проект 1
Изображение клумбы
1
2
1
2
1
3
4
2
1
2
1
2
Описание клумбы
№ п/п
Название растения
Высота растения
Период цветения
1
Флокс Шиловидный
15 см
Апрель – май
2
Эдельвейс
15 см
Июнь – август
3
Гайлардия
40 см
Июнь - октябрь
Проект 2
Изо
бражение клумбы
1
2
3
4
4
3
2
1
Описание клумбы
№ п/п
Название растения
Высота растения
Период цветения
1
Гвоздика Альпийская
15 см
Май – июнь
2
Прострел
20 см
Апрель – май
3
Гайлардия
40 см
Июнь - октябрь
4
Кореопсис
60 см
Июнь - август
Проект 3
Изображение клумбы
3
2
5
1
Описание клумбы
№ п/п
Название растения
Высота растения
Период цветения
1
Хризантема Корейская
90 см
Июль – сентябрь
2
Флокс-метельчатый
80 см
Июль – сентябрь
3
Аквилегия Вееровидная
40–60 см
Май – июнь
Задания на данной экскурсии связаны с анализом готовой клумбы и
подготовкой своего дизайнерского проекта пришкольной клумбы. Во время
экскурсии у учащихся развивались полнота и гибкость умений анализировать
и
классифицировать,
а
также
развернутость
действий.
В
процессе
самостоятельной работы им предстояло обобщить все увиденное и на этой
основе создать свой проект.
По теме урока «Формирование первичных представлений о плоских и
пространственных геометрических фигурах» мы провели экскурсию в
Тульский кремль.
Цели
экскурсии:
формирование
первичных
представлений
о
пространственных геометрических фигурах; умений осуществлять анализ,
сравнение, обобщение, выделять существенные признаки, делать выводы.
Ход экскурсии.
I.
Подготовительный этап.
Учитель:
Мы
с
вами
познакомились
со
многими
плоскими
геометрическими фигурами. Но в окружающем нас мире гораздо чаще
встречаются другие геометрические фигуры, пространственные. И чтобы
лучше понять, что это за фигуры, завтра мы с вами пойдем на экскурсию в
Тульский кремль. Дома изучите литературу об истории создания кремля и
строениях, находящихся на территории кремля.
6
II.
Основной этап.
Учитель: Сегодня мы пойдем в на экскурсию в Тульский кремль. Вам
необходимо
будет
внимательно
осмотреть
все
строения
кремля
и
подготовить ответы на следующие вопросы:
- какие геометрические фигуры вы увидели в строениях кремля?
- по какому принципу расположены все строения?
- для чего служит то или иное строение?
- почему строения расположены именно так?
- почему для башен кремля выбраны разные формы?
- как зависит форма башни от ее расположения?
- почему при строительстве были использованы именно такие формы?
III. Заключительный этап.
Работа в классе.
Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе
необходимо оформить ответы на поставленные вопросы в виде небольшого
доклада. Также каждой группе необходимо подготовить макет своего кремля
и обоснование выбора формы каждого объекта. И на следующих уроках
каждая группа представит свои доклады и макет кремля.
Задания на данной экскурсии связаны с анализом реальных строений, с
выделением геометрических фигур в различных строениях. Во время
экскурсии у учащихся формируется полнота и гибкость умения обобщать и
классифицировать объекты, выделять части в целом, развернутость действий.
На уроке по теме «Решение текстовых задач, содержащих единицы
массы» проводим экскурсию на почту.
Цели экскурсии: формирование умения решать текстовые задачи с
единицами
массы,
умения
производить
измерение
массы
различных
предметов; умения анализировать, делать выводы и искать оптимальное
решение практических задач.
Ход экскурсии:
I.
Подготовительный этап.
7
Учитель: Представьте, что вам на день рождения друга, который живет
в Хабаровске, надо отправить посылку. Этот мальчик увлекается рыбалкой,
любит читать книги и играть в компьютерные игры. Поэтому наша посылка
может содержать:
- поздравительную открытку;
- книги о рыбалке;
- одну или несколько интересных книг;
- одну или несколько компьютерных игр;
- игрушку (мягкую игрушку, игрушечную машинку и т.д.).
Вы можете предложить свой подарок.
Чтобы узнать, как можно отправить ему наш подарок, мы завтра
пойдем на почту. Ваше домашнее задание на сегодня:
1.
изучить литературу о возможности пересылки предметов по
почте;
2.
выбрать подарок.
II. Основной этап.
Учитель: Сегодня мы с вами идем на почту. Во время этой экскурсии
вам нужно выполнить следующие задания и заполнить таблицу:
- расспросить работников почты об условиях отправки посылки;
- расспросить работников почты о разных способах отправки посылки в
Хабаровск;
- узнать допустимую массу разных видов посылки;
- узнать стоимость отправки разных видов посылок;
- взять бланк описи для посылки;
- взвесить предметы, предназначенные для посылки.
Вид
почтового
отправления
Допустимая
масса
Стоимость
Время доставки
Письмо
Бандероль
Посылка
8
III. Заключительный этап.
Работа в классе.
Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе
необходимо составить свою посылку так, чтобы ее вес не превышал
допустимой нормы, и в нее вошли разные вещи, с учетом интересов
мальчика.
На следующем уроке мы проведем презентацию ваших посылок.
Вам необходимо подготовить:
– опись предметов, входящих в посылку;
– объяснение выбора данного типа посылки;
– выбрать самый оптимальный (недорогой и по времени не очень
долгий) способ пересылки подарка;
– доказать, что ваш подарок будет необходим и приятен вашему другу.
Проекты учащихся
Проект 1
ОПИСЬ
Вложения в бандероль
а
№№
п/п
Наименование предметов
Количество
предметов
Объявленная
ценность,
руб.
1
Открытка
1
50
2
Книги:
Н.Л. Кузнецов «Все о рыбалке»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
А.Н. Толстой «Приключения Буратино»
3
759
3
Сборная деревянная модель «Лодка-
дракон»
1
150
4
Компьютерная игра «Охотники за
приведениями»
1
350
Общий итог предметов
и объявленной ценности
6 шт., 1309 рублей
(цифрами)
Проект 2
ОПИСЬ
9
Вложения в посылку
а
№№
п/п
Наименование предметов
Количество
предметов
Объявленная
ценность,
руб.
1
Открытка
1
100
2
Книги:
Современная рыбалка от А до Я
А.В. Пышков, С.Г. Смирнов «Самые
надежные рыболовные узлы»
Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави и др.
сказки»
3
840
3
Лабиринт для координации
Мазда RX-7
2
379
4
Компьютерная игра «Робинзоны.
Затерянный город»
1
350
Общий итог предметов
и объявленной ценности
7 шт., 1669 рублей
(цифрами)
Проект 3
ОПИСЬ
Вложения в бандероль
а
№№
п/п
Наименование предметов
Количество
предметов
Объявленная
ценность,
руб.
1
Открытка
1
50
2
Книги:
Астрономия без скуки
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
В.Ф. Нестеров «Способы ловли для
удачной рыбалки»
3
880
3
Сборная деревянная модель «Морской
флот. Субмарина»
Ламборгини
2
300
4
Компьютерная игра «В поисках Немо»
1
300
Общий итог предметов
и объявленной ценности
7 шт., 1530 рублей
(цифрами)
10
Задания на данной экскурсии связаны с анализом возможностей
пересылки предметов почтой и с выбором наиболее удобного способа
отправки различных предметов. Эта экскурсия направлена на формирование
полноты и гибкости умения классифицировать предметы по различным
признакам, анализировать процессы реального мира и обобщать полученную
информацию.
Экскурсии способствуют формированию у детей полноты и гибкости
умения
классифицировать
объекты
и
искать
рациональное
решение
поставленной практической задачи, умения анализировать и обобщать.
11