Напоминание

"Методика проведения математических экскурсий в 4 классе, направленных на формирование исследовательских умений"


Автор: Галина Ивановна Зайцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №40"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика проведения математических экскурсий в 4 классе, направленных на формирование исследовательских умений"
Раздел: начальное образование





Назад




Методика проведения математических экскурсий в 4 классе,

направленных на формирование исследовательских умений

Для

более успешного формирования умений учащихся обобщать,

выделять элементы целого, классифицировать необходимо включение в

процесс обучения математике экскурсий исследовательского характера.

Примерные темы уроков, на которых можно проводить экскурсии.

Тематический план включения экскурсий в учебный процесс по

математике в таблице.

Таблица 1

Тематический план проведения математических экскурсий в 4 классе

Тема урока

Вид экскурсии

Исследовательские умения,

формируемые в процессе проведения

экскурсии

Периметр

многоугольника

Экскурсия на

пришкольный

участок

Умение выделять элементы целого и

устанавливать связи между ними;

умение

делать

обобщающие

заключения

и

вывод;

умение

осуществлять аналогию.

Площадь

прямоугольника

Экскурсия в

сквер

Пролетарского

района г.Тулы

Умение выделять элементы целого и

устанавливать связи между ними;

умение

делать

обобщающие

заключения

и

вывод;

умение

построить

алгоритм

выполнения

задания,

используя

полученный

раннее теоретический материал.

Формирование

первичных

представлений

о

плоских

и

пространственных

Экскурсия в

Тульский

кремль

Умение осуществлять мыслительные

операции

(анализ,

сравнение,

аналогия,

обобщение);

умение

выделять

существенные

признаки;

умение выделять элементы целого и

геометрических

фигурах

устанавливать связи между ними.

Решение

текстовых

задач,

содержащих

единицы массы

Экскурсия на

почту

Умение осуществлять мыслительные

операции (анализ, синтез,

обобщение); умение

классифицировать объекты; умение

рассуждать и делать выводы.

Решение

текстовых

задач

на стоимость

Экскурсия в

магазин

стройматериалов

Умение осуществлять мыслительные

операции (анализ, синтез,

обобщение); умение

классифицировать объекты; умение

рассуждать и делать выводы.

Задачи

на

движение

в

противоположных

направлениях

Экскурсия к

одному из

участков

движения

транспорта

Умение осуществлять мыслительные

операции (анализ, синтез,

абстрагирование, обобщение);

умение выделять элементы целого и

устанавливать связи между ними;

умение рассуждать и делать выводы.

Текстовые задачи

на

связь

между

величинами

Экскурсия в

продуктовый

магазин

Умение осуществлять мыслительные

операции (анализ, синтез,

обобщение); умение

классифицировать объекты; умение

рассуждать и делать выводы.

Для более успешного формирования исследовательских умений на

экскурсиях по математике в содержание данных экскурсий необходимо

включать практические задания, связанные:

- с анализом реальных процессов действительности;

2

- с выделением элементов целого;

- с поиском различных способов решения практических задач.

Рассмотрим примеры включения данного типа заданий в содержание

математических экскурсий.

На уроке по теме «Площадь прямоугольника» можно провести

экскурсию в сквер Пролетарского района.

Цели

экскурсии:

формирование

умения

находить

площадь

прямоугольника; умения выделять элементы целого, умения обобщать и

делать выводы.

Ход экскурсии:

I.

Подготовительный этап.

Учитель: Представьте, что нам с вами предстоит разбить клумбу на

нашем пришкольном участке. Чтобы посмотреть, как правильно разбить

клумбу, мы с вами завтра отправимся в сквер, в котором клумбы создавали

профессиональные флористы. А сегодня нам предстоит измерить наш

пришкольный участок и посчитать его площадь.

Самостоятельная работа детей.

Учитель: Ваше домашнее задание: изучить литературу о растениях,

которые можно высаживать на клумбах, и заполнить таблицу:

Название

Изображение

Высота

Период

цветения

Продолжительность

жизни растения

II. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы с вами пойдем в сквер и посмотрим, как

оформлены клумбы там. Работать будем по группам, у каждой группы будет

отдельная клумба. Ваше задание:

1. Измерить стороны и определить площадь всей клумбы.

3

2. Определить

площадь,

занимаемую

каждым

отдельным

видом

растений.

3. Определить количество растений каждого вида на площади в 1 дм

2

.

4. Определить площадь, занимаемую одним растением.

5. Определить расстояние между растениями.

6. Измерить высоту растений.

Полученные данные занести в таблицу:

Название

растения

Площадь,

занимаемая данным

видом растений

Площадь,

занимаемая

одним растением

Расстояние

между

растениями

7. Выявить принцип распределения растений на клумбе по высоте.

Самостоятельная работа учащихся.

III.

Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Теперь каждой группе предстоит разработать проект по

созданию клумбы на нашем пришкольном участке, который включает:

- выбор растений для клумбы;

- распределение растений на клумбе;

- обоснование выбора данных растений.

Учитель: А на следующем уроке у нас пройдет презентация ваших

проектов, и мы выберем лучший из них. Для презентации вам необходимо

подготовить

изображение

созданной

вами

клумбы

и

доказательство

преимуществ вашего проекта.

Проекты учащихся по разбивке клумбы:

Проект 1

Изображение клумбы

1

2

1

2

1

3

4

2

1

2

1

2

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Флокс Шиловидный

15 см

Апрель – май

2

Эдельвейс

15 см

Июнь – август

3

Гайлардия

40 см

Июнь - октябрь

Проект 2

Изо

бражение клумбы

1

2

3

4

4

3

2

1

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Гвоздика Альпийская

15 см

Май – июнь

2

Прострел

20 см

Апрель – май

3

Гайлардия

40 см

Июнь - октябрь

4

Кореопсис

60 см

Июнь - август

Проект 3

Изображение клумбы

3

2

5

1

Описание клумбы

№ п/п

Название растения

Высота растения

Период цветения

1

Хризантема Корейская

90 см

Июль – сентябрь

2

Флокс-метельчатый

80 см

Июль – сентябрь

3

Аквилегия Вееровидная

40–60 см

Май – июнь

Задания на данной экскурсии связаны с анализом готовой клумбы и

подготовкой своего дизайнерского проекта пришкольной клумбы. Во время

экскурсии у учащихся развивались полнота и гибкость умений анализировать

и

классифицировать,

а

также

развернутость

действий.

В

процессе

самостоятельной работы им предстояло обобщить все увиденное и на этой

основе создать свой проект.

По теме урока «Формирование первичных представлений о плоских и

пространственных геометрических фигурах» мы провели экскурсию в

Тульский кремль.

Цели

экскурсии:

формирование

первичных

представлений

о

пространственных геометрических фигурах; умений осуществлять анализ,

сравнение, обобщение, выделять существенные признаки, делать выводы.

Ход экскурсии.

I.

Подготовительный этап.

Учитель:

Мы

с

вами

познакомились

со

многими

плоскими

геометрическими фигурами. Но в окружающем нас мире гораздо чаще

встречаются другие геометрические фигуры, пространственные. И чтобы

лучше понять, что это за фигуры, завтра мы с вами пойдем на экскурсию в

Тульский кремль. Дома изучите литературу об истории создания кремля и

строениях, находящихся на территории кремля.

6

II.

Основной этап.

Учитель: Сегодня мы пойдем в на экскурсию в Тульский кремль. Вам

необходимо

будет

внимательно

осмотреть

все

строения

кремля

и

подготовить ответы на следующие вопросы:

- какие геометрические фигуры вы увидели в строениях кремля?

- по какому принципу расположены все строения?

- для чего служит то или иное строение?

- почему строения расположены именно так?

- почему для башен кремля выбраны разные формы?

- как зависит форма башни от ее расположения?

- почему при строительстве были использованы именно такие формы?

III. Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе

необходимо оформить ответы на поставленные вопросы в виде небольшого

доклада. Также каждой группе необходимо подготовить макет своего кремля

и обоснование выбора формы каждого объекта. И на следующих уроках

каждая группа представит свои доклады и макет кремля.

Задания на данной экскурсии связаны с анализом реальных строений, с

выделением геометрических фигур в различных строениях. Во время

экскурсии у учащихся формируется полнота и гибкость умения обобщать и

классифицировать объекты, выделять части в целом, развернутость действий.

На уроке по теме «Решение текстовых задач, содержащих единицы

массы» проводим экскурсию на почту.

Цели экскурсии: формирование умения решать текстовые задачи с

единицами

массы,

умения

производить

измерение

массы

различных

предметов; умения анализировать, делать выводы и искать оптимальное

решение практических задач.

Ход экскурсии:

I.

Подготовительный этап.

7

Учитель: Представьте, что вам на день рождения друга, который живет

в Хабаровске, надо отправить посылку. Этот мальчик увлекается рыбалкой,

любит читать книги и играть в компьютерные игры. Поэтому наша посылка

может содержать:

- поздравительную открытку;

- книги о рыбалке;

- одну или несколько интересных книг;

- одну или несколько компьютерных игр;

- игрушку (мягкую игрушку, игрушечную машинку и т.д.).

Вы можете предложить свой подарок.

Чтобы узнать, как можно отправить ему наш подарок, мы завтра

пойдем на почту. Ваше домашнее задание на сегодня:

1.

изучить литературу о возможности пересылки предметов по

почте;

2.

выбрать подарок.

II. Основной этап.

Учитель: Сегодня мы с вами идем на почту. Во время этой экскурсии

вам нужно выполнить следующие задания и заполнить таблицу:

- расспросить работников почты об условиях отправки посылки;

- расспросить работников почты о разных способах отправки посылки в

Хабаровск;

- узнать допустимую массу разных видов посылки;

- узнать стоимость отправки разных видов посылок;

- взять бланк описи для посылки;

- взвесить предметы, предназначенные для посылки.

Вид

почтового

отправления

Допустимая

масса

Стоимость

Время доставки

Письмо

Бандероль

Посылка

8

III. Заключительный этап.

Работа в классе.

Учитель: Дальше вы будете работать по группам. Каждой группе

необходимо составить свою посылку так, чтобы ее вес не превышал

допустимой нормы, и в нее вошли разные вещи, с учетом интересов

мальчика.

На следующем уроке мы проведем презентацию ваших посылок.

Вам необходимо подготовить:

– опись предметов, входящих в посылку;

– объяснение выбора данного типа посылки;

– выбрать самый оптимальный (недорогой и по времени не очень

долгий) способ пересылки подарка;

– доказать, что ваш подарок будет необходим и приятен вашему другу.

Проекты учащихся

Проект 1

ОПИСЬ

Вложения в бандероль

а

№№

п/п

Наименование предметов

Количество

предметов

Объявленная

ценность,

руб.

1

Открытка

1

50

2

Книги:

Н.Л. Кузнецов «Все о рыбалке»

В. Драгунский «Денискины рассказы»

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

3

759

3

Сборная деревянная модель «Лодка-

дракон»

1

150

4

Компьютерная игра «Охотники за

приведениями»

1

350

Общий итог предметов

и объявленной ценности

6 шт., 1309 рублей

(цифрами)

Проект 2

ОПИСЬ

9

Вложения в посылку

а

№№

п/п

Наименование предметов

Количество

предметов

Объявленная

ценность,

руб.

1

Открытка

1

100

2

Книги:

Современная рыбалка от А до Я

А.В. Пышков, С.Г. Смирнов «Самые

надежные рыболовные узлы»

Р. Киплинг «Рикки Тикки Тави и др.

сказки»

3

840

3

Лабиринт для координации

Мазда RX-7

2

379

4

Компьютерная игра «Робинзоны.

Затерянный город»

1

350

Общий итог предметов

и объявленной ценности

7 шт., 1669 рублей

(цифрами)

Проект 3

ОПИСЬ

Вложения в бандероль

а

№№

п/п

Наименование предметов

Количество

предметов

Объявленная

ценность,

руб.

1

Открытка

1

50

2

Книги:

Астрономия без скуки

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

В.Ф. Нестеров «Способы ловли для

удачной рыбалки»

3

880

3

Сборная деревянная модель «Морской

флот. Субмарина»

Ламборгини

2

300

4

Компьютерная игра «В поисках Немо»

1

300

Общий итог предметов

и объявленной ценности

7 шт., 1530 рублей

(цифрами)

10

Задания на данной экскурсии связаны с анализом возможностей

пересылки предметов почтой и с выбором наиболее удобного способа

отправки различных предметов. Эта экскурсия направлена на формирование

полноты и гибкости умения классифицировать предметы по различным

признакам, анализировать процессы реального мира и обобщать полученную

информацию.

Экскурсии способствуют формированию у детей полноты и гибкости

умения

классифицировать

объекты

и

искать

рациональное

решение

поставленной практической задачи, умения анализировать и обобщать.

11



В раздел образования