Автор: Лашутина Алена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: п.Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система качества образования на уроках русского языка и литературы в соответствие с ФГОС
Раздел: среднее образование
Методическое пособие
«Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и
литературы»
Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать
нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Таблица 1 Требования к тексту диктанта
Класс Количество в контрольном диктанте
Слов (самост. служебных)
орфограмм
пунктограмм
слов снепроверяемыми
орфограммами
5
90-100
12
2-3
5
6
100-110
16
3-4
7
7
110-120
20
4-5
10
8
120-150
24
10
10
9
150-170
24
15
10
Примечание: в текст контрольного диктанта должны в основном включаться те
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х
предыдущих уроках.
1.До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется
объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3
случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они
должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм
и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3.В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех
предыдущих уроках).
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в
таблице 2.
Таблица 2 Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид
диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»
Контрольный
1 негрубая
орфографи-
ческая +1
негрубая
пунктуации-
онная
1\1
• 2 орфографические +
2 пунктуационные;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные
2\2 1\3 0\4
• 4 орфографическая + 4
пунктуационные;
• 3 орфографические + 5
пунктуационных;
• 0 орфографических + 7
пунктуационных;
4\4 3\5 0\7 6\6
• 7 орфограф +7
пунктуационных
• 6 орфограф +8
пунктуационных;
• 5 орфограф+9
пунктуационных;
• 8 орфограф +6
пунктуационных
7\7 6\8 5\9
Словарный
0
1-2
3-4
5-7
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания,
выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения
дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями,
представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
уровень
выполнения
задания
Все задания
выполнены верно
Правильно выполнены
не менее 3/4 всех
заданий
Правильно выполнено не
менее 1/2 заданий
Не выполнено более
половины заданий
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и
изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания,
передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания— орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.
Примерный объем текста
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Подробное изложение (количество
слов |
100-150
150-200
200-250
250-350
Классное сочинение (количество
страниц)
0,5-1
1-1,5
1,5-2
2-3
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками
по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по
литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление)
считается отметкой по литературе.
Таблица 5 Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание
Речевое оформление
Грамотность
— соответствие содержания работы
заявленной теме;
— полнота раскрытия темы;
— наличие фактических ошибок;
— последовательность изложения
— разнообразие лексики и грамматического
строя речи;
— стилевое единство и выразительность
речи;
— число речевых недочетов
Число допущенных
ошибок
— орфографических;
— пунктуационных;
— грамматических
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм
литературного языка.
Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или
написано». Другим словами, недочет— это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость
речи.
Речевыми недочетами можно считать:
однообразие словарных конструкций;
неудачный подбор слова;
различного рода стилевые смешения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.
Таблица 6 Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки
Логические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени,
места событий, последовательности действий, причинно-
следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий,
неточное воспроизведение источников,
имен собственных, мест событий, дат
нарушение последовательности в
высказывании;
отсутствие связи между частями
сочинения (изложения) и между предложениями;
неоправданное повторение высказанной
ранее мысли;
раздробление одной микротемы другой
микротемой;
несоразмерность частей высказывания
или отсутствие необходимых частей;
перестановка частей текста (если она не
обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется
повествование, к примеру, повествование ведется
сначала от первого, а потом от третьего
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении
текста. Первые в свою
очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми
ресницами он шлепал себя по лицу;
реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на
стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука
болталась, как плетень; учитель не дол
жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно
покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые
познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в
кресле, закутанный белой простыней,
и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов,
например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые
связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных
слов, например: У Кити было два
парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций,
особенно в авторской речи, напри
мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм,
например: Когда Пугачев выходил из избы и сел
в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов:
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей
текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими
нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не
владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка-(например, надсмешка, подчерк, нагинаться,
спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как
орфографические.
• Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи
(писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины;
спортсмены в каноях;
ихний улыбающт ребенок: ложит и тд.)
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении,
например: браконьерам, нарушающих
закон; жажда к славе:
б) ошибки в структуре простого предложения:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села;
но не вечно ни юность, ни лето;
это было моей единственной книгой в дни войны;
нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца.
И стали гонять его по вырубке;
разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме
большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами,
например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени;
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще
подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в
волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер
усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса
только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки,
например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая
ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая
ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим
правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру,
ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а
грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И,
наоборот,
в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая,
так как
вместо юю по правилу написано другое.
Таблица 7 Нормы оценивания сочинений и изложений
оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические
ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного
текста. 3. Содержание работы излагается последовательно.4. Текст
отличается богатством лексики, точностью употребления слов,
разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое
единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в
содержании
Допускается 1 негрубая
орфографическая или 1
пунктуационная или 1
грамматическая ошибка
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются
незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные
фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70%
исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых
недочетов
Допускаются: •2 \ 2 \3
0 \4 \3 г. В любом случае
количество грамматических
ошибок не должно превышать
трех, а орфографических — двух,
однако, если из трех
орфографических бок одна
является негрубой, то допус-
кается выставление отметки «4»
«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа
достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4
фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного
текста.3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика
бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5.
Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не
отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не
более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
Допускаются: 0 \5\7
1 \ 4-7 \ 4 2 \3-6\4
\ 4
«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много
фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50%
исходного тоста 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения
(изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне
бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют.
Работа написана короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного
употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6
недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
Допускаются: 5 и более грубых
орфографических ошибок
независимо от количества
пунктуационных; — 8 и более
пунктуационных ошибок (с
учетомповторяющихся и
негрубых) независимо от
количества орфографических.
Общее количество
орфографических и
пунктуационных ошибок более 8
при наличии более 5
грамматических
«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Имеется по 7 и более орф. пункт.
и грам.
Примечания:
1.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
2.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ
следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две
единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3.
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.
На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. (см. раздел 'Оценка
диктантов»).
Нормы оценивания учебного предмета «Литература»
Оценка устных ответов
При
оценке
устных
ответов
учитель
руководствуется
следующими
основными
критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание
текста
и
понимание
идейно-художественного
содержания
изученного
произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание
роли
художественных
средств
в
раскрытии
идейно-эстетического
содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность
ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по
классам.
Отметкой «5» оценивается ответ,
обнаруживающий прочные знания и глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными
знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать
текст
для
аргументации
своих
выводов,
свободное
владение
монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь
событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться
основными теоретико- литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных
произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий,
характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно- художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории,
но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения
для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие
уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка.
Оценка сочинений
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы,
в 6 классе—1,5—2,
в 7 классе — 2—2,5,
в 8 классе — 2,5—3,
в 9 классе — 3—4.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и
полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и
поведения
героев,
исходя
из
идейно-тематического
содержания
произведения,
доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного
для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение
включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность
частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство
лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки
знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему,
свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал,
делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в
изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее
тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по
теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать
выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное
правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема,
в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического
материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал
излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности
выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе
имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану,
свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не
опирающихся
на
текст;
характеризуется
случайным
расположением
материала,
отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых
речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Оценка выразительного чтения художественных произведений
Отметка «5» ставится, если:
- текст литературного произведения воспроизведен без ошибок;
- выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно,
соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса)
воздуха;
- соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать
знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер
пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше -
ниже, быстрее - медленнее);
- чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает
чувства в чтении - «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные,
финальные.
Отметка «4» ставится, если
- текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик
исправляет сам, без подсказки,
- в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-
образной выразительности исполнения литературного произведения.
Отметка «3» ставится, если:
- текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера
исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования
к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.
- текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не
владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы,
читает монотонно, неэмоционально.\