Автор: Жигалова Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Колчеданская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Колчедан Свердловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Аргументация собственного мнения в сочинении –рассуждении в формате ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Школа: МАОУ «Колчеданская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Жигалова Татьяна Владимировна
Класс: 10
Предмет: элективный курс «Избранные вопросы русского языка»
Тема: «Аргументация собственного мнения в сочинении –рассуждении в формате ЕГЭ»
Цель урока: дать представление о способах аргументации
Задачи урока:
Предметные:
-раскрыть содержание понятий «аргумент», «аргументация»;
- познакомиться с видами аргументов;
-повторить оценивание критерия 4;
-развивать умение подбирать аргументы к конкретным проблемам;
-создать банк аргументов из художественной литературы.
Метапредметные:
1.Познавательные общеучебные универсальные действия: поиск и выделение информации; знаково-символические действия
(моделирование); владеть смысловым чтением, критически оценивать информацию.
Логические универсальные действия: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты логическое мышление,
речь, память, творческие способности ,умения строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи;
2.Регулятивные: формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять
взаимопроверку выполненного задания;
3.Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою
позицию. Совершенствовать устную и письменную речь.
4.Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личностной ответственности за успех при выполнении
учебной задачи. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Планируемые результаты:
Предметные
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Знать понятия
«аргумент»,
«аргументация»;
виды аргументов;
оценивание критерия 4;
уметь подбирать
аргументы к конкретным
проблемам. Уметь
воспринимать,
анализировать,
критически оценивать и
интерпретировать
прочитанное, осознавать
художественную картину
жизни, отражённую в
литературном
произведении.
Осуществлять
сотрудничество в парах, в
группе при выполнении
учебных задач;
воспринимать речь
учителя(одноклассников),
сравнивать разные точки
зрения; осознание
учащимися практической
и личностной значимости
результатов каждого этапа
урока.
Уметь формулировать
цели урока, работать по
плану, сохраняя учебную
задачу, формировать
умение выполнять
взаимопроверку
выполненного задания,
соотнесение полученного
результата с поставленной
задачей.
Осуществлять поиск и
выделение информации;
знаково-символические
действия
(моделирование); владеть
смысловым чтением,
критически оценивать
информацию.
Планировать учебное
сотрудничество с
учителем и сверстниками–
определение цели,
функций участников,
способов взаимодействия;
формулировать и
отстаивать свою позицию,
совершенствование
устной и письменной
речи. Уметь слушать
собеседника и вести
диалог, высказывать свою
точку зрения, правильно
говорить.
Технологии: ИКТ, развития критического мышления.
Тип урока : урок получения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, парная, фронтальная.
Методы и приёмы обучения: словесный: объяснение, метод самостоятельной работы, кластер, метод устного контроля и самоконтроля,
создание ситуации успеха, метод сотрудничества.
Оборудование:, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, конверты для парной и групповой работы, тесты для
индивидуальной работы, листы самооценки, папка «Алгоритмы выполнения заданий».
Этапы учебного урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Содержание учебного материала
Формируемые УУД
1.Организационный
момент (1 мин.)
Цель:
создать
условия
для
возникновения
у
ученика
в н у т р е н н е й
потребности включения в
учебный процесс.
2. Актуализация знаний
(6 мин.)
Цель:
актуализировать
знания об аргументация
собственного
мнения
в
сочинении-рассуждении
при подготовке к ЕГЭ;
-организовать
актуализацию умений ;
-
уточнить
тип
урока
и
наметить
шаги
учебной
деятельности;
-повторить
структуру
сочинения-рассуждения в
формате ЕГЭ.
Приветствуют
учителя.
Настраиваются
на урок.
Подготовка
рабочего места.
Проговаривают,
что повторили.
Проговаривают
цель
урока.
Создаёт
эмоциональный
настрой.
Готовность детей к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания.
Уточняет
понимание
учащимися
поставленных
целей урока.
Создаёт
условия
для возникновения
у
у ч е н и к о в
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебную
деятельность.
Устанавливает
тематические
рамки.
Организует
уточнение
типа
урока и называние
ш а го в
у ч е б н о й
деятельности.
-Здравствуйте, садитесь.
-Как написать на ЕГЭ сочиненье?
Я научу всех вас без сомненья.
Если его не писать,
Тогда можно баллов не добрать.
- Не случайно я начала урок с этого
четверостишия. Каждый из вас, ребята, знает,
что на выпускном экзамене по русскому языку
предстоит написать сочинение по
прочитанному тексту. Это задание проверяет
практические речевые умения, ряд
коммуникативных умений и навыков,
например: умение аргументировать собственное
мнение, подбирать аргументы из
художественной литературы по заявленной
проблеме. Этому сегодня посвящён наш урок.
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель поставим для себя?
-А как вы думаете, для чего нам необходимо
это?
Обратите внимание, у каждого на парте лежит
карточка.
Сейчас попробуете ее заполнить, чтобы
определить, что вы уже знаете, а где есть еще
трудности по нашей теме.
-В конце урока мы узнаем,
всё ли у вас
заполнено
в
таблице,
чему
вы
научились.
В
РегулятивныеУУД:
обеспечение
учащимся
организации
их
учебной
деятельности.
Эмоционально-
положительный
настрой
н а
у р о к ,
с о з д а н и е
ситуации успеха, доверия.
Целеполагание
ка к
п о с т а н о в ка
у ч е б н о й
задачи.
Л и ч н о с т н ы е
У УД :
Смыслообразование
(установление
обучающимися
с в я з и
между
целью
учебной
д е я т е л ь н о с т и
и
е е
мотивом).
Познавательные УУД:
преобразовывают
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Составляют
кластер
(парная
работа)
Фиксируют
индивидуальное
затруднение
(Я
не знаю).
Организует
выполнение
учащимися
пробного учебного
действия;
течение урока вы будете также оценивать свою
деятельность на каждом этапе урока: 1 – работа
в
п а р а х ,
2
–
г ру п п о ва я
р а б от а ,
3
–
индивидуальная работа.
-Сначала
вспомним
структуру
сочинения,
я
предлагаю
вам
объединиться
в
пары
и
составить
кластеры
в
течение
4-х
минут.
Не
забывайте об алгоритме составления кластера,
он перед вами на доске.
информацию
из
одной
формы в другую.
Коммуникативные
УУД:Планирование
учебного
сотрудничества
со сверстниками.
Предметные
УУД:
знания
о
структуре
сочинения- рассуждения.
Регулятивные УУД:
Учащиеся
планируют
учебное
сотрудничество
с о
с в е р с т н и к а м и ,
устанавливают аналогии
3.Применение знаний и
способов
действий.(3
мин.)
Цель
–
выявить
уровни
овладения
знаниями
и
способами действий.
4 . И з у ч е н и е
н о в о г о
материала.(10
мин.)
Этап
усвоения
новых
з н а н и й
и
с п о с о б о в
д е й с т в и й .
Ц е л ь
–
включить
учащихся
в
продуктивную
обучающую
Представляют
кластеры
Р а б о т а ю т
н а
интерактивной
д о с к е ,
н а
обычной доске.
Слушают
объяснение
учителя.
Р а б о т а
в
группах.
Проверяют
р а б о т у
д р у г
друга.
Организует
деятельность
д е т е й
п о
обобщению
способов
действия.
Побуждает к
высказыванию
своего мнения.
Организует
самостоятельную
работу с текстом и
деятельность
детей:
• по поиску и
Составление кластеров и выступления учеников
с презентациями кластеров (на обычной доске,
на интерактивной доске, на листах А4)
-Сегодня мы рассматриваем один из
структурных элементов сочинения-рассуждения
в формате ЕГЭ - аргументацию собственного
мнения. Качество выполнения этого задания
связано с пониманием проблемы исходного
текста и позиции автора – именно в этом
случае вы получаете возможность изложения
собственного мнения . Вспомним, как звучит
Л и ч н о с т н ы е
У УД:
Учебно-познавательный
интерес.
КоммуникативныеУУД:
Умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии с задачами и
условиями
коммуникации.
Личностные УУД :
Проявление
интереса
к
н о в о м у
у ч е б н о м у
материалу.
Познавательные
УУД:
о р и е н т и р у ю т с я
в
словаре,,
осуществляют
деятельность.
Задачи:
-раскрыть
содержание
понятий
« а р г ум е н т » ,
«аргументация»;
- познакомиться с видами
аргументов;
-повторить
оценивание
критерия 4;
- р а з в и в а т ь
у м е н и е
подбирать
аргументы
к
конкретным проблемам;
-создать банк аргументов
(Оценивают
работу).
Учащиеся
дают
объяснения.
Записывают
в
тетрадь.
обработке
информации;
• обобщению
способов
действия;
это задание: (выступление ученика).
Типичным затруднением учащихся при
выполнении этого задания является неумение
найти аргументы для обоснования собственной
точки зрения. Мы начинаем второй этап нашего
урока - работу в группах, каждая из которых
получает задание. Не забывайте о правилах
групповой работы, памятка перед вами. Время
выполнения заданий – 10 минут.
п о и с к
н е о б х о д и м о й
и н ф о р м а ц и и
д л я
выполнения
з а д а н и й .
Уметь
добывать
новые
знания:
находить
ответы
на
вопросы,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную на уроках
КоммуникативныеУУД
:
уметь
оформлять
свои
мысли
в
устной
форме,
обмениваться
мнениями,
слушать
друг
д р у г а ,
п о н и м а т ь
п о з и ц и ю
партнёра.
Управление
поведением
партнера
–
контроль,
ко р р е к ц и я ,
оценка его действий.
Регулятивные УУД:
П л а н и ру ют
р е ш е н и е
у ч е б н о й
з а д а ч и ,
выстраивают
алгоритм
действий.
5.Первичная
проверка
понимания
изученного.
(10 мин.)
Цель – выявить уровень
выполнения
з а д а н и й
(овладение
знаниями
и
способами действий).
Выступают
по
группам.
Фиксируют
новое знание.
У ч а щ и е с я
взаимодействуют
друг с другом.
Контролирует
выполнение
работы.
П о б у ж д а е т
к
высказыванию
своего мнения.
- Предоставляю слово сначала одной группе, а
вторая внимательно слушает, затем – наоборот.
Познавательные
УУД:
строят
логическую
цепь
рассуждений.
Рег улятив ны е
У УД:
выделение
и
осознание
учащимися того, что уже
у с в о е н о
и
ч т о
е щ ё
подлеж ит
у с в о е н и ю ,
Р а б о т а ю т
н а
интерактивной
доске.
.
осознание
качества
и
у р о в н я
у с в о е н и я
Коммуникативные
УУД:готовность
слушать
собе седника
и
в е с т и
д и а л о г ,
м о н о л о г ,
признавать
возможность
существования
различных точек зрения
Л и ч н о с т н ы е
У УД :
развивают способность к
самооценке.
6 . К о н т р о л ь
и
самоконтроль знаний и
способов
действий.(5
мин.)
Цели:
-организовать
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы
на новое знание;
-организовать
в з а и м о п р о в е р к у
п о
эталону, самооценку;
- организовать выявление
м е с т а
и
п р и ч и н ы
затруднений,
работу
над
ошибками.
Ученики
выполняют
тестовую работу.
Выполняют
задание
самостоятельно
(на карточках).
Выполняют
самопроверку по
эталону.
.
Предлагает
индивидуальные
задания.
Организует
выполнение
учащимися
самостоятельной
работы
на
новое
знание.
Организует
взаимопроверку по
эталону.
На
3
этапе
урока
предлагаю
вам
выполнить
тестовую
работу
индивидуально:
подобрать
аргументы
к
тезисам,
а
затем
проведём
самопроверку
по
эталону,
который
будет
представлен на доске.
-Поднимите руку те, кто сегодня
справился с
учебной задачей на «5», на «4», на «3».
Регулятивные
УУД:
у м е т ь
в н о с и т ь
необходимые
коррективы
в
действие
после
его
завершения на основе его
оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Оценивают
собственную
учебную деятельность.
7.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
П од в ед е н и е
и т о г о в
урока.
(3 мин)
Цели:
-
зафиксировать
новое
содержание урока;
-
о р г а н и з о в а т ь
рефлексию и самооценку
учениками
собственной
учебной деятельности.
8.Домашнее задание.
(2 мин.)
Составить
кластер
или
презентацию
по
теме
«Виды
аргументов»
(по
алгоритму)
Выполняют
самооценку
Формулируют
конечный
результат
своей
работы на уроке.
Называют
основные
позиции
нового
материала
и
как
они
их
усвоили
(что получилось,
ч т о
н е
п ол у ч и л о с ь
и
почему)
Записывают
домашнее
задание .
Организует
рефлексию.
Организует
самооценку
учебной
деятельности.
Акцентирует
в н и м а н и е
н а
конечных
результатах
учебной
деятельности
обучающихся
на
уроке. Организует
беседу,
связывая
результаты урока с
его целями.
Конкретизирует
домашнее задание
-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите
лист самооценки.
-Какую цель ставили перед собой?
-Достиг ли результата?
-Что нового узнали ? О чём ещё говорили на
уроке?
-Подумайте,
как
приобретенные
знания,
помогут вам в жизни?
-Какое задание было интересно выполнять?
- Какое задание было для вас самым сложным?
Личностные УУД:
С п о с о б н о с т ь
к
самооценке
на
основе
критерия
успешно сти
учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе работы над сочинением на уроке
Ф. И. учащихся 10
класса
Планирование
учебного
сотрудничества со
сверстниками
Постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации
Управление
поведением
п а р т н е р а
–
контроль,
коррекция, оценка
его действий
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Владение
монологической
формой речи в
соответствии с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного
языка,
современных
средств
коммуникации
Владение
диалогической
формой
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами
родного
языка,
современных
средств
коммуникации.
Бабкина А.
+
+
+
+
+
+
Грехова Т.
+
+
_
_
_
+
Жигалов А.
+
+
+
+
+
+
Калистратова Н.
+
+
+
+
+
+
Пермякова К.
+
+
_
+
+
+
Табуев С.
+
+
_
_
_
+
Толмачёв Д.
+
+
_
_
_
+
Цывилько К.
+
+
+
+
+
+
100%
100%
50%
63%
63%
100%