Автор: Сенцова Алла Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская СОШ№1"
Населённый пункт: Новосибирская область, р.п.Колывань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: формирование познавательной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
Внеурочное занятие по русскому языку
«И снова о богатстве русского языка»
Автор- Сенцова Алла Анатольевна,
учитель начальных классов, МБОУ «Колыванская СОШ №1»
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку
Описание внеурочного занятия
ФИО, должность
Учитель: Сенцова Алла Анатольевна
Предмет/класс
Занимательный русский язык,
4 класс
Тема
И снова о богатстве русского языка…
Тип занятия
Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Этап обучения
Начальное общее образование
Форма занятия
Игра- путешествие
Цель занятия
Вызвать интерес и уважение к русскому языку, помочь обучающимся увидеть его богатство и
многообразие, расширять словарный запас детей
Деятельностная
цель:
научить детей структурировать знания о богатстве русского языка, развивать умение перехода от
частных понятий к общему представлению о богатстве языка и наоборот, научить видеть новые
знания, повторить изученный способ действий с понятиями, которые показывают богатство русского
языка.
Содержательная:
научить
обобщению
знаний
о
богатстве
языка,
развивать
умение
строить
теоретические
предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего
курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи занятия
1.Уточнить представления о синонимах, омонимах. антонимах, фразеологизмах, пословицах,
крылатых выражениях.
2. Формировать умение употреблять синонимы, омонимы. антонимы, фразеологизмы, пословицы,
крылатые выражения в своей речи.
3.Познакомить с новыми понятиями «архаизм», «историзм».
Задачи,
направленные
на получение
Предметных результатов:
-уточнять представления о богатстве и выразительности русского языка в его многообразии средств;
- учить различать синонимы, омонимы, антонимы, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, пословицы,
крылатые выражения;
-развивать умение употреблять в речи синонимы, антонимы; крылатые выражения, пословицы и
поговорки, фразеологизмы;
-пополнять словарный запас разными формами выразительности речи.
Метапредметных результатов:
Познавательных:
- умение находить необходимую информацию в различных источниках для решения учебных задач;
понимать смысл предложенных заданий;
- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение
аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания;
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять,
обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умения делать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
Регулятивных:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- самостоятельно находить варианты решения учебной задачи;
- определять с помощью учителя тему и формулировать цель деятельности на уроке ;
- сохранять и удерживать учебную задачу в течение урока
- учиться работать по предложенному учителем плану
- развивать способность контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом
при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;
Коммуникативных:
Развивать:
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение слушать и понимать речь других;
- умение принимать коллективное решение;
-умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать другое
мнение и позицию; договариваться , приходить к общему решению;
Личностных результатов:
- воспитание положительной мотивации к учению;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Дидактическая
структура
занятия
1.Самоопределение.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи, целей урока.
4.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
5.Реализация выбранного плана.
6.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
7.Этап рефлексии деятельности.
Оборудование и
материалы
Компьютер, мультимедиа проектор, листы индивидуальных достижений, индивидуальные карточки,
карточки для работы в парах, группах, тренажёр”Мудрые высказывания”, карточки для составления
кластера, копии страниц из толкового словаря для парной работы
Используемые
образовательные
ресурсы
1.
Мищенкова Л.В, «Занимательный русский язык»: Рабочая тетрадь для 4 класса: В 2 ч. . Москва
Издательство РОСТ, 2019, ; Методическое пособие «Занимательный русский язык» (Курс развитие
познавательных способностей)
Презентация к уроку в программе MicrsoftOffcePowerPoint
Используемые
педагогические
технологии,
методы
и
приёмы
- системно-деятельностный подход;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проблемно-диалогическая технология;
- личностно-ориентированное обучение;
- групповая технология;
-«Карусель»
-«Броуновское движение»
Данное занятие не первое в теме знаний « О русском языке». У учеников есть определённые знания: понятие о
синонимах, антонимах, крылатых словах, пословицах, поговорках, фразеологизмах, омонимах, многозначных словах.
Следовательно, есть условия для повторения и дальнейшего изучения богатства и многообразия русского языка, с
опорой на уже имеющиеся сведения. Учащиеся, активно используя свой запас знаний, путём решения поставленных
задач, анализа учебного материала, поиска выхода из возникшей проблемной ситуации определяют признаки новых
понятий « историзм», «архаизм».
Структура внеурочного занятия
Этапы
Деятельность учителя
Деятельност
ь
учащихся
Методы и
приемы
Форма
проведения
1.
Самоопределение.
Цель: вызвать
интерес к занятию
на личностно-
значимом уровне
Создает эмоциональный настрой на интересную
работу на занятии. Слайд 1
-Дорогие друзья, сегодня……
В страну Перевертундию я вас позвать хочу,
Там ученик, поверьте мне, зовётся КИНЕЧУ.
Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,
А КОМЕРЕТ по- нашему- обычный теремок.
-Там перевёрнуто буквально всё, причём разными
способами.
-Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в
Перевертундию, споём о ней.
Поют 1-й
куплет+прип
ев
Нестандар
тный вход
в урок
Фронтальная
работа
2.Актуализация
знаний
Цель: получить
представление о
ранее усвоенных
обучающимися
знаниях.
Организует работу обучающихся по выявлению
имеющихся знаний. Слайд 2
-Мы отправимся в путешествие на кораблике. И
привезем из этой удивительной страны знания. Но
прежде чем отправиться, давайте посадим деревце.
Пока мы путешествуем, оно вырастет в «Дерево
Русского языка».
-У каждой группы на столе листик с ростком, на
котором зашифрована фраза
(Шанйытагобйикссуркызя).
-Осваиваем перевертундский язык. Переведите фразу
с перевертундского на русский.
-Как вы понимаете эту фразу? Какие ассоциации
вызывает она у вас? Что делает русский язык
богатым? Многогранным? Запишите под корнями
Преобразуют
информацию
( Шанйытаго
бйикссуркыз
я).
(Наш
богатый
русский
язык)
Русский
Раскодиро
вание
информац
ии
Групповая,
фронтальная
работа
ростка. Прочитайте, что вы написали.
язык-
богатый,
многогранны
й и
красивый.
3. Постановка
учебной задачи,
целей урока
Цель: помочь
обучающимся
определить тему,
поставить цели
урока.
Подводит обучающихся к определению темы и
цели урока.
-Как вы думаете, только ли это делает русский язык
богатым?Достаточно ли знаний, чтобы дерево
выросло? В путешествии мы найдем новые знания.
- Какова же тема нашего сегодняшнего путешествия?
(что делает русский язык богатым) «И снова о
богатстве русского языка…» Слайд 3
-Что мы должны сделать?
-Русский язык красив и очень богат, чем заслуживает
глубокого восхищения. Но что же именно его
обогащает? Вы уже сказали…(повторяет, что читали
дети). Только ли эти выразительные средства делают
язык богатым?
Цель : узнать какие выразительные средства
языка существуют.
Определяют
тему и цель
урока
Подводящ
ий диалог
Фронтальная
работа
4.Составление
плана, стратегии
по разрешению
затруднения.
Цель: вместе с
учителем по
троить план своих
действий на уроке.
Помогает обучающимся построить порядок
действий на уроке.
- Давайте утвердим план путешествия. Слайд 4
-Я предлагаю отправиться в путешествие, выполняя
интересные задания, узнать какие выразительные
средства языка существуют , на деле убедиться в
красоте и богатстве русского языка.
По
предложенно
й уточняют
маршрут
путешествия
Фронтальная
работа
5.Реализация
выбранного
плана
Цель: показать
многообразие
средств
выразительности
русского языка
1.Инструктирует обучающихся, организует
работу по актуализации пословиц, как средства
выразительности русского языка. Слайд 5
-Итак, отправляемся. Мы входим в бурное море.
Прочитайте, как оно называется. «Еромциволсоп»
Нам приходится потрудиться , преодолевая огромные
морские волны. Нужно разгадать криптограмму.
(Грамоте учиться всегда пригодится).
-Море таит в себе много загадок. Давайте их
разгадаем.
Приём «Карусель» (Во внутреннем круге каждый
ребенок держит часть пословицы, а внешний круг
детей дополняет до целой пословицы. Если во
внешнем круге не отгадали, во внутреннем помогают
проговаривают)
Дети
разгадывают
криптограмм
у в группе
(«Море
пословиц»)
Работают по
заданной
инструкции
Приём
«Карусель
»
Групповая
работа
Подвижная
группа
(физминутка)
(В здоровом теле — здоровый дух.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Лучше поздно, чем никогда.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
После драки кулаками не машут.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Не спеши языком, торопись делом.
Видно птицу по полёту – человека по делам
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Терпенье и труд- всё перетрут.)
Вывод:
-Что же вы узнали, побывав в море пословиц? (Как
интереснее сказать : Что же винить кого-то, если
виноват сам. Или Нечего на зеркало пенять, коли
рожа кривая.
-В русском языке огромное количество пословиц,
которые украшают нашу речь, делают её более яркой,
выразительной и понятной.
-Море успокоилось и мы можем плыть дальше.
2.Организует деятельность обучающихся по
актуализации фразеологизмов, как средства
выразительности речи.
-Мы входим в залив. Прочитайте его название
(Вилазвомзиголоезарф) Слайд 6
Отвечают на
вопросы.
Работают со
словарём.
Подводящ
ий диалог
Работа с
информац
Фронтальная
работа
Групповая
работа
-О чем пойдет речь? Что такое фразеологизмы?
Давайте обратимся к страничкам толкового словаря.
(Фразеологизм. Устойчивый оборот речи,
свойственный определенному языку и потому
дословно не переводимый на другие языки, имеющий
самостоятельное значение, которое в целом не
является суммой значений входящих в него слов. ...
Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. )
-Использование фразеологических оборотов в речи
позволяет чётко, точно кратко и метко выразить
мысль, чувство, своё отношение к происходящему.Во
фразеологизмах заключена мудрость народа, его
взгляд на природу и человека.
-Нам нужно картинки соотнести с фразеологизмами
и объяснить их.
-Какова же роль фразеологизмов в нашем родном
русском языке? Можно сказать, что фразеологизмы
делают язык богаче, интереснее, ярче?
Вывод: Как ярче звучит Вот это ты опозорился!
Или Вот это ты сел в калошу! (Фразеологизмы
лучшим образом оформляют собственную мысль,
Объясняют
понятие
«фразеологиз
м».
Работают на
карточках,
соотносят
фразеологиз
мы с
иллюстрация
ми
Отвечают на
вопросы
ией
Найди
соответств
ие
Подводящ
ий диалог
Работа в паре
Фронтальная
работа
придают ей глубину, краткость и выразительность).
3.Инструктирует обучающихся, организует
работу по актуализации крылатых выражений,
как средства выразительности речи.
Слайд 7
-Вот на нашем пути острова
«УКуруыулуаутуыухуувуыуруаужуеунуиуйу»
4.Организует работу по выявлению отличий
крылатые выражения от других средств
выразительности русского языка.
Крылатые выражения –это меткие образные
выражения, пришедшие в нашу речь из литературных
произведений. Так же это могут быть фразы
исторических лиц или литературных персонажей,
ставших нарицательными.
-Вам нужно собрать крылатые выражения из
разрозненных слов и постараться объяснить значение
этого крылатого выражения.
Преобразовы
вают
информацию
Составляют
выражение
из набора
слов.
Раскодиро
вание
информац
ии
Фронтальная
работа
Групповая
работа
5.Организует деятельность обучающихся по
закреплению и актуализации синонимов,
антонимов, многозначных слов, как средств
выразительности русского языка, открытию новых
понятий «историзм» и «архаизм».
-Мы отправляемся дальше. И вот перед нами
высоченные горы . Как они называются? Слайд 8
-Чтобы прочитать название гор , нужно выписать из
каждой строчки буквы-одиночки.(Лексические)
-У каждой горы есть своё название . Каждая группа
будет взбираться на свою гору.(Синонимы, антонимы,
Отгадывают
название
«гор»
Раскодиро
вание
информац
ии
Групповая
работа
к у л у р е р у к
ш а к а р с р и ш
ч ю е р п с п ю р
н о д к о и н е д
омонимы, многозначные,историзмы, архаизмы)
-Давайте вспомним, что обозначают данные понятия?
Синонимы- слова,которые отличаются по звучанию и
написанию, но близки по смыслу.(Приведите пример)
Антонимы- противоположные по значению слова..
(Приведите пример)
Омонимы- звучат одинаково, но имеют разное
значение..(Приведите пример)
Многозначные- слова, которые имеют несколько
значений..(Приведите пример)
ПРОЧИТАТЬ ИНФ. ИЗ СЛОВАРЯ
Историзмы- слова, вышедшие из употребления. В
связи с исчезнувшими понятиями(армяк, камзол,
опричник).
Архаизмы-слова, обозначающие существующие
реалии, но вытесненные из активного словаря и
заменены синонимами( страж - охранник, отрок-
подросток, сей- этот).
6. Инструктирует обучающихся по выполнению
задания
- Сейчас вам предстоит побыть молекулами ,
которые постоянно находятся в движении. Ваша
задача-отыскать по всему классу слова, которые
относятся к названию « вашей горы».(Набор слов по
ккаждой категории)
Анализирую
т
информацию
,обсуждают в
группе
Дети
классифицир
уют слова
согласно
названию
Работа с
информац
ией
Приём
«Броуновс
кое
движение»
Индувидуальна
я , групповая
работа
Групповая,
индивидуальна
я
работа(физмин
утка)
6.Этап
самостоятельной
работы с
проверкой по
эталону.
Цель: рассмотреть
высказывания
великих писателей
о красоте русского
языка
-Прочитайте найденные вами слова.
Вывод:
-Мы преодолели высокие Лексические горы . Что же
вы для себя приобрели, покоряя их? (В русском языке
много слов, которые помогают выразить мысли,
чувства, назвать предметы по-разному).
-Можем ли мы назвать синонимы, антонимы,
омонимы, многозначные слова средствами, которые
обогащают русский язык. Докажите.
1. Инструктирует обучающихся по выполнению
задания
-Как бы интересно нам не было путешествовать. Но
любое путешествие заканчивается. И нам с вами пора
возвращаться. Слайд 9
Мы прибываем в бухту «Родного русского языка», а
пропуском для нас станет расшифровка высказывания
великих людей о русском языке. Вам нужно вписать
расшифрованные слова с перевертундского на
русский язык.
2.С помощью наводящих вопросов подводит к
выводу о красоте и богатстве русского языка.
-Что вы поняли для себя из высказываний великих
группы.
Выбирают
необходимые
слова.
Представляю
т результаты
поиска слов
Отвечают на
вопросы
Работают на
карточках.
Расшифровы
вают слова.
Читают
расшифрован
ные
высказывани
Подводящ
ий диалог
Фронтальная
работа
писателей о русском языке?(Что русский язык самый
красивый, выразительный, звучный, образный.
Русский язык- великое богатство русского народа.
Владеть им надо бережно, с огромной любовью, как
самой дорогой ценностью, выражая свои мысли,
чувства).
я.
7..Этап
рефлексии
деятельности.
Цель:
организовать
рефлексию
обучающихся
по
поводу
психоэмоциональн
ого
состояния,
проанализировать
результаты
учебной
деятельности
на
занятии.
-Ну вот, ребята мы совершили путешествие. Вам
понравилось? Слайд 10
Мне хочется,чтобы каждый из вас причалил к берегу
на кораблике, который ему понравится . (Зелёный-
путешествие очень понравилось, жёлтый- было
скучновато, красный- путешествие не понравилось)
-Мы прибыли в родную гавань. Слайд 11 Давайте
вернёмся к нашему росточку «Дерева Знаний» и
украсим его веточки всеми понятиями, которые в
путешествии помогли нам убедиться в богатстве
русского языка.
Анализирую
т своё
психоэмоцио
нальное
состояние,
результаты
учебной
деятельности
Пословицы
Поговорки
Крылатые
выражения
Фразеологиз
мы
Синонимы
Антонимы
Светофор,
кластер
Индивидуальна
я, групповая
работа
Слайд 12
– Достигли ли мы цели?
-Иногда, согласитесь, и в обыденной жизни мы
говорим на русском языке, используя
«перевертундский» язык. Но ведь мы убедились, что
всё что мы хотим сказать, лучше чем на нашем
родном русском языке не скажешь.
Так давайте беречь наш русский язык! Слайд 13
Спасибо, вам ребята, за активную работу!
Омонимы
Многозначны
е сл (группы
меняются
листами с
заданиями по
кругу,
дополняя
«дерево
Русского
языка»)