Автор: Фомина Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие: "Дорога к храму".
Раздел: начальное образование
Внеклассное занятие
Тема: ДОРОГА К ХРАМУ
Воспитатель: Фомина Н.М.
«2014 г.»
Цели: воспитывать трепетное отношение к святыням православия,
стремление к вере и совершенству души, любовь к Родине и людям
эстетические чувства; развивать познавательный интерес, умение различать
звон колоколов; корректировать представления о красоте через зрительное
восприятие.
Оборудование: Фото с изображением храмов и соборов, колоколов, запись
колокольного звона, репродукция картины «Вечерний звон» И.Левитана.
Ход занятия
I.
Орг. начало.
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем всех присутствующих.
- Здравствуйте!
- Мы собрались сегодня вместе для того, чтобы хоть на полчаса души
наши озарились духовным светом, прикоснулись к вечности и
наполнились любовью ко Творцу всего, что нас окружает и к его
творениям.
II. Сообщение темы и целей занятия.
- Вы, наверное, хотите спросить о чём мы будем беседовать, но я хочу,
чтобы вы сами назвали тему нашего занятия, прослушав стихотворение:
- Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный…
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей)
- О чём автор рассказывает в нём? (о Храме)
- Почему автор Русь называет белой лебедью?
- На Руси много церквей белокаменных
III. Сообщение темы и целей занятия.
- Как вы думаете о чём мы будем с вами беседовать? ( о Храме)
- Скажите, а так ли легко прийти человеку к вере? (нет)
- Ребята, вы знаете в жизни много дорог. Назовите их. (дорога домой,
дорога в школу, путь к сердцу человека и т.д.)
- Вы верно сказали. А есть ещё дорога к храму. Это и есть тема нашего
занятия. Вы узнаете, какие бывают храмы их строение, узнаете о
колоколах, из чего они состоят, как они звучат, будем учиться их
различать и многое другое.
- Храм – это образ мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.
Горит огнём, ярким пламенем полыхает глава древнерусского храма.
(изображение на доске храма г. Москвы)
… У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят,
И гробницы в ряд у меня стоят,-
В них царицы спят и цари…
Златоглавая, белокаменная православная Москва, сердце её – Кремль –
возвышается над Москвой-рекой… Москва – сердце России, её
первопрестольный град. Горят главы её храмов, устремляются молитвы
верующих, звучащие в церквях, в небо. И в этом можно увидеть то, о чём
так много спорят и говорят: смысл судьбы России, тайну русской души,
горящей до самозабвения пламенем любви…
Необычайным притягивающим, красивым и непривычным является сам
облик храма. (сообщение ученика о храме)
- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.
Большей частью храм в своём основании устраивается в виде креста. Это
означает, что храм посвящён распятому за нас на Кресте Господу и что
Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто
храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что
Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведёт нас по морю
жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в
виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм
может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды,
означающей, что Церковь, подобна путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим
собою небо. Купол же заканчивается в верху главой, на которой ставится
крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не
одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества
(Божественное и Человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица
Святой Троицы; пять глав - Иисуса Христа и его четырёх евангелистов,
семь глав – семь Таинств и семь Вселенских соборов, девять глав –
девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и
двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или
звонница, то есть башня, на которой висят колокола. А как прекрасен его
«голос»! Иногда, ещё не видя храма, находясь от него в дали, мы слышим
звон его колоколов. (звучат колокола, на фоне звучания читается
четверостишие)
Вечер
Как тихо веет над долиной
Далёкий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, -
И в звучных листьях замер он…
Только в одной стране мира – в Росси – живёт колокольная музыка.
Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл
в музыку, отразился в литературе, живописи.
Среди неба среди огнеликого
Чистым взорам Твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю Православную Русь…
С древних времён колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам
и торжествам. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное
собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например
пожар. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту
отечества.
Колокол является единственным музыкальным инструментом в
православном храме. Уже в IV-V вв. из православной традиции ушла
инструментальная музыка, которая была распространена в ранний
христианский период. Отцы церкви отдавали предпочтение
человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом,
созданным самим Богом. Но колокола остались. Сначала их роль была
исключительно подсобной – созывать верующих на молитву в будни и
праздники.
1-й чтец:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко набежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Колокола, которые сегодня кажутся такими привычными православными,
пришли с Запада. На Русь привозили колокола из Европы, пока не
появились свои мастерские колокольного дела.
В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора.
Ростовские звоны замечательное творение русского народного эпоса. Их
возникновение относится к XVII веку.
2-й чтец:
Люблю безмерно колокол церковный
И вновь, как тень, войду в холодный храм,
Чтобы живой воды мне встретить там
И вновь домой пойти походкой ровной.
Но правды есть намёк первоосновный
В дерзаньи – с высоты пророчить нам,
Что есть другая жизнь, - и я отдам
Все голоса за этот звук верховный.
Гуди своим могучим языком,
Зови дрожаньем грозного металла
Разноязычных – эллина и галла.
Буди простор и говори, как гром,
Стократным – миллионным языком:
Изваян мир из белого коралла.
К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им
имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в
зависимости от их звучания.
Русские мастера начали лить колокола в XII-XIII веках, а к началу XVI
века они уже достигли совершенства.
Части колокола назывались так же, как и части тела человека: у колокола
был язык, ухо (или уши) и тулово. И если при отливке колокола часть меди
проливалась и её не хватало хотя бы на половину «ушей», считалось, что
вся работа пропала.
В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на
колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех
колоколов называется звоном
В церковном уставе различают два рода звучания: благовест, то есть звон
в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько
колоколов, но не сразу, а поочерёдно; и собственно звон, когда ударяют
сразу в несколько колоколов.
Будничный звон, напоминающий звон небольших городских колоколен,
резко отличается от приподнятого праздничного звона. В будничном
звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь.
А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню
всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских.
В родных полях вечерний тихий звон,-
Я так любил ему внимать когда-то
В час, как лучи вечернего заката
Позолотят вечерний небосклон…
Поговорим о «вечной» теме, теме вечернего звона.
В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал
стихотворение, посвящённое великому художнику И. Левитану.
3-й чтец:
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Какая же картина поразила Рубцова настолько и оказалась так созвучна
его внутреннему миру, что душа его отозвалась стихами? Эта картина
«Вечерний звон».
… Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей в
храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемых в
благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто не
присутствует в это время в храме, о происходящем там. Слышит эти звуки
человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена
в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать
вечное, нетленное, истинное. Вскоре это стихотворение превратилось в
песню. В песне усиливается и становится главным дорогое воспоминание
о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о
приходском храме, стоящем на горе над рекой, о звоне колоколов
вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце
отзывалось на него. По всей крещёной Руси звонят колокола: колокола
православных храмов ежедневно и еженощно напоминают о Боге и о
Царствии Небесном. Замечательно и радостно, что есть художники
милостью Божией, в чьих картинах живёт Россия, ясно чувствуется её дух;
одухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на такие картины – и
видишь лик Родины в предстоянии пред вечностью. Невозможно говорить
о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые нам с
детских лет:
4-й чтец:
Вечерний звон, Вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Так слушал звон в последний раз!..
Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и
торжественно. Да, действительно, не найдётся в России человека, который
не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения. Им
является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт,
современник Пушкина, Жуковского и Тютчева. Но это ещё не всё: эти
стихи – вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура
(1779-1859гг.) Я предлагаю вашему вниманию запись песни в исполнении
великого голоса. Песня так и называется «Вечерний звон».
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом
И как я с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда весёлых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесёт;
Другой певец по ней пройдёт,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Удивительна судьба поэта, автора этих строк, кто заинтересуется,
прочтите, вам будет полезно и интересно.
Как и люди, колокола имеют свою судьбу.
Отправимся в Новгород. С XII века в Новгороде для решения всех
вопросов сходилось народное собрание – вече. А созывал новгородцев
вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности.
Легенда рассказывает, что, покорив свободный Новгород, царь Иван
Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы
звенел в лад с московскими. Но когда вечевой колокол везли через
Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани и колокол свалился в
овраг.
Поэт К. Случевский так пересказал эту легенду в стихотворении
«Новгородское преданье»:
Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцам медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьётся под дугой!..
Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми и отправить в
ссылку в Сибирь, колокол из города Углича, который поднял народ на
бунт после убийства царевича Дмитрия.
Не обошлось без истории о колоколах и в царствование Петра I. Когда для
молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя со
многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.
А в 1771 году уже императрица Екатерина II вырвать язык у московского
колокола, который призвал народ к бунту. Нельзя не сказать о звоне,
который называется набат. Вот как о нём рассказывает К. Бальмонд
(отрывок из поэмы «Колокольчики и колокола»):
5-й чтец:
Слышишь: воющий набат,
Словно стынет медный ад!
Это звуки в дикой муке сказку ужасов твердят,
Точно молят им помочь,
То длиннее, то короче,
Выкликает свой испуг, -
И испуг их так велик,
Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!
Во время бедствий, пожаров или других происшествий раздавался звон
одного наиболее звучного большого колокола. Такой звон и назывался
набатным, или всполошённым. Удивительные голоса колоколов. Подчас
они звучат грустно, провожая человека в последний путь. Это проводной
или погребальный звон.
… Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный,
тяжкий.
Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным
или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются
благовестом, красным и праздничными звонами.
6-й чтец:
Слышишь: к свадьбе звон святой,
Золотой!
Сколько нежного блаженства в этой песне молодой
Сквозь спокойный воздух ночи
Словно смотрят чьи-то очи
И блестят,
Из волны певучих звуков на луну они глядят,
Из призывных древних келий,
Полны сказочных веселий,
Нарастая, упадая, брызги светлые летят,
Вновь потухнув, вновь блестят
И роняют светлый взгляд
На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,
Возвещаемых согласьем золотых колоколов.
Да, действительно, необычайным и притягивающим оказывается голос
храма, зовущий и торжественный. Но как прекрасен облик храма!
Светлые стены выделяют его на фоне окружающего нерукотворного мира.
7-й чтец:
По вечерам
С моста идёт дорога в гору,
А на горе – какая грусть –
Лежат развалины соборов, -
Как будто спит былая Русь.
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшим впереди!
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И всё ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.
Всё так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена…
Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её
измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой;
потому что дорога к Храму – это не только физический путь, но и
духовное возрастание, преодоление зла в себе.
8-й чтец:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознаёт свою погибель он
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как не скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
А когда человек осознаёт своё бессилие перед самим собой, тогда Господь
приходит ему на помощь. Тогда даже природа внемлет каждому нашему
движению души и тела.
Оставь идти за днями дни,
Весь груз ненужный сбросив,
В нерукотворный храм войди
Под своды старых сосен,
Дыханья чистого волну
Испей средь трав зелёных.
Святую тайну – тишину –
Хранят густые кроны.
Как звуки звонкие легки!
Вот ключ с водой живою
Блаженно губы обожгли
Струёю ледяною.
Возьми звезду из родника
С отрадою прохлады.
К тебе – Господняя рука,
В ней дар, а не награда.
Умей его благодарить!
Всё – вздох свободных сосен,
Алмаз воды, травинки нить
Хвалу творцу возносят.
Высшим смыслом наполняет нашу жизнь храм. Благодаря ему
человеческий путь не заканчивается. Сияющий золотом крест на маковке
храма напоминает нам о вечности…
Среди неба
Среди огневого
Чистым звонам твоим поклонюсь,
С колокольни Ивана Великого
Вижу всю православную Русь.
Там, где небо, - ей мало простора,
Там, где бездна, - и бездны ей нет…
Продолжение Божьего взора –
Свет единственный,
Солнечный свет!
Купола подо мною собора
Голосами возносятся хора,
В тихом звоне Твоём схоронюсь,
Высока же ты, матушка-Русь!
И под сводами этого звона,
Будто в храме небесном, стою.
Вместо солнца
Сияет икона
И всю родину видит мою.
И, стоя в молитве перед образом Спасителя или Божьей Матери,
замираешь с мыслью о мире всего мира, о судьбе народа…
Вот хорошо было бы, чтобы каждый из нас нашёл свою дорогу к храму,
но её мало найти, её надо суметь не потерять!
Дорога в храм
Не бросай меня
Посередь пути.
Мне б до той,
До той маковки дойти.
Нет пути назад,
Не дойти вперёд,
Может, ветерком
Свежим донесёт.
Мне б остаться там,
Да не дом мой храм,
То, что дали там,
То, что получил, -
Донести назад
И не расточить…
На этом наше занятие окончено, храни вас Бог!