Напоминание

Внеклассное занятие: "Дорога к храму".


Автор: Фомина Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Трубчевская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие: "Дорога к храму".
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное занятие

Тема: ДОРОГА К ХРАМУ

Воспитатель: Фомина Н.М.

«2014 г.»

Цели: воспитывать трепетное отношение к святыням православия,

стремление к вере и совершенству души, любовь к Родине и людям

эстетические чувства; развивать познавательный интерес, умение различать

звон колоколов; корректировать представления о красоте через зрительное

восприятие.

Оборудование: Фото с изображением храмов и соборов, колоколов, запись

колокольного звона, репродукция картины «Вечерний звон» И.Левитана.

Ход занятия

I.

Орг. начало.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем всех присутствующих.

- Здравствуйте!

- Мы собрались сегодня вместе для того, чтобы хоть на полчаса души

наши озарились духовным светом, прикоснулись к вечности и

наполнились любовью ко Творцу всего, что нас окружает и к его

творениям.

II. Сообщение темы и целей занятия.

- Вы, наверное, хотите спросить о чём мы будем беседовать, но я хочу,

чтобы вы сами назвали тему нашего занятия, прослушав стихотворение:

- Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей)

- О чём автор рассказывает в нём? (о Храме)

- Почему автор Русь называет белой лебедью?

- На Руси много церквей белокаменных

III. Сообщение темы и целей занятия.

- Как вы думаете о чём мы будем с вами беседовать? ( о Храме)

- Скажите, а так ли легко прийти человеку к вере? (нет)

- Ребята, вы знаете в жизни много дорог. Назовите их. (дорога домой,

дорога в школу, путь к сердцу человека и т.д.)

- Вы верно сказали. А есть ещё дорога к храму. Это и есть тема нашего

занятия. Вы узнаете, какие бывают храмы их строение, узнаете о

колоколах, из чего они состоят, как они звучат, будем учиться их

различать и многое другое.

- Храм – это образ мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.

Горит огнём, ярким пламенем полыхает глава древнерусского храма.

(изображение на доске храма г. Москвы)

… У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы в ряд у меня стоят,-

В них царицы спят и цари…

Златоглавая, белокаменная православная Москва, сердце её – Кремль –

возвышается над Москвой-рекой… Москва – сердце России, её

первопрестольный град. Горят главы её храмов, устремляются молитвы

верующих, звучащие в церквях, в небо. И в этом можно увидеть то, о чём

так много спорят и говорят: смысл судьбы России, тайну русской души,

горящей до самозабвения пламенем любви…

Необычайным притягивающим, красивым и непривычным является сам

облик храма. (сообщение ученика о храме)

- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.

Большей частью храм в своём основании устраивается в виде креста. Это

означает, что храм посвящён распятому за нас на Кресте Господу и что

Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола. Часто

храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что

Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведёт нас по морю

жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в

виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм

может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды,

означающей, что Церковь, подобна путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим

собою небо. Купол же заканчивается в верху главой, на которой ставится

крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не

одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества

(Божественное и Человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица

Святой Троицы; пять глав - Иисуса Христа и его четырёх евангелистов,

семь глав – семь Таинств и семь Вселенских соборов, девять глав –

девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и

двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или

звонница, то есть башня, на которой висят колокола. А как прекрасен его

«голос»! Иногда, ещё не видя храма, находясь от него в дали, мы слышим

звон его колоколов. (звучат колокола, на фоне звучания читается

четверостишие)

Вечер

Как тихо веет над долиной

Далёкий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в Росси – живёт колокольная музыка.

Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл

в музыку, отразился в литературе, живописи.

Среди неба среди огнеликого

Чистым взорам Твоим поклонюсь,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю Православную Русь…

С древних времён колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам

и торжествам. Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное

собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.

Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например

пожар. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту

отечества.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в

православном храме. Уже в IV-V вв. из православной традиции ушла

инструментальная музыка, которая была распространена в ранний

христианский период. Отцы церкви отдавали предпочтение

человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом,

созданным самим Богом. Но колокола остались. Сначала их роль была

исключительно подсобной – созывать верующих на молитву в будни и

праздники.

1-й чтец:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко набежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон.

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Колокола, которые сегодня кажутся такими привычными православными,

пришли с Запада. На Русь привозили колокола из Европы, пока не

появились свои мастерские колокольного дела.

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора.

Ростовские звоны замечательное творение русского народного эпоса. Их

возникновение относится к XVII веку.

2-й чтец:

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Но правды есть намёк первоосновный

В дерзаньи – с высоты пророчить нам,

Что есть другая жизнь, - и я отдам

Все голоса за этот звук верховный.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

Разноязычных – эллина и галла.

Буди простор и говори, как гром,

Стократным – миллионным языком:

Изваян мир из белого коралла.

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им

имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в

зависимости от их звучания.

Русские мастера начали лить колокола в XII-XIII веках, а к началу XVI

века они уже достигли совершенства.

Части колокола назывались так же, как и части тела человека: у колокола

был язык, ухо (или уши) и тулово. И если при отливке колокола часть меди

проливалась и её не хватало хотя бы на половину «ушей», считалось, что

вся работа пропала.

В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на

колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех

колоколов называется звоном

В церковном уставе различают два рода звучания: благовест, то есть звон

в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько

колоколов, но не сразу, а поочерёдно; и собственно звон, когда ударяют

сразу в несколько колоколов.

Будничный звон, напоминающий звон небольших городских колоколен,

резко отличается от приподнятого праздничного звона. В будничном

звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь.

А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню

всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских.

В родных полях вечерний тихий звон,-

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Поговорим о «вечной» теме, теме вечернего звона.

В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал

стихотворение, посвящённое великому художнику И. Левитану.

3-й чтец:

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

Какая же картина поразила Рубцова настолько и оказалась так созвучна

его внутреннему миру, что душа его отозвалась стихами? Эта картина

«Вечерний звон».

… Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей в

храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемых в

благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто не

присутствует в это время в храме, о происходящем там. Слышит эти звуки

человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена

в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать

вечное, нетленное, истинное. Вскоре это стихотворение превратилось в

песню. В песне усиливается и становится главным дорогое воспоминание

о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о

приходском храме, стоящем на горе над рекой, о звоне колоколов

вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце

отзывалось на него. По всей крещёной Руси звонят колокола: колокола

православных храмов ежедневно и еженощно напоминают о Боге и о

Царствии Небесном. Замечательно и радостно, что есть художники

милостью Божией, в чьих картинах живёт Россия, ясно чувствуется её дух;

одухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на такие картины – и

видишь лик Родины в предстоянии пред вечностью. Невозможно говорить

о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые нам с

детских лет:

4-й чтец:

Вечерний звон, Вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Так слушал звон в последний раз!..

Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и

торжественно. Да, действительно, не найдётся в России человека, который

не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения. Им

является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт,

современник Пушкина, Жуковского и Тютчева. Но это ещё не всё: эти

стихи – вольный перевод стихотворения ирландского поэта Томаса Мура

(1779-1859гг.) Я предлагаю вашему вниманию запись песни в исполнении

великого голоса. Песня так и называется «Вечерний звон».

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом

И как я с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда весёлых, молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесёт;

Другой певец по ней пройдёт,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Удивительна судьба поэта, автора этих строк, кто заинтересуется,

прочтите, вам будет полезно и интересно.

Как и люди, колокола имеют свою судьбу.

Отправимся в Новгород. С XII века в Новгороде для решения всех

вопросов сходилось народное собрание – вече. А созывал новгородцев

вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности.

Легенда рассказывает, что, покорив свободный Новгород, царь Иван

Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы

звенел в лад с московскими. Но когда вечевой колокол везли через

Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани и колокол свалился в

овраг.

Поэт К. Случевский так пересказал эту легенду в стихотворении

«Новгородское преданье»:

Холмы и топи! Глушь лесная!

И ту размыло!.. Как тут быть?

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал: колокол разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайцам медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьётся под дугой!..

Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми и отправить в

ссылку в Сибирь, колокол из города Углича, который поднял народ на

бунт после убийства царевича Дмитрия.

Не обошлось без истории о колоколах и в царствование Петра I. Когда для

молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя со

многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.

А в 1771 году уже императрица Екатерина II вырвать язык у московского

колокола, который призвал народ к бунту. Нельзя не сказать о звоне,

который называется набат. Вот как о нём рассказывает К. Бальмонд

(отрывок из поэмы «Колокольчики и колокола»):

5-й чтец:

Слышишь: воющий набат,

Словно стынет медный ад!

Это звуки в дикой муке сказку ужасов твердят,

Точно молят им помочь,

То длиннее, то короче,

Выкликает свой испуг, -

И испуг их так велик,

Так безумен каждый крик,

Что разорванные звоны, неспособные звучать,

Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!

Во время бедствий, пожаров или других происшествий раздавался звон

одного наиболее звучного большого колокола. Такой звон и назывался

набатным, или всполошённым. Удивительные голоса колоколов. Подчас

они звучат грустно, провожая человека в последний путь. Это проводной

или погребальный звон.

… Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный,

тяжкий.

Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным

или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются

благовестом, красным и праздничными звонами.

6-й чтец:

Слышишь: к свадьбе звон святой,

Золотой!

Сколько нежного блаженства в этой песне молодой

Сквозь спокойный воздух ночи

Словно смотрят чьи-то очи

И блестят,

Из волны певучих звуков на луну они глядят,

Из призывных древних келий,

Полны сказочных веселий,

Нарастая, упадая, брызги светлые летят,

Вновь потухнув, вновь блестят

И роняют светлый взгляд

На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов,

Возвещаемых согласьем золотых колоколов.

Да, действительно, необычайным и притягивающим оказывается голос

храма, зовущий и торжественный. Но как прекрасен облик храма!

Светлые стены выделяют его на фоне окружающего нерукотворного мира.

7-й чтец:

По вечерам

С моста идёт дорога в гору,

А на горе – какая грусть –

Лежат развалины соборов, -

Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы

Наш день, как будто у груди,

Был вскормлен образом свободы,

Всегда мелькавшим впереди!

Какая жизнь отликовала,

Отгоревала, отошла!

И всё ж я слышу с перевала,

Как веет здесь, чем Русь жила.

Всё так же весело и властно

Здесь парни ладят стремена,

По вечерам тепло и ясно,

Как в те былые времена…

Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её

измеряется не верстами и даже не днями, а работой. Душевной работой;

потому что дорога к Храму – это не только физический путь, но и

духовное возрастание, преодоление зла в себе.

8-й чтец:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвётся из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознаёт свою погибель он

И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как не скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

А когда человек осознаёт своё бессилие перед самим собой, тогда Господь

приходит ему на помощь. Тогда даже природа внемлет каждому нашему

движению души и тела.

Оставь идти за днями дни,

Весь груз ненужный сбросив,

В нерукотворный храм войди

Под своды старых сосен,

Дыханья чистого волну

Испей средь трав зелёных.

Святую тайну – тишину –

Хранят густые кроны.

Как звуки звонкие легки!

Вот ключ с водой живою

Блаженно губы обожгли

Струёю ледяною.

Возьми звезду из родника

С отрадою прохлады.

К тебе – Господняя рука,

В ней дар, а не награда.

Умей его благодарить!

Всё – вздох свободных сосен,

Алмаз воды, травинки нить

Хвалу творцу возносят.

Высшим смыслом наполняет нашу жизнь храм. Благодаря ему

человеческий путь не заканчивается. Сияющий золотом крест на маковке

храма напоминает нам о вечности…

Среди неба

Среди огневого

Чистым звонам твоим поклонюсь,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю православную Русь.

Там, где небо, - ей мало простора,

Там, где бездна, - и бездны ей нет…

Продолжение Божьего взора –

Свет единственный,

Солнечный свет!

Купола подо мною собора

Голосами возносятся хора,

В тихом звоне Твоём схоронюсь,

Высока же ты, матушка-Русь!

И под сводами этого звона,

Будто в храме небесном, стою.

Вместо солнца

Сияет икона

И всю родину видит мою.

И, стоя в молитве перед образом Спасителя или Божьей Матери,

замираешь с мыслью о мире всего мира, о судьбе народа…

Вот хорошо было бы, чтобы каждый из нас нашёл свою дорогу к храму,

но её мало найти, её надо суметь не потерять!

Дорога в храм

Не бросай меня

Посередь пути.

Мне б до той,

До той маковки дойти.

Нет пути назад,

Не дойти вперёд,

Может, ветерком

Свежим донесёт.

Мне б остаться там,

Да не дом мой храм,

То, что дали там,

То, что получил, -

Донести назад

И не расточить…

На этом наше занятие окончено, храни вас Бог!



В раздел образования