Напоминание

"Внешнее строение и движение рыб"


Автор: Алина Ивановна Бажина
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №8" г. Пермь
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: План урока
Тема: "Внешнее строение и движение рыб"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока «Внешнее строение и передвижение рыб»

Цели: Изучение внешнего строения рыб и осознание необходимости особенностей

строения для приспособления рыб к среде обитания.

Задачи:

Предметные: Изучить внешнее строение рыбы и ее приспособления к жизни в

воде.

Метапредметные:

1.

Регулятивные: Планировать деятельности

2.

Познавательные: Уметь выделять существенные признаки и соотносить с

необходимостью организмов приспосабливаться к условиям среды обитания.

3.

Коммуникативные: Уметь работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

выбирать наиболее рациональные способы решения поставленных задач; извлекать

необходимую информацию из содержания урока;

формировать творческое

мышление.

овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение

видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение

поставленной задачи;

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логические

цепи

рассуждений, приводить доказательства соответствия особенностей внешнего

строения рыб среде обитания.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Форма урока: групповая

Оборудование: аквариумные рыбки.

Средства обучения: учебник, таблички, инструктивные карты учителя и ученика,

презентация Smart notebook.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные Умение: находить нужную информацию, анализировать ее, находить

сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; сравнивать и

группировать предметы по заданному признаку; находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение: принять

учебную задачу,

сохранить ее,

действовать в

соответствие с ней, работать по предложенному учителем плану, проговаривать

последовательность действий на уроке; формулировать вопрос (проблему, затруднение) с

которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию. давать

оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные: Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою

точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с одноклассниками,

договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять

одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.

Предметные: Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя

отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в

группы.

Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей

работы в этой роли.

Ход урока:

5’ 1. Этап.

Мотивация

Вопрос учителя.

Что означает русская народная поговорка «Как рыба в воде!»

"Как рыбы плавают и почему не тонут?"

Вопрос учителя. Можем ли мы определить какова цель нашего урока?

Цель урока Изучить внешнее строение рыбы и ее приспособления к жизни в воде.

Значит и тема урока: Внешнее строение и передвижение рыб

Учитель. Сегодня мы будем передвигаться в море к разным островам. Вы будете

группой выполнять задания и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка.

Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам

пригодятся? ( Соблюдение дисциплины, умение слушать друг друга и учителя, умение

работать в группе).

Учитель. Ну что ж, если вы готовы, то мы отправляемся в путь.

2. Этап.

Актуализация знаний

Остров «ЗАГРУЗОЧНЫЙ»

Задание для работы в группах

У вас на столах лежат листы, на каждом листе отражено то или иное приспособление рыб

для жизни в воде.

(Каждая группа получает лист с заданием

Как эти приспособления помогают рыбе жить в воде?

Может ли это быть приспособлением для жизни в воде?)

А теперь по часовой стрелке направляется к столу соседей, свой лист при этом остается на

столе, и в листе другой группы (по направлению движения) оставляют комментарии,

дополнения или вопросы. И так по всем группам.

Учитель. Какие комментарии или вопросы появились на листах? Оцените работу других

групп, балл за хорошую подсказку. А сейчас вы сможете улучшить свой результат,

выполнив лабораторную работу.

3. Остров «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ».

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа должна выполнить 4

задания, поочередно выполнив каждое из них. Три задания выполняются за рабочими

столами, одно у аквариума. Описание работы в Карте учащегося. см. ниже.

Группа выполняет задания, проводит опыты и готовит мини-выступление – отчет о

проделанной работе.

За 1 блок отвечает одна группа, и это будет то задание, которое

выполнялось последним. (об этом группа на начало работы знать не должна).

20’ На каждое задание дается 5 минут .Сигнал учителя звонок в колокол.

Отчет по проделанной работе.

Самоконтроль.

Критерии

оценки:

за

каждое

выполненное

задание

5

баллов,

максимально20 б.

4. Этап. Контроль. Остров «ЯКОРЬ»

Задание на интерактивной доске или в виде презентации: установите соответствие

между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите

соответствующую букву). Ответы каждая команда приносит учителю.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Обтекаемая форма тела

Д. Придает форму и защищает.

2. Слизь

В. Уменьшает силу трения

3. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

4. Плавники

Г. Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Б. Обеспечивает плавучесть.

6. Окраска

Ж. Ориентировка в воде

7.Органы чувств

Е. Маскировка

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (макс.7).

Итак, мы побывали на разных островах и изучили рыб, давайте подведем некоторые

итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

5. Этап. Оценка.

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице Листа контроля .

Если вы набрали 31-28 баллов - просто здорово! Вы – молодец! Отметка за работу «5»

Если -27-25 баллов - очень хорошо! Отметка «4»

Если менее 24 баллов - надо поработать еще! Отметка «3»

6. Этап . Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Оцените свое отношение к пройденной теме, выбрав «Рыбу»(заготовки рыб лежат на

парте перед доской), или нарисуйте рыбу и сдайте учителю.

Урок закончен. Всем Спасибо!

а) понял хорошо

б) не все было понятно

в) ничего не понял

«Довольная рыба» !

Рыба в недоумении» ?

И это хорошо! Захотел

узнать больше.

«Грустная рыба»



В раздел образования