Автор: Алина Ивановна Бажина
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №8" г. Пермь
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: План урока
Тема: "Внешнее строение и движение рыб"
Раздел: среднее образование
Тема урока «Внешнее строение и передвижение рыб»
Цели: Изучение внешнего строения рыб и осознание необходимости особенностей
строения для приспособления рыб к среде обитания.
Задачи:
Предметные: Изучить внешнее строение рыбы и ее приспособления к жизни в
воде.
Метапредметные:
1.
Регулятивные: Планировать деятельности
2.
Познавательные: Уметь выделять существенные признаки и соотносить с
необходимостью организмов приспосабливаться к условиям среды обитания.
3.
Коммуникативные: Уметь работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
выбирать наиболее рациональные способы решения поставленных задач; извлекать
необходимую информацию из содержания урока;
формировать творческое
мышление.
овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение
поставленной задачи;
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логические
цепи
рассуждений, приводить доказательства соответствия особенностей внешнего
строения рыб среде обитания.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Форма урока: групповая
Оборудование: аквариумные рыбки.
Средства обучения: учебник, таблички, инструктивные карты учителя и ученика,
презентация Smart notebook.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные Умение: находить нужную информацию, анализировать ее, находить
сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; сравнивать и
группировать предметы по заданному признаку; находить ответы на вопросы, используя
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение: принять
учебную задачу,
сохранить ее,
действовать в
соответствие с ней, работать по предложенному учителем плану, проговаривать
последовательность действий на уроке; формулировать вопрос (проблему, затруднение) с
которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию. давать
оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные: Умение: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с одноклассниками,
договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять
одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение.
Предметные: Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя
отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в
группы.
Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей
работы в этой роли.
Ход урока:
5’ 1. Этап.
Мотивация
Вопрос учителя.
Что означает русская народная поговорка «Как рыба в воде!»
"Как рыбы плавают и почему не тонут?"
Вопрос учителя. Можем ли мы определить какова цель нашего урока?
Цель урока Изучить внешнее строение рыбы и ее приспособления к жизни в воде.
Значит и тема урока: Внешнее строение и передвижение рыб
Учитель. Сегодня мы будем передвигаться в море к разным островам. Вы будете
группой выполнять задания и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка.
Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам
пригодятся? ( Соблюдение дисциплины, умение слушать друг друга и учителя, умение
работать в группе).
Учитель. Ну что ж, если вы готовы, то мы отправляемся в путь.
2. Этап.
Актуализация знаний
Остров «ЗАГРУЗОЧНЫЙ»
Задание для работы в группах
У вас на столах лежат листы, на каждом листе отражено то или иное приспособление рыб
для жизни в воде.
(Каждая группа получает лист с заданием
Как эти приспособления помогают рыбе жить в воде?
Может ли это быть приспособлением для жизни в воде?)
А теперь по часовой стрелке направляется к столу соседей, свой лист при этом остается на
столе, и в листе другой группы (по направлению движения) оставляют комментарии,
дополнения или вопросы. И так по всем группам.
Учитель. Какие комментарии или вопросы появились на листах? Оцените работу других
групп, балл за хорошую подсказку. А сейчас вы сможете улучшить свой результат,
выполнив лабораторную работу.
3. Остров «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ».
Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа должна выполнить 4
задания, поочередно выполнив каждое из них. Три задания выполняются за рабочими
столами, одно у аквариума. Описание работы в Карте учащегося. см. ниже.
Группа выполняет задания, проводит опыты и готовит мини-выступление – отчет о
проделанной работе.
За 1 блок отвечает одна группа, и это будет то задание, которое
выполнялось последним. (об этом группа на начало работы знать не должна).
20’ На каждое задание дается 5 минут .Сигнал учителя звонок в колокол.
Отчет по проделанной работе.
Самоконтроль.
Критерии
оценки:
за
каждое
выполненное
задание
5
баллов,
максимально20 б.
4. Этап. Контроль. Остров «ЯКОРЬ»
Задание на интерактивной доске или в виде презентации: установите соответствие
между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите
соответствующую букву). Ответы каждая команда приносит учителю.
Особенности строения
Приспособления к жизни в воде
1. Обтекаемая форма тела
Д. Придает форму и защищает.
2. Слизь
В. Уменьшает силу трения
3. Чешуя
А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.
4. Плавники
Г. Осуществляют движение.
5. Плавательный пузырь
Б. Обеспечивает плавучесть.
6. Окраска
Ж. Ориентировка в воде
7.Органы чувств
Е. Маскировка
Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (макс.7).
Итак, мы побывали на разных островах и изучили рыб, давайте подведем некоторые
итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.
5. Этап. Оценка.
Сосчитайте количество набранных баллов в таблице Листа контроля .
Если вы набрали 31-28 баллов - просто здорово! Вы – молодец! Отметка за работу «5»
Если -27-25 баллов - очень хорошо! Отметка «4»
Если менее 24 баллов - надо поработать еще! Отметка «3»
6. Этап . Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Оцените свое отношение к пройденной теме, выбрав «Рыбу»(заготовки рыб лежат на
парте перед доской), или нарисуйте рыбу и сдайте учителю.
Урок закончен. Всем Спасибо!
а) понял хорошо
б) не все было понятно
в) ничего не понял
«Довольная рыба» !
Рыба в недоумении» ?
И это хорошо! Захотел
узнать больше.
«Грустная рыба»