Напоминание

приобщение детей к истории родного края


Автор: Подчувалова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 176 "Фантазёры" Центр развития ребёнка
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: приобщение детей к истории родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Сибирское ковроткачество»

(по мотивам народных Тюменских ковров)

Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца.

К. Паустовский

Воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Подчувалова Н.А.

Тюменский ковёр

В сибирской глубинке есть чудо живое,

Одетое в шерсть, всё расписное.

В маки и розы оно приодето,

Ты глянь на него и почувствуешь лето.

Все краски в цветах на ковре отразились.

Цветы очень нежные на нём появились.

В цветочках простых сияет прохлада,

И чуда другого , поверьте, не надо!

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный, информационно –

творческий, познавательный, речевой.

Продолжительность: 2 месяца

Участники

проекта:

дети

старшей

группы,

воспитатели, родители

Форма проведения: групповая

Цель проекта:

воспитание чувства гордости, любви к родному краю,

к

его

историческому

прошлому

и

развитие

познавательных

интересов,

умения

видеть

и

ценить

прекрасное

в

результатах

труда

человека;

формирование интереса к культуре народов края, обогащение словарного

запаса и связной речи.

Задачи проекта:

- Закрепить знание детей о тюменских ремеслах, познакомить с ремеслом старой

Тюмени

сибирским

ковроткачеством:

тюменским

ковром,

его

историей,

особенностями, его колоритом, узорами, с разнообразием техник выполнения ковров.

-

Развивать у детей воображение, умение аналитически мыслить, обобщать и

уметь

доказывать.

Развивать

творчество,

чувство

цвета

и

композиции,

умение

работать с нитками и бумагой

-

Обогащать словарный запас детей , познакомить со словами архаизмами,

развивать связную речь детей, привлекать к чтению произведений УНТ.

- Воспитывать уважение к людям труда, чувство гордости за родной город.

Воспитывать интерес к прикладному творчеству, к изделиям народных мастеров

родного края.

- Закрепить технические навыки в продуктивной детской деятельности, умение

прибирать своё рабочее место.

- Закрепить в речи детей слова: ткацкий станок, «сибирское ковроткачество»,

нити для основы, фон, цветочная кайма, растительный и геометрический орнамент,

колорит, канва, эскиз; умение выражать свои мысли и знания.

Предполагаемый результат

Пробуждение

интереса

к

истории

и

культуре

своего

города,

любви

к

родному

краю,

рост

познавательной

активности, чувства гордости за свой край.

Обогащение словарного запаса детей и развитие связной

речи, пробуждение желания читать УНТ.

Формирование чувства национального достоинства,

Формирование

у

детей

ключевых

компетенций,

представлений о материальной культуре родного края.

Объединение

усилий

педагогов

и

родителей

при

организации

работы

по

ознакомлению

с

историческими

ценностями

нашей

культуры,

традициями,

изделиями

народных мастеров.

Формирование желания продолжить познавать историю

родного края.

Проблема

*

Отсутствие связей поколений, отдаление от корней русской

культуры , традиций , скудность речи.

*Ослабевающий

интерес

к

прикладному

творчеству,

к

изделиям народных мастеров родного края.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка проблемы. Сбор информации, работа с методической

литературой,

составление

плана

работы

над

проектом.

Поставить

проблему перед детьми «Что мы знаем о ремеслах Тюменского края?»

Предварительная работа:

-

Тематическое оформление группы.

-

Подбор исторической и энциклопедической литературы.

-

Подбор произведений русского народного творчества.

-

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)

-

Подготовка разного вида материала: изобразительного, нитки, ткань для

детской продуктивной деятельности.

-

Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок, создание мини-музея,

русской горницы.

-

Создание условий для проведения совместной деятельности (оформление

групповой комнаты,).

-

Мониторинг

-

Просмотр фильма о тюменских коврах из цикла «Пряничный домик»,

презентаций «Народные промыслы Сибири», «Сибирское ковроткачество»

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Организация выставок: «Цветет ковер тюменский», мини-

музей «Самотканые ковры и коврики»

Беседы: «И греет, и веселит», «Береги труд других людей»,

«Тюменские ковры»

Речевые игры: «Вхождение в картину» .«Краски ковра»,,

«Цветок к цветку», « В избе».

Театрализованная

деятельность:

«Посиделки

в

русской

избе», «В гостях у бабушки Маши».

Сюжетно – ролевые игры: «Ткачихи», «В русской горнице»

Подвижные игры: «Аленка», «Цветы»

Экскурсия с детьми и их родителями в музей

Дидактические

игры:

«Создай

орнамент»,

игра-пазл

«Собери ковёр», «Узоры сибирского ковра»

Конструирование из бумаги и ниток «Плетение ковров»

Работа с литературой: Чтение сказок, поиск иллюстраций с

изображением горницы и утвари.

Горница

Мини-музей «Цветёт ковёр тюменский»

Изучаем многообразие ковров

сибирских

Непосредственно образовательная

деятельность

Цикл НОД «В гости к бабе Маше»»

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательное развитие:

«Путешествие в прошлое: Сибирский ковер»

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи

«Секрет сибирского ковра»

Развитие речи через проектную деятельность.

Приём «Вхождение в картину»

Я вижу. Я слышу. Я чувствую.

Обогащение словарного запаса старорусскими словами:

ткачихи, ткацкий станок, тулуп, половик, прялка, веретено,

клубок, шерсть, изба, горница, ухват, кринка, чугунок,

самовар, русская печка, рушник, уста, тятя, маменька, куть,

лавка, очи и др.

Словесные игры : «Цветок к цветку», «В избе», «Краски

ковра»

Разучивание стихов, загадок, физминуток, пальчиковых

игр, пословиц и поговорок о труде, ткачестве, ремёслах.

Сказка собственного сочинения «О чём расскажет нам

ковёр»

Рассказ «Я ковёр сплету руками, подарю его я маме»

Чтение русских народных сказок, прибауток, поговорок,

пословиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением

русской избы, горницы, половиков, деревенской утвари.

Непосредственно образовательная деятельность

Художественно- эстетическое развитие:

- Аппликация «Тюменский ковер»

«Цветет ковер Тюменский»

ручная работа детей группы «Мечтатели»

Непосредственно образовательная деятельность

Художественно- эстетическое развитие:

- Рисование « Цветёт ковёр Тюменский»

Работа с литературой

Работа с родителями:

Участие в создании выставок «Цветет ковер Тюменский»

Помощь в создании альбомов «Сибирские ковры»

Изготовление игр (нитки, сшитые образцы, ткани, )

Сочинение сказок, стихов о тюменском ковре

Помощь в оформлении предметно-развивающей среды

группы

Помощь в создании русской избы, горницы.

Привлечение родителей к созданию мини-музея

«Самотканые ковры и коврики»

Посещение выставки «Тюменский ковер. Цветы Сибири»

в городском музее

Наши планы

Теперь мы знаем, что в нашем городе есть ковровая фабрика и

экспозиция «Сибирский ковёр» в музее. Мы хотим своими глазами

посмотреть и своими руками потрогать шедевры сибирского ковра,

прикоснуться к истории родного края.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

История «О чём расскажет мне ковёр»

Стояла лютая зима. Морозы были такие, что птица на лету замерзала .Вся деревенька была засыпана снегом. Все сидели по домам,

грелись возле русской печки.

Много народу в доме, все делом заняты. Старшие дети пряжу прядут да печку топят, маменька хлеб печёт, тятя валенки подшивает.

Только младшей Настеньке дела не нашлось, скучно ей стало, грустно. За окном белым бело да вьюга воет.

И вот насмелилась она в горницу пробраться, клубочками разноцветными поиграть из маменькиной корзинки

Зашла она.А там, в горнице, такая красота: яркие платки на стуле висят, подушки на кровати стоят в белых навалочках с яркой

вышивкой, скатерть на столе с оборками,разноцветные салфетки на комоде. Глаза разбежадись у Настёнки и настроение сразу

поднялось. А на полу половики лежат в яркую полоску . Стала Настенька прыгать по полоскам, весело ей.

И вдруг её глаза остановились на ярком ковре, что над кроватью висел. Стала девочка его разглядывать.И показалось ей , что лето

наступило.Села Настенька на лошадку и поскакала по цветочному полю, а под ногами алые маки, яркие зелёные листья нежно

касаются ножек девочки.. Нарвала Настёна целую охапку цветов и голубые васильки, и белые ромашки, и красные маки. Вдохнула

она аромат лета и так ей тепло стало, так весело, что забыла она про морозы лютые и снег. А тут маменька к столу на обед позвала.

Не хотелось девочке с летом расставаться, подумала , схожу ещё разок в горницу на лето посмотреть и опять ярких цветов нарву.

Фотоотчёт «Как мы тюменское ковроткачество

изучали»



В раздел образования