Напоминание

Урок литературного чтения 2 класс Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,


Автор: Акулова Оксана Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 7 г. Томска
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок литературного чтения 2 класс Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)

Класс 2

УМК (программа) «Школа 2100»

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению

Тема урока Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,

Тип урока открытия новых знаний

ЦельСодействовать

формированию у учащихся

представлений об особенностях авторской сказки, развитию умения

размышлять о

характере и поступках героя

Задачи 1. Актуализировать способность к формированию представлений об особенностях авторской сказки, развитию умения размышлять о

характере и поступках героя.

2. Создать условия для формирования навыков составления алгоритма (плана) работы для достижения желаемой цели.

3.

Создать среду для формирования умения рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия.

Технологии и методы работы гуманно-личностная технология, игровая, проблемное обучение, здоровьесберегающие и др.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты. Формирование УУД

1. Этап мотивации

(самоопределения) к

учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами

продолжим путешествие с

Афанасием в мир сказочных

человечков.

- Давайте вспомним их.

Посмотрите на слайд1

- Молодцы, вы назвали всех героев.

А кто вспомнит, в какой стране мира

появился каждый из них?

Сегодня мы познакомимся еще с

одним волшебным

человечком:

«

Стоит ему только

нажать кнопку на животе, как у

него за спиной тут же начинает

работать хитроумный моторчик».

Подготовка класса к работе.

Дети называют героев прочитанных

ранее произведений, его название и

автора: Туве Янссон – Финляндия,

Дж.Толкин – Англия, А.Милн –

Англия, А.Толстой - Россия,

Дж.Родари - Италия

Предположения детей

Личностные: формирование

положительного отношения к

познавательной деятельности.

- О ком же идет речь?

Предложения детей о Карлсоне

2.Этап актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии.

1.

– Конечно же, это Карлсон,

который живет на крыше. Слайд 2

Вам известно имя сказочника,

который придумал этого героя?

В какой стране жил автор?

- Кто уже знает, о чем пойдет речь

на уроке и может назвать тему?

- Какова цель сегодняшнего урока?

2. Слайд 3. Это замечательная

шведская писательница, которая

сумела придумать Карлсона и

рассказать его историю. Мы с вами

отправимся в небольшое

путешествие, в то время, когда

Астрид Линдгрен была еще

неизвестной всему миру.

- (Слайд 4) видео ролик из истории

А. Линдгрен (3 минуты)

Скажите, откуда родом была Астрид

Линдгрен?

- Почему Астрид Линдгрен начала

писать свои произведения?

Высказывания детей

Дети формируют тему и цель урока

под руководством учителя

Знакомство с произведением

Астрид Линдгрен «Карлсон,

который живет на крыше»

Познакомиться с героями сказки

Швеция

У нее родилась дочь, которая

любила во время болезни слушать

интересные истории, благодаря

чему Астрид Линдгрен и придумала

своего первого персонажа.

Личностные: проявление интереса к

учебному материалу.

Познавательные УУД:общеучебные –

понимание вопроса, построение ответа

в соответствии с ним; логические –

умение строить рассуждениев форме

связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД: Формулирование

учебной задачи, целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение в

коммуникации строить понятные для

партнёра высказывания.

- Какой подарок она сделала своей

дочке на день рождения?

-

Знаменитая писательница

считается одной из наиболее

известных детских писателей всех

времен и народов.

Юная Астрид Линдгрен была

поражена тем, как книга может

погрузить в волшебный мир сказки.

Астрид Линдгрен замечательно

владела магией слова, казавшейся

тогда для неё волшебной.

Была награждена литературными

премиями, одна из которых премия

имени Г. Х. Андерсена.

Слайд5

Написала первую свою книгу

«Пеппи – длинный чулок»

3. Этап усвоения

новых знаний и

способов действий.

1.А Афанасий уже зовет нас скорей

отправляться в сказку и поближе

познакомиться с ее героями.

(На экране сказочная страна

Швеция и Афанасий)

Слайд 6.

- Кто напомнит всем ребятам цель

нашего урока?

- А Карлсон – положительный герой,

или отрицательный? Кто как

считает?

- Где будем искать ответы?

- Кто или что нам поможет?

Узнать, кто такой Карлсон? Что это

за герой? Почему Карлсон – герой

сказки, что в нем необычного?

Дети предлагают всевозможные

варианты.

В учебнике

Учитель, книга, одноклассник

Личностные: оценивать поступки

людей, жизненные ситуации с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей; оценивать конкретные

поступки как хорошие или плохие;

Познавательные УУД: общеучебные–

осуществление поиска информации

для решения познавательной задачи;

выполнение учебных действий,

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в

устной форме; логические –

осуществление сравнения, анализа и

синтеза изучаемых объектов;

Постановка учебной

задачи.

Работа с текстом

произведения во

время чтения

- Что мы будем делать, чтобы

ответить на эти сложные вопросы,

решить проблему?

2. Открываем учебники

Прочитайте название произведения.

О чем нам говорит название?

-Верно, мы будем читать

произведение о Малыше и Карлсоне.

Слайд 7

- Скажите, данное произведение

сказка?

- А это сказка народная или

авторская? Почему?

Вспомните, а что же значит, сказка?

- А почему автор назвал

произведение не «сказка», а «сказка –

повесть»?

(учитель показывает книгу)

- А читать будем целое

произведение?

Верно. Это отрывки из основных

частей произведения о Карлсоне и

Малыше.

3

а.

Прочитайте первый абзац.

Найдите слово, которое автор

употребляет чаще всего?

Необходимо прочитать

произведение

Да

Есть автор

Сказка -вымышленный мир, в

котором добро противостоит злу, а

герои подвергаются многократным

испытаниям.

Большой объем.

Нет.

Чтение 1 абзаца самостоятельно

Ответы детей

установление причинно-следственных

связей.

Регулятивные УУД: принятие и

сохранение учебной задачи,

соответствующей этапу обучения;

планирование своего действия в

соответствии с поставленной задачей

и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

формулирование собственного

мнения; умения задавать вопросы;

учёт разных мнений и стремление к

координации различных позиций в

сотрудничестве.

Постановка проблемы

С какой целью автор 6 раз

употребляет слово «обыкновенный»?

Все эти события могут случиться с

любым из нас, с каждым.

Что Вы еще заметили после

прочтения этого фрагмента?

Почему у брата и сестры

Малыша есть имена (Боссе, Бетан), а

у нашего героя нет?

Так как Малыш живет в самой

обыкновенной семье, то и мальчик

обыкновенный, и неважно как его

будут звать.

А еще имя «Малыш»

подчеркивает, что он самый

младший. А в сказках

приключения часто происходят

именно с самыми младшими

героями. (Крошечка –

Ховрошечка, Мальчик –с-

пальчик…)

А можно ли считать Малыша «самым

обыкновенным» мальчиком?

Докажите.

Прочитайте 2 абзац текста.

Каким нам описывает его автор?

Слайд 8

Высказывания детей

Ответы детей

Ответы детей

Самостоятельное чтение

Мальчик лет семи, с голубыми

глазами, немытыми ушами,

разорванными коленками на

штанишках – это описание самого

простого, обыкновенного

мальчишки.

Выход из проблемной

ситуации

Работа с

иллюстрацией

Неужели в самом обыкновенном

мальчишке не может быть чего – то

необыкновенного?

Самые обычные дети часто попадают

в необычные ситуации и участвуют в

разных приключениях. Дети любят

фантазировать, воображать что-то. А

в мире фантазии могут происходить

любые чудеса.

С Малышом мы познакомились,

дальше – встреча с Карлсоном.

- где мы впервые встречаем его?

(иллюстрация)

- Расскажите о Карлсоне по рисунку.

А теперь прочитайте, как его

описывает Астрид Линдгрен?.

(слайд9)

- Совпало описание автора с

вашим?

Автор очень точно, умело описывает

героя.

предположения детей

Ответы детей – на иллюстрации

Маленького роста, толстый,

светловолосый, с пропеллером на

спине и кнопкой на животе,

Самостоятельное чтение 3 абзаца

Маленький толстенький

самоуверенный, умеет летать.

Стоит ему только нажать кнопку

на животе, как у него за спиной

тут же начинает работать

хитроумный моторчик. Летает

словно какой-нибудь директор.

Ответы детей

Работа по тетради

Работа по учебнику

после прочтения

Физминутка

Мы уже знаем, как выглядит

Карлсон, выполните задание в

рабочей тетради

Найди в тексте, из каких

деталей складывается портрет

Карлсона. Выпиши.

Проверка задания

А где живет Карлсон?

Прочитайте последний абзац

Так кто же такой Карлсон?

А сколько ему лет?

А почему он встретился и смог

подружиться именно с Малышом, а

не со взрослым?

Малыш – фантазер, мечтатель,

может увидеть в обычных вещах что-

то чудесное.

Он, как любой ребенок, верит

в чудеса, значит, верит в

существование сказочных

человечков

Встреча с Карлсоном еще

больше превращает Малыша в

необыкновенного мальчика, принося

его обычной жизни моменты

Выполнение (дети выполняют

задание, затем зачитывают ответы в

слух – самопроверка)

Ответы детей

Карлсон – не совсем обыкновенное

существо, которое живет на крыше

самого обыкновенного дома.

Не указано, но он уже взрослый

Ответы детей

Работа с текстом

произведения

волшебства и приключений.

Карлсон – взрослый, но в

душе еще ребенок

Хочу рассказать по секрету, что

только Малыш знает о

существовании Карлсона. Взрослые

его не замечают.

А почему?

Им некогда;

Они всегда о чем – то думают;

Взрослые перестают верить в

чудеса

Не умеют видеть

необыкновенное в обычных, самых

обычных вещах

А вот как автор это объясняет:

«Должно быть, другие жильцы

просто не догадываются

поселиться на крыше. Ведь они не

знают, что у Карлсона там свой

домик, потому что домик этот

спрятан за большой дымовой

трубой. И вообще, станут ли

взрослые обращать внимание на

какой-то там крошечный домик,

даже если и споткнутся о него?

Как-то раз один трубочист вдруг

увидел домик Карлсона. Он очень

удивился и сказал самому себе:

— Странно… Домик?.. Не может

Слушают

Ответы детей

быть! На крыше стоит маленький

домик?.. Как он мог здесь

оказаться?

Затем трубочист полез в трубу,

забыл про домик и уж никогда

больше о нём не вспоминал».

Похожи наши предположения с

объяснением автора?

Мы с вами прочитали 1 часть и

познакомились с двумя героями.

Можно ли считать, что это главные

герои?

Почему Малыш и Карлсон

обязательно должны были

встретиться?

Верно.

Наши герои похожи:

В душе фантазеры, мечтатели

Нет друзей

И они дополняют друг друга:

Карлсон – шалит, Малыш –

всегда спокоен;

Карлсон - отчаянный,

беспечный,

Малыш – рассудительный.

А как Малыш относится к своему

новому другу?

Слайд 10

А как они познакомились?

Да

Да, мы знаем как их зовут, автор их

подробно описывает.

Они похожи, они оба одиноки

Ответы детей

Давайте с вами это узнаем.

Далее учитель читает 2 часть.

Как автор описывает встречу

Малыша и Карлсона? (слайд11)

В какой момент Карлсон

появился в жизни Малыша?

Но, встреча Малыша и Карлсона

произошла в один из тех неудачных,

дней, когда быть Малышом не

доставляло никакой радости, хотя

обычно быть Малышом чудесно.

Ведь Малыш — любимец всей семьи,

и каждый балует его как только

может.

(чтение отрывка произведения)

«Но в тот день всё шло шиворот-

навыворот. Мама выругала его за

то, что он опять разорвал штаны,

Бетан крикнула ему: «Вытри

нос!», а папа рассердился, потому

что Малыш поздно пришёл из

школы.

— По улицам слоняешься! —

сказал папа.

«По улицам слоняешься!» Но ведь

папа не знал, что по дороге домой

Малышу повстречался щенок.

Милый, прекрасный щенок,

который обнюхал Малыша и

Дети следят за чтением учителя

Догадки детей

Ответы детей (Карлсон пролетал

мимо окна комнаты Малыша)

Когда Малыш себя чувствует

одиноким и ненужным

Чтение текста

приветливо завилял хвостом,

словно хотел стать его щенком.

Если бы это зависело от Малыша,

то желание щенка осуществилось

бы тут же. Но беда заключалась в

том, что мама и папа ни за что не

хотели держать в доме собаку. А

кроме того, из-за угла вдруг

появилась какая-то тётка и

закричала: «Рики! Рики! Сюда!» —

и тогда Малышу стало совершенно

ясно, что этот щенок уже никогда

не станет его щенком».

Заветная мечта Малыша?

Почему?

А можно ли назвать Карлсона

воображаемым другом?

Чувство одиночества и ненужности.

У него не было друзей

Да, ведь он появился только тогда,

когда Малыш грустил, Карлсона не

видят и не замечают взрослые.

4. Рефлексия

деятельности.

Подведение итогов.

Мы прочитали с вами отрывок из

произведения А.Линдгрен.

1.

Вспомните тему урока, цель.

2.

На какие вопросы дали ответ,

достигли цели?

3.

Каким увидели Карлсона?

Малыша?

4.

Почему герои смогли

подружиться?

А у Вас мог бы появиться такой друг,

как Карлсон? Почему?

Ответы детей.

Подводят итог своей работы,

формулируют конечный результат,

способы достижения поставленной

задачи.

Познавательные УУД:общеучебные–

осуществление поиска

необходимойинформации для

выполнения учебных заданий.

Регулятивные УУД: осуществление

контроля по результату;

Коммуникативные УУД: адекватно

использовать средства устного

общения для решения

коммуникативных задач.

Какой ты?

Домашняя работа

Чтение произведения по учебнику

Рабочая тетрадь



В раздел образования