Напоминание

Приемы и методы обучения хореографии и их влияние на развитие творческих способностей.


Автор: Колесник Анна Сергеевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ ГО "Жатай"
Населённый пункт: Жатай
Наименование материала: статья
Тема: Приемы и методы обучения хореографии и их влияние на развитие творческих способностей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель хореографии,

МБОУ ДО ДШИ ГО «Жатай»

Приемы и методы обучения хореографии

и их влияние на развитие творческих

способностей.

Особенности обучения танцам детей должны иметь органическое

единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны

раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике,

темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения

побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А

музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям

особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении,

так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый

путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже

существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же

музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но

сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются

наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся

детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие

танцы

включаются

обязательные

для

дошкольников

программные

танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной,

ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой

современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей школьного возраста

необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических

требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное

содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям,

отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение

превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную

ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным.

Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур – это

утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-

дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над

которой необходимо осуществлять. А именно:

- следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных

заданий;

- определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания

врача;

- обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о

здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо

помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы,

только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения.

Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не

только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной

выразительности

(динамических,

темповых,

метроритмических,

гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения

данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского

танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом

может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных

атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую

характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет

слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор

ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно

предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало

новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца

педагогу

приходится

неоднократно

возвращаться

к

содержанию

и

особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки

движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир

той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный

показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание

поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально

готовиться

к

этому

показу,

проделывать

отдельные

танцевальные

элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных

движений.

Показ

может

сопровождаться

словесными

пояснениями,

указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и

доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при

овладении тем или иным движением, находит точные слова для

объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие

краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные

танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми

отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут

соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в

общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не

стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет

возможность

контролировать

качество

движений.

Если

дети

стоят

врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или

иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая

предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается

целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются,

получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу,

процесс

обучения

удлиняется,

становится

малоэффективным.

Без

овладения

техникой

движения

невозможно

добиться

и

его

выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка

должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что

касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий

танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость,

законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты

должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать

исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных

педагогических целей

.

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь

объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей

желание танцевать.

Метод

показа.

Показывая

детям

движения,

педагог

дает

им

возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в

основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с

детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть

определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между

движениями

и

музыкой.

Словесные

объяснения

должны

быть

краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо

обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно

подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому,

как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо

никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны

попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется

подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом

надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали

движения, которые не связаны с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не

может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без

знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и

видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для

детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки

(атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его

исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое

внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения

помогут

научить

детей

выразительному

выполнению

движений,

разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по

мере

усвоения

детьми

определенных

движений,

танцевальных

композиций снова возвращается к пройденному, но уже может

предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться

всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение

к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей

занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого

специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством,

оказывающим облагораживающее влияние на детей.

При музыкальном оформлении педагогу не следует считать

вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребенка.

Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данный

танцевальный элемент, необходимо выполнить его совместно с

ребенком, затем дать ему возможность исполнить танцевальный

элемент самостоятельно и под музыку. Считать вслух допустимо только

в начале обучения нового танцевального элемента.

Каждый новый

танцевальный элемент надо начинать и заканчивать препорасьоном,

делать

постоянно

акцент

на

исходную

позицию.

Танцевальные

способности следует развивать в равной степени, работая над

движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и

забываются руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная

гармония движений и не получится полное, должное впечатление от

исполнения.

Творческие способности детей младшего школьного возраста - это

индивидуальные

особенности,

которые

определяют

успешность

выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же

способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но

обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

использование на практике.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде

человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о

художественных творческих способностях, но и о технических творческих

способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н.

Лук,

опираясь

на

биографии

выдающихся

ученых,

изобретателей,

художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько

понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном

отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной

задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на

части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её

проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся

системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить

наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13.

Способность

доработки

деталей,

к

совершенствованию

первоначального замысла.

При развитии творческих способностей детей младшего школьного

возраста необходимо ориентироваться на раскрытие в их деятельности

следующих качеств. Именно они должны проявляться и формироваться у

детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление, т.е. разнонаправленное, учитывающее многие

аспекты задачи.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии

творческих способностей детей младшего школьного возраста:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют творчество.

Таким образом, творческие способности детей младшего школьного

возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка,

его опыта, его личности. Творческие способности детей младшего

школьного

возраста

-

это

индивидуальные

особенности,

которые

определяют

успешность

выполнения

ими

творческой

деятельности

различного рода.



В раздел образования