Автор: Никитина Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Тема: "Дидактические упражнения с кубиками и кирпичиками"
Раздел: дошкольное образование
Дидактические упражнения с кубиками и кирпичиками.
Цель. Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный,
синий, желтый), выполнении заданий воспитателя ("сделайте так-то"),
рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.
Ход занятия
Дети сидят за сдвинутыми в ряд столами. У каждого ребенка кубики и
кирпичики (у детей старшей подгруппы – трех цветов, у детей
младшей подгруппы – двух цветов).
Воспитатель уточняет, что лежит на столах, какого цвета предметы,
сколько их. (Много.)
Педагог предлагает взять какой-нибудь один предмет, затем уточняет,
кто какой предмет взял.
Дети возвращают предметы на место.
Воспитатель просит малышей взять по одному кирпичику и уточняет их
цвет. Затем предлагает детям поменяться кирпичиками и рассказать,
кто с кем поменялся и что получил взамен. (С Сашей поменялся.
Теперь у меня красный кирпичик.)
Педагог предлагает взять по одному кубику и уточняет, у кого какой
кубик.
Далее дети выполняют более сложные задания:
• мальчики отдают свои кирпичики девочкам, а девочки передают
мальчикам кубики (можно заранее посадить мальчиков и девочек
напротив друг друга, и тогда это и последующее задание будет
выполнить легче);
• девочки строят из кирпичиков дорожку, а мальчики "едут" по этой
дорожке на своих автомобилях (кубиках) на противоположную сторону
стола.
Занятие 5. Чтение сказки "Козлятки и волк"
Цель. Познакомить детей со сказкой "Козлятки и волк" (в обр. К.
Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.
Ход занятия
Педагог читает сказку. Затем интересуется у детей: "Как маленькие
козлятки догадались, что в дверь стучится волк?" Соглашается, что
волк запел толстым-претолстым голосом: "Вы детушки, вы батюшки".
Просит детей пропеть эту фразу толстым голосом, как пропел ее волк
(хоровые и индивидуальные ответы).
"А еще, – продолжает воспитатель, – умные козлята заметили, что волк
поет песню неправильно. Что коза детям принесла? (Молочка.) А волк
все перепутал. Послушайте:
Ваша мать пришла,
Молока принесла…
Полны копытца водицы!"
Воспитатель предлагает детям стать козлятками: "Я буду сказку
читать, а вы двери запирать-отпирать, с волком разговаривать…"
(Педагог, исполняющий роль волка, может надеть соответствующую
шапочку.)
Педагог читает сказку, подсказывая детям, когда и как запереть
(отпереть) дверь (жест и звукоподражание: "Трик-трак"),
Выслушав волка, дети, как могут, с помощью педагога говорят
примерно следующее: "Слышим-слышим! Не матушкиным голосом
поешь: матушка поет тоньше и не так причитает".
Завершая занятие, воспитатель достает игрушки (фигурки настольного
театра) и предлагает желающим поиграть в сказку.
Занятие 6. Игра-инсценировка "Добрый вечер, мамочка"
Цель. Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму,
вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному
человеку).
Воспитателю на заметку. Малыши испытывают тревогу, когда
вечером родители начинают приходить за детьми: "А где моя мама?
Скоро придет?" Иногда, увидев маму, ребенок, успокаивается и убегает
играть, и ей долго приходится ждать его, чтобы пойти домой.
Иногда, увидев маму, ребенок начинает капризничать, что-то
требовать от нее. Скорее всего, он просто устал.
Игра-инсценировка дает малышам некие ориентиры – первые шаги к
более светским взаимоотношениям с родителями.
Ход занятия
Перед детьми игрушечные зайчик и мишка.
Воспитатель напоминает малышам о том, как они вместе со
зверушками учились утром прощаться с мамами, говорить им добрые
слова.
"А сегодня зверушки пришли поучиться у вас встречать мам с работы,
– говорит педагог. – Допустим, на пороге появилась мама зайчонка.
Как вы думаете, что скажет ей зайка? (Ответы детей.) Не угадали.
Маленький зайка скажет: "Добрый вечер, мамочка!" А потом добавит:
"Ты сегодня очень красивая. Я по тебе соскучился". Мама, услышав
такие хорошие слова, удивится, обрадуется, улыбнется".
Появляется мама зайца.
"Моя мама пришла, моя мама пришла!" – радуется зайка.
Вдруг он испуганно произносит: "Ой-ой-ой, я забыл, что надо сказать
моей милой мамочке. Помогите, подскажите".
Дети напоминают, что маме надо улыбнуться, сказать: "Добрый вечер",
и рассказать, какая она красивая и как зайка по ней соскучился
(хоровые и несколько индивидуальных ответов).
Зайка повторяет эти слова с помощью детей. Мама обнимает и целует
его.
Появляется мама-медведица. Дети подсказывают медвежонку, что надо
сказать маме.
"А что вы сегодня скажете своим мамам? – спрашивает воспитатель у
детей. – Не забудьте сказать ей слова, после которых мама улыбнется,
обнимет и поцелует вас".
Заканчивая занятие, воспитатель может прочитать детям отрывок из
стихотворения И. Косякова "Все она":
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
"Мама дорогая!"