Напоминание

"Интеллектуальный тренинг по обучению грамоте - школа АБВГДейка"


Автор: Мершина Юлия Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 10
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: "Интеллектуальный тренинг по обучению грамоте - школа АБВГДейка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому направлению развития

детей

»

Конспект

Интеллектуальный тренинг

подготовки детей к обучению грамоте

подготовительная к школе группа

«Школа АБВГДейка»

Автор: воспитатель Мершина Юлия Александровна

г. Ачинск – 2021

Цель: В игровой форме формировать умения детей ориентироваться в звукобуквенной

системе родного языка, развития интереса и способностей к чтению.

Задачи:

закреплять умение детей определять наличия звука в слове.

закреплять умение детей определять позицию заданного звука в слове;

закреплять умение детей определять первый звук в словах-названиях

картинок, составлять из звуков слово;

закреплять

умение

звукового

анализ

слова,

обозначая

фишками

соответствующего цвета гласный звук, твердый и мягкий согласный

звуки;

закреплять знания детей о гласных и согласны звуках;

развивать умение слушать и слышать задания педагога;

развивать зрительное восприятие.

воспитывать внимание, терпение, выдержку.

Форма проведения: групповая.

Методы и приёмы: словесный (вопросы), наглядный (картинки), игровой,

практический, совместный, наблюдение за работой детей, поощрение.

Оборудование:

наглядные картинки с изображением продуктов, доска,

маркер, фишки красного, зелёного и синего цветов, звёздочки.

Раздаточный материал: простой карандаш, цветные карандаши красного,

зелёного и синего цветов, тетради в клеточку – работа с клеткой – развивает

мелкую моторику, приучает видеть клетку, ориентироваться на тетрадном

листе.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Звенит колокольчик,

- раз, два, три, четыре, пять, кто ко мне идёт играть!? (Дети подходят к воспитателю)

Воспитатель: Ребята как ваше настроение, вы любите играть? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами будем играть в «Школу АБВГДейка». Вы, готовы! Тогда проходите,

садитесь за парты.

Дети парами садятся за столы.

Воспитатель: В течение недели мы с вами много говорили о здоровье «Как вы думаете, что

нужно для того, чтобы расти, здоровыми, сильными и энергичными?» (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, полезные продукты (овощи и фрукты) они дают нам силу и энергию

для работы и движения.

Воспитатель: Ребята, внимание на доску!

На доске картинки с изображением продуктов (банан, морковь, хлеб, лук, капуста, сыр)

Игра «Продукты»

Мама в магазине купила, продуты, только те, в словах которых есть звук [К].

Ребята назовите, какие это продукты? (Ответы детей) Лишние картинки убираем с доски.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы правильно выбрали продукты. (давайте их назовём)

(морКовь, луК, Капуста)

Игра «Найди нужный домик для звука»

Ребята, в слове морковь, лук, капуста вам нужно определить, где живёт звук [К] в начале,

середине или в конце слова и поселить его в нужный домик. Проговариваем каждое слово

вмести с детьми (морКовь, луК, Капуста)

Дети самостоятельно, каждый на своём листке, рисует схему, закрашивают

соответствующий квадратик. Воспитатель наблюдает за работой детей. Одного ребёнка

воспитатель вызывает к доске: в слове «лук» найти звук [к] и т.д., и обозначить его

фишками на схеме место звука в слове.

Игра «Угадай слово»

(на доске те же картинки - лук, морковь, капуста)

Мама, из какого- то одного из этих продуктов, приготовила, что- то вкусное и полезное.

Чтобы узнать, что приготовила, мама, нужно угадать слово, по первым звукам каждой.

(на доске в ряд выставляются картинки, (Стул, Облако, Краски).

Под каждой картинкой нужно написать букву ,соответствующую первому звуку и прочитать

слово.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем отличается буква от звука? (Ответы детей)

(звуки мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим)

Дети отгадывают первый звук каждого слова на картинки и под картинкой, пишут на

доске букву, последовательно соединяют звуки, читают угаданное слово.

Воспитатель: Ребята, кто сможет прочитать слово, которое получилось? (Ответы детей)

Дети читают угаданное слово (СОК)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно угадали слово. «Мама приготовила сок»

Как вы думаете, из какого продукта? (Ответы детей)

Правильно из моркови, значить сок какой? (Ответы детей) Морковный

На доске размещается картинка морковного сока.

Предлагаю встать, сделать разминку.

Физминутка:

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним каким цветом мы обозначаем гласные звуки, как

определить что звук гласный?

Каким цветом обозначаем согласные, на какие группы делятся согласные звуки? (Ответы

детей)

Воспитатель: И так на картинки мы видим сок, а под картинкой домики. Кто мне скажет,

что это за домики и кто в них живёт? (Ответы детей)

Правильно в этих домиках живут звуки, а какие мы сейчас с вами узнаем.

С домиков в слове? 1,2,3 значить в этом слове три звука.

Дети у себя в тетрадях рисуют домики.

Воспитатель: Давайте определим первый звук в слове.

(голосом выделяем первый звук Ссок)

Каждый ребёнок у себя в тетради определяет первый звук, закрашивая квадратик

карандашом нужного цвета

Один ребенок выкладывает схему на доске.

Воспитатель: Вика, произнеси первый звук и назови его. Скажи это гласный или согласный

звук, каким квадратиком его обозначим? Он твердый или мягкий?

(голосом выделяем второй звук сОок)

Соня, произнеси второй звук. Скажи это гласный или согласный звук, каким квадратиком

его обозначим? Почему?

(голосом выделяем второй звук соКк)

Ребята поднимите руку, кто знает, каким квадратиком обозначим третий звук. Почему

синим?

Воспитатель: Ребята, а теперь ответьте, сколько в слове гласных звуков? Назовите их

(Ответы детей)

А, сколько согласных звуков? (Ответы детей)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове «СОК».

Как мы это определяем? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята на этом наша игра в «Школе АБВГДейка» подходит концу. Вы были

очень активны, показывая в игре свои знания. За это получаете – оценки в виде звездочек.

Ребята, какие у Вас впечатления, эмоции от игры в Школу, вы почувствовали себя

учениками? В следующий раз мы обязательно продолжим игру.

Можете быть свободны.

С

О

К



В раздел образования