Напоминание

Некоторые проблемы преемственности преподавания русского языка


Автор: Согласова Наталья Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №40"
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: Некоторые проблемы преемственности преподавания русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Некоторые проблемы соблюдения преемственности

в обучении русскому языку

В жизни каждого

учителя это происходило неоднократно. Сентябрь. 5 класс.

Вглядываясь в лица пятиклассников, мысленно говорю: « Здравствуй, племя младое,

незнакомое!» А дальше начинается процесс погружения в науку, и без соблюдения

преемственности в обучении русскому языку ничего не получится.

При соблюдении преемственности в обучении русскому языку между начальной школой

и 5 классом необходимо решить следующие задачи:

1. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка и

литературного чтения (литературе) между начальной и средней школой.

2. Проанализировать современные программы и учебники по русскому языку и

литературному чтению (литературе) для 4 – 5 классов с точки зрения соблюдения

преемственности в обучении.

3. Определить педагогические условия осуществления преемственности в преподавании

русского языка и литературного чтения (4 – 5 классы).

Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему

непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы

каждой личности в соответствии с её способностями. Русский язык и литература – одни

из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому

соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности

необходимо.

К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку

относят:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста

до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом

новом (последующем) этапе обучения;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих

классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области

языка на разных этапах обучения.

Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее

сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов

школьного обучения.

Переходный период из начальной школы в среднюю

сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах,

специалистах

психолого-педагогической

службы.

Часто

последствия

бывают

отрицательными . Это обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.

Решение проблемы преемственности успешно при определённых условиях:

- создание единого образовательного пространства в школе;

- создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного

образовательного учреждения.

Проблема преемственности решается путём создания непрерывного курса

русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до

конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных,

так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над

формированием орфографической грамотности учащихся.

У каждого учителя

возникает необходимость поиска путей и условий повышения

качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее

сложного его раздела. Также успешная адаптация пятиклассников во многом

зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В

четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная

задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников

об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к

речевому

поведению,

об

основных

проблемах

письменной

речи

и

правилах

регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий:

текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается

изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов,

что сочетается с ознакомлением

со способами проверки правописания безударных

падежных окончаний всех частей речи. В центре внимания находится формирование

общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Для общего

знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части

речи, её практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не

изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное

внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике

«поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. В целом программа

четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к

успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике,

который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и

учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса

построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной

школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом,

чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Многие разделы

(например,

«Предложение»,

«Текст»,

«Словосочетание»)

знакомы

учащимся

по

начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в

начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы

(например, «Культура речи», «Жанры речи»).

Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого

непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В

современных

условиях

обострению

проблемы

преемственности

в

содержании

литературного образования между начальной и средней школой способствует переход

начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература», когда

обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к

искусству слова. Программа и учебники по литературе привлекают для этой цели

высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят

младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий. В

четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений

работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших

школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к

текстам,

а

также

в

силу

систематизации

учебного

материала

по

принципу

принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. Таким образом

соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного

литературного образования. Стоит отметить, что сохраняется принцип преемственности в

изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как

А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен. Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием

программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная

для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики.

Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику.

Пожалуй, не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и

былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие

лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Приходится тратит много

времени на то, чтобы «перевести» прочитанное.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному

чтению (литературе) (4 – 5 классы), стоит обратить внимание на ряд методических

рекомендаций по преемственности преподавания:

1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;

2) углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся;

3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к

справочнику того или иного вида.

4) совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и

взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

Учителям, работающим в 4- 5 - ых классах, стоит усилить работу по

формированию устойчивых ЗУН у учащихся. Учитывая результаты входного контроля,

нужно наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по

повышению уровня каллиграфии. Необходимо активно использовать разноуровневую

дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить

формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного

материала, регулярно проводить физкультминутки.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с

теми объективными трудностями, которые испытывают учителя и ученики.

Согласова Н.И. учитель русского языка



В раздел образования