Автор: Мухамадиева Эльвина Рамзилевна
Должность: Студент 4-го курса
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Мухамадиева Эльвина Рамзилевна
студентка
4
курса
Башкирского
государственного
педагогического
университета им. М. Акмуллы, г. Уфа
Дошкольное образование
Дошкольный возраст на сегодняшний день – это ответственный период
в воспитании и обучении детей. Именно он является тем самым возрастом
первоначального
становления
личности
ребенка.
В
детском
саду
дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, в процессе
жизненного
развития
общение
детей
друг
с
другом
изменяется
по
содержанию потребности, мотивам, средствам общения и формам общения.
Общение ребенка постепенно приобретет форму то непосредственного
эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности,
и
речевого
общения.
Общение
в
дошкольном
возрасте
носит
непосредственный характер:
ребенок-дошкольник в своих
высказываниях
всегда
имеет
в
виду
определенного,
в
большинстве
случаев
близкого
человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).
Для дошкольников
2–4 лет характерно эмоционально практическое
общение. Содержание общения со сверстниками в данном случае выступает
в
виде
стремления к
соучастию в
каких-либо совместных практических
занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание).
Такая форма общения способствует развертыванию инициативы детей,
ведь общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует
расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных. Кроме
того, общение способствует становлению самосознания через возможность
увидеть
свои
возможности.
Основными
средствами
общения
являются
экспрессивно выразительные движения.
Общение всех дошкольников со сверстниками разворачивается
главным образом в процессе совместной игры. Согласно теории возрастной
психологии,
ролевая
игра
представляет
собой
ведущую
деятельность
дошкольника.
Именно
в
условиях
общения
по
поводу
игры
ребенок
сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы
поведения по отношению к своим сверстникам,
устанавливать контакты,
приспосабливать нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Из всего огромного многообразия игр особое влияние на развитие
общения детей со сверстниками оказывает сюжетно-ролевая игра. Сама суть
сюжетно-ролевой игры предполагает необходимость включать общение ее
участников.
Сюжетно-ролевая
игра
дошкольников
обладает
огромным
потенциалом воздействия на формирование их общения со сверстниками. В
таблице
1
приведен
список
сюжетно-ролевых
игр
для
детей
младшего
дошкольного возраста.
Таблица 1 – Список сюжетно-ролевых игр для детей
младшего дошкольного возраста
№
Название игры
Необходимые атрибуты
1
«Едем в детский сад на машине»
Игрушечные машины
2
«Поливаем огород»
Красные фишки, лейка
3
«Магазин игрушек»
Игровой уголок «магазин»
4
«Доктор детского сада»
Набор «больничка»
5
«Строим дом»
Крупный строительный материал, машины,
подъемный кран, картинки с изображениями
людей строительной профессии (каменщик,
плотник, шофер, крановщик)
6
«В детский сад пришло письмо»
Письмо, плюшевый медвежонок
7
«Уложим кукол спать»
Две куклы разные по росту, две кроватки
разной длины, два стула разной высоты, две
простыни разной длины, два одеяла
разной ширины
Естественно, приведенный в таблице 1 список игр не полный. Он
может
быть
совершенно
разный.
Данный
список
–
это
лишь
пример
некоторых игр, которые педагог-воспитатель может взять себе на заметку.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития
навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой
способности
осмысливать
свои
собственные
действия,
потребности
и
переживания. В способности к рефлексии таится возможность понимать,
чувствовать
другого
человека.
С
этого
и
начинает
строиться
взаимный
контакт дошкольников, их ощущение и восприятие друг друга.
Для
того
чтобы
способствовать
социально-коммуникативному
развитию ребенка, каждому взрослому необходимо поощрять формы игры
ребенка как ведущей деятельности. В ходе игры социальное, психическое,
эмоциональное развитие ребенка движется быстрыми темпами. Умение детей
взаимодействовать
друг
с
другом
является
одним
из
показателей
полноценного и правильного развития дошкольника.
Общение
детей
со
сверстниками
в
младшем
дошкольном
возрасте
является чрезвычайно эмоциональным и характеризуется нестандартностью
их
поведения.
Взаимодействие
дошкольников
в
этом
возрасте
целиком
зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и
от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.