Напоминание

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками


Автор: Мухамадиева Эльвина Рамзилевна
Должность: Студент 4-го курса
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Мухамадиева Эльвина Рамзилевна

студентка

4

курса

Башкирского

государственного

педагогического

университета им. М. Акмуллы, г. Уфа

Дошкольное образование

Дошкольный возраст на сегодняшний день – это ответственный период

в воспитании и обучении детей. Именно он является тем самым возрастом

первоначального

становления

личности

ребенка.

В

детском

саду

дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, в процессе

жизненного

развития

общение

детей

друг

с

другом

изменяется

по

содержанию потребности, мотивам, средствам общения и формам общения.

Общение ребенка постепенно приобретет форму то непосредственного

эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности,

и

речевого

общения.

Общение

в

дошкольном

возрасте

носит

непосредственный характер:

ребенок-дошкольник в своих

высказываниях

всегда

имеет

в

виду

определенного,

в

большинстве

случаев

близкого

человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).

Для дошкольников

2–4 лет характерно эмоционально практическое

общение. Содержание общения со сверстниками в данном случае выступает

в

виде

стремления к

соучастию в

каких-либо совместных практических

занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, убегание).

Такая форма общения способствует развертыванию инициативы детей,

ведь общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует

расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных. Кроме

того, общение способствует становлению самосознания через возможность

увидеть

свои

возможности.

Основными

средствами

общения

являются

экспрессивно выразительные движения.

Общение всех дошкольников со сверстниками разворачивается

главным образом в процессе совместной игры. Согласно теории возрастной

психологии,

ролевая

игра

представляет

собой

ведущую

деятельность

дошкольника.

Именно

в

условиях

общения

по

поводу

игры

ребенок

сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы

поведения по отношению к своим сверстникам,

устанавливать контакты,

приспосабливать нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Из всего огромного многообразия игр особое влияние на развитие

общения детей со сверстниками оказывает сюжетно-ролевая игра. Сама суть

сюжетно-ролевой игры предполагает необходимость включать общение ее

участников.

Сюжетно-ролевая

игра

дошкольников

обладает

огромным

потенциалом воздействия на формирование их общения со сверстниками. В

таблице

1

приведен

список

сюжетно-ролевых

игр

для

детей

младшего

дошкольного возраста.

Таблица 1 – Список сюжетно-ролевых игр для детей

младшего дошкольного возраста

Название игры

Необходимые атрибуты

1

«Едем в детский сад на машине»

Игрушечные машины

2

«Поливаем огород»

Красные фишки, лейка

3

«Магазин игрушек»

Игровой уголок «магазин»

4

«Доктор детского сада»

Набор «больничка»

5

«Строим дом»

Крупный строительный материал, машины,

подъемный кран, картинки с изображениями

людей строительной профессии (каменщик,

плотник, шофер, крановщик)

6

«В детский сад пришло письмо»

Письмо, плюшевый медвежонок

7

«Уложим кукол спать»

Две куклы разные по росту, две кроватки

разной длины, два стула разной высоты, две

простыни разной длины, два одеяла

разной ширины

Естественно, приведенный в таблице 1 список игр не полный. Он

может

быть

совершенно

разный.

Данный

список

это

лишь

пример

некоторых игр, которые педагог-воспитатель может взять себе на заметку.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития

навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой

способности

осмысливать

свои

собственные

действия,

потребности

и

переживания. В способности к рефлексии таится возможность понимать,

чувствовать

другого

человека.

С

этого

и

начинает

строиться

взаимный

контакт дошкольников, их ощущение и восприятие друг друга.

Для

того

чтобы

способствовать

социально-коммуникативному

развитию ребенка, каждому взрослому необходимо поощрять формы игры

ребенка как ведущей деятельности. В ходе игры социальное, психическое,

эмоциональное развитие ребенка движется быстрыми темпами. Умение детей

взаимодействовать

друг

с

другом

является

одним

из

показателей

полноценного и правильного развития дошкольника.

Общение

детей

со

сверстниками

в

младшем

дошкольном

возрасте

является чрезвычайно эмоциональным и характеризуется нестандартностью

их

поведения.

Взаимодействие

дошкольников

в

этом

возрасте

целиком

зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и

от того, что делает другой ребенок и что у него в руках.



В раздел образования