Напоминание

Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.


Автор: Иванова Галина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статьи на педагогическую тематику
Тема: Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.
Раздел: среднее образование





Назад




Иванова Галина Ивановна, учитель географии.25.03.2019 год

Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.

"Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет".

Константин Дмитриевич Ушинский

Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны

и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание

единства современного мира и человечества в его многообразии.

Чтобы сегодня давать качественное образование, не стоит предлагать на уроке готовых истин.

Поэтому за годы работы выработала для себя ряд правил:

1. Необходимо, чтобы учащиеся поняли тесную связь между предметом география и окружающей

действительностью; постараться научить учащихся воспринимать природу, где каждая пылинка,

капля, росточек и человек составляют единую гармонию.

2. Необходимо проявлять интерес к мнению ученика,выслушивать его мнение. Убеждаю

воспитанников в том, что ученик, на то и ученик, чтобы ошибаться, находить решение и двигаться

дальше.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, освоить духовные и культурные

ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо

накопление больших географических знаний.

Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о

пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, географические карты становятся не только

накопителями, но и мощными источниками информации.

Сегодня одна из целей образования – это сформирование у учащихся ключевых

компетентностей (с точки зрения доктора пед. наук Германа Селевко «социуму нужны не всезнайки

и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные

практически решать встающие перед нами жизненные и профессиональные проблемы»)

Формировать это умение помогает работа с географическими картами ,атласами. Содержание

школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,

необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся

убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов

природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,

наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не

обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в

хозяйственной деятельности.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое

значение, например:

- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,

фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;

- выполнять картометрические работы;

- вычислять расход воды в реке;

- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;

- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных

и хозяйственных комплексов.

Считаю одной их главных задач предмета- научить учащихся читать географические карты.

Большое внимание в своей работе уделяю этой теме.

Важной составляющей частью в формировании географических знаний и целостной картины мира

являются практические занятия ,позволяют решать несколько задач одновременно:

повышение интереса к предмету, формирование целостной картины мира, соединение школьных

знаний и жизненного опыта, знакомство с миром профессий и сопоставление своих умений и

профессиональных качеств разных профессий.

В рамках реализации ФГОС все актуальней становится профессиональное самоопределение

школьника. В связи с этим позвольте рассмотреть содержание курса географии с точки зрения

знакомства с профессиями. На своих уроках это пытаюсь предложить детям в разных формах.

*Профессиональная проба/ Профиспытание - модель трудовой деятельности с элементами

конкретного вида труда ,способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Задачи: знакомство учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников

различных отраслей хозяйства; формирование до профессиональных знаний, умений, навыков;

развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями можно изложить в следующей

логике:

География Земли

Источники географической информации

Географ, геофизик

Развитие географических знаний о Земле

Геодезист

Глобус, план местности, географическая карта

Топограф, картограф

Окружающая среда, природа Земли и человек

Эколог, ландшафтвовед

Земная кора и литосфера, рельеф Земли и человек

Геолог, вулканолог, сейсмолог, минеролог, палеонтолог

Атмосфера, погода и климат

Метеоролог, климатолог, синоптик

Гидросфера, океаны, воды суши

Океанограф, гидролог, гляциолог, лимнолог

Биосфера Земли

Фенолог, зоолог, геоботаник

Почва

Почвовед, мелиоратор

Население Земли

Демограф

Хозяйственная деятельность. Отрасли промышленности

Инженер – отраслевик

Агропромышленный комплекс

Агроном, фермер, ветеринар

Сфера услуг

Врач, учитель, продавец и т.д.

Этапы Профессиональных проб: Подготовительный этап Диагностика - предполагает

выявление направленности профессионально важных качеств на конкретную сферу

профессиональной деятельности. Обучение - теоретическое знакомство учащихся с содержанием,

характером труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, характерными

особенностями предприятий данного профиля, с возможностями получения профессии.

Практический этап :

задания, требующие от школьника сформированности первичных профессиональных умений, на

уровне исполнителя. Задания второго уровня носят исполнительско - творческий характер. На

третьем уровне - рефлексия ,учащимися осуществляется оценка и анализ результатов своей

деятельности.

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 6 классе можно представить в такой

форме:

Картограф — одна из старейших профессий. Виды деятельности: составление и оформление карт,

сбор данных для составления карт, математическая картография , цифровая картография. Место

работы: научно-исследовательские институты, проектные и издательские учреждения

картографического профиля. Карта - “альфа и омега географии”

Информационная карта Картографа

Изучение масштаба, азимута, географических координат, условных знаков

2

Выполнение обязательных (программных практических работ) и творческих заданий

Построение простейших планов: класса, школьного двора; «Улица моего детства», «Мой дом»

3

Рефлексия, готовность заниматься этим делом

Хотел бы заниматься.

Меня интересует другое

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 7 классе: «Турфирма» - имитационная

игра на уроке. «…игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой

он учится и приобретает опыт.» «… игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные

переживания и активизирует его самым глубоким образом.» «...игру можно воспринимать как

процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,

воображения, понятий и навыков». Стефан Шуман - польский исследователь.

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

происходит, прежде всего, в игре". А. Макаренко

Подборка этикеток и логотипов известных фирм производителей

Этнограф

Особенности национально-религиозного состава

Создание аппликаций, рисунков, макетов национальных костюмов и жилищ

Экскурсовод

Памятники культурного наследия материальной и живой природы

Памятка туристу

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 8 классе.

(Региональный компонент)

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 9 классе:

Имиджмейкер – системщик, формирующий положительное восприятие и репутацию отдельной

личности, корпорации, региона, страны. Символический герб района Имидж региона – его

стереотипный образ в массовом сознании. В этом образе слиты воедино представления людей по

поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других

особенностей данной территории.

ИМИТАЦИОННАЯ игра-урок.

Информационная карта пробы для имиджмейкера Рекомендации по созданию продукта 1- На

лицевой стороне листа герб (логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение

каждому символу герба. 3- В описании должны быть символы: географического положения,

ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительные) , промышленно-сельскохозяйственная

специализация, культурно-исторические образы. 4- Использовать не более 5 цветов. 5- Придумать

или подобрать слоган района. 6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 (всего 2

листа). Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 3 минуты. Быть готовым давать

пояснения на уточняющие вопросы. Оценку занести в оценочный лист «Без географии вы нигде»!!!

Школьный курс географии имеет широкие ориентационные возможности для

организации предпрофильной пробы школьников. Программы всех разработанных современных

линий географического образования включают практико-ориентированный характер знаний, что

позволяет проводить профпробы в урочное время. В процессе практического этапа пробы

ориентировка идет не только на достижение предметных, но и метапредметных и личностных

результатов. Для успеха профпроб учителем обязательно разрабатываются индивидуальные

карты. Географическое образование выступает как средство формирования готовности школьника к

выбору на этапе предпрофильной подготовки и актуально в рамках новых государственных

образовательных стандартов, когда «учащийся должен осознавать важность образования для

собственной жизни и деятельности».

Практической реализацией этих направлений выступают различные формы, методы и приемы

процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Содержание

школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,

необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся

убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов

природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,

наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не

обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в

хозяйственной деятельности.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое

значение, например:

- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,

фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;

- выполнять картометрические работы;

- вычислять расход воды в реке;

- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;

- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных

и хозяйственных комплексов.

В процессе практической работы учащиеся выполняют задания по трем компонентам и трем уровням

сложности:

Технологический компонент - позволяет овладеть некоторыми профессиональными умениями и

способами действий;

Ситуационный компонент – определяет последовательность предметно-логических действий;

Функциональный компонент – активизирует цели, потребности, мотивацию.

Каждый компонент состоит из заданий трех уровней сложности:

Задания первого уровня требуют от школьника сформированности первичных предметных умений,

достаточных для реализации на уровне исполнителя

Задания второго уровня носят исполнительско- творческий характер.

На третьем уровне сложности оценка деятельности, умение ставить промежуточные цели.

Пример: 6 класс. Практическая работа «Построение простейшего глазомерного плана местности»

(школьного двора)

Цель: формирование простейших картографических навыков работы.

Оборудование: планшеты, компасы, рулетки.

Предполагаемый результат: умение составить простейший план местности, рассчитать масштаб,

определять стороны горизонта, наносить на карту объекты условными знаками.

Приемы реализации профессионального самоопределения рассмотрим на примере

Практической работы «Компоненты природного комплекса (ПК), выявление степени их

антропогенного изменения (7класс). Эта работа предполагается на весенней экскурсии и на нее

отводится 2 часа.

Цель работы: конкретизировать знания о характере изменения компонентов ПК; проверить и

оценить умение показывать взаимосвязи между природными компонентами конкретного ПК и

выявлять степень антропогенного воздействия; учиться формулировать предложения по улучшению

качества окружающей ПК среды.

Оборудование: планшеты, рулетки, метеоприборы, план города, определители растений, животных,

атлас облаков, инструкции.

Работа осуществляется в малых группах.

Группы: картографы, климатологи, почвоведы, экологи, биогеографы, градостроители.

Задания: а) для топографов: составить простейший план местности, описать особенности рельефа.

б) для климатологов: по метеоприборам измерить климатические параметры, проанализировать.

Составить краткое описание климатических условий.

в) для почвоведов: изучить почвы.

г) для биогеографов: методом наблюдений изучить характер растительного и животного мира на

данном участке, сделать зарисовки и фото.

д) для экологов: исследовав район, выявить участки и формы антропогенного воздействия, выявить

причины.

е) для градостроителей: совместно с другими группами составить маршрут экологической тропы, в

пределах изучаемого ПК.



В раздел образования