Автор: Осипова Жанна Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: города Прокопьевска Кемеровской области
Наименование материала: Практический материл
Тема: Авторские сказки в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Авторские сказки в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
На этапе автоматизации звуков в речи приходится многократно отрабатывать
один и тот же речевой материал, поэтому часто логопедические занятия
становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес детей к занятиям не
угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Одним из таких
приёмов является авторская логопедическая сказка. Приём используется на
этапе автоматизации звука в связной речи. Речевой материал подбирается
таким
образом,
чтобы
в
тексте
максимально
использовался
автоматизируемый звук.
Работа с логосказкой строится по следущей схеме:
-чтение логосказки взрослым,
-беседа по содержанию (ответы на вопросы),
-пересказ текста,
-называние слов с автоматизируемым звуком,
-определение места звука в слове,
-рисование иллюстрации к логосказке (домашнее задание для родителей).
Предлагаю несколько примеров логосказок.
Жучок (Звук «Ж»)
Под старым жёлтым дубом в кучке желудей жил-поживал жучок Жужик.
Жужик любил играть с желудями и жёлтыми дубовыми листьями. Жужик
разложит их на две кучки: в одну жёлуди, в другую - жёлтые листья. Потом
начинает считать: один ж-ж-жёлудь, два ж-ж-жёлудя, и считает пока не
надоест. Жизнь жучка была не очень интересной, но он не жаловался.
Мышонок и лягушонок (Звук «Ш»)
На лесной опушке жили-были мышонок Шуша и лягушонок Шиша.
Мышонок Шуша не любил надевать штанишки, шапочку и шарфик.
Лягушонок Шиша не любил завязывать шнурки. Шуша и Шиша были
шалунишками и шутниками, не могли посидеть в тишине. Мамы Шуши и
Шишы – мышка и лягушка, наказывали малышей за непослушание - лишали
их шоколада. Но Шуша и Шиша никого не боялись и шалили дальше.
Волчонок (Звук «Л»)
В логове у болота жил Волчонок. Волчонок любил мечтать. Днём он лежал
на полянке и наблюдал за облаками. Волчонок думал, на что они похожи.
Белое облако, то как лошадка, то как пчёлка, то как голубь. Так Волчонок
лежал пока не начинался дождь. Тогда он убегал в своё логово и засыпал. А
во сне к Волчонку опять прилетали облака в виде белочки, лосёнка и ласки.
Если сон Волчонка нарушали чьи-то голоса, то он просыпался и выл на луну.
Луна тоже была похожа на жёлтое солнце, только холодное.
Друзья (Звук «Р»)
Недалеко от пруда проживали выдра Рая и бобр Егор. Выдра Рая очень
любила рыбу. Рыба была разная: карпы, караси, ерши. На завтрак выдра
ела карпа, на обед – карася, на ужин – ерша. Очень нравилась такая
жирная еда. А бобр Егор любил разные овощи и поэтому развёл огромный
огород, на котором выращивал помидоры, огурцы, горох, картофель,
укроп, петрушку и морковь. Каждую осень бобр собирал урожай и часть
сырых овощей вёз продавать на базар. Так бобр Егор и выдра Рая Рая
дружно жили и не тужили.
Снеговик (Звук «С»)
Однажды зимой во дворе выпало много снега и получился снежный сугроб.
Во двор вышли Соня и Саня с санками и стали играть в снежки. Накатали
много снежков. Соня сказала: «Скучно стало, давай слепим снеговика».
«Давай слепим»,- ответил Саня. Дети скатали сначала самый большой ком,
потом скатали ком поменьше и в конце самый маленький. Сложили снежные
комки друг на друга, и получился снеговик. Соня принесла сосновую шишку
и вставила её вместо носа. Вместо глаз вставили угольки.
Смешной
получился снеговик.