Напоминание

«Футбол для начинающих»


Автор: Долгова Айсылу Рустемовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Средняя школа № 25 им. Н.К.Крупской
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Тема: «Футбол для начинающих»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 25 имени Н.К. КРУПСКОЙ г. УЛЬЯНОВСКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Футбол для начинающих»

Возраст обучающихся:7 - 9 лет

Срок реализации:1 год , 72 часа

Автор - составитель

Долгова Айсылу Рустемовна,

учитель физической культуры

Г.Ульяновск, 2020

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

4

1.3

Содержание программы

5

1.4

Планируемые результаты

9

2.

Комплекс организационно-педагогических условий:

10

2.1

Календарный учебный график

10

2.2

Условия реализации программы

12

2.3

Формы аттестации

13

2.4

Оценочные материалы

14

2.5

Методические материалы

16

3

Список литературы

18

1.

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Введение в футбол» (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную

направленность.

Занятия по Программе повышают общий уровень двигательной активности,

совершенствуют функциональную деятельность организма обучающегося. Кроме

этого, от играющих в футбол требуется быстрое принятие самостоятельных

решений, умение анализировать ошибки. В процессе футбольной игры также

формируются необходимые умения согласовывать свои действия с другими

игроками, работать в команде. В таком комплексном и разностороннем развитии

обучающихся и состоит актуальность данной программы.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об

образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

· Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

· Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.

№ 1726;

·

Письмо

Минобрнауки

России

от

18.11.15

09-3242.

Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

· СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей»;

·

СанПин

2.2.2/2.

1340-03.

«Гигиенические

требования

к

персональным

электронно-вычислительным

машинам

и

организации»

от

13.06.2003

изменениями на 21.06.2016 года).

· Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка

применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных программ»

· Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2017 г. № ВК – 1232/09 «О

направлении

методических

рекомендаций»

вместе

с

(Методическими

рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного

образования детей»).

3

· Устав Средней школы №25 им. Н.К.Крупской г.Ульяновска;

· Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной

общеразвивающей программы Средней школы №25 им. Н.К.Крупской;

· Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Средней школы №25 им. Н.К.Крупской

.

Уровень программы: ознакомительный.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы формирование интереса обучающихся к футбольной

игре и привлечение их к регулярным занятиям физической культурой.

Задачи Программы

Обучающие:

ознакомить с историей развития футбола;

обучать правилам игры;

обучать основам техники футбола.

Развивающие:

развивать физические способности: координацию, быстроту

реагирования, быстроту передвижений;

развивать внимание, умение анализировать ошибки;

развивать способность быстро принимать решения.

Воспитывающие:

формировать культуру здорового образа жизни;

воспитывать чувство коллективизма, понимание необходимости

подчинять свои индивидуальные интересы и действия интересам и действиям

группы игроков и команды в целом;

прививать навыки самодисциплины.

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический план)

4

Наименование тем

Количество часов

Формы

5

п/п

аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Гигиена и режим дня

1

1

спортсмена

3.

История развития

1

1

Опрос

футбола

4.

Правила игры

1

1

Опрос

5.

Специальная

физическая

26

26

Контрольные

подготовка (СФП)

упражнения

6.

Техника игры в футбол

16

16

Контрольные

упражнения

7.

Тактика игры в футбол

16

4

12

8.

Тренировочные игры и

9

9

Разбор игр

соревнования

9.

Итоговое занятие

1

1

Итого:

72

9

63

6

7

Содержание учебного (тематического) плана

1.

Вводное занятие.

Теоретическое занятие.

Инструктаж по технике безопасности:

объясне

ние правил поведения на футбольном поле, в спортивном зале, раздевалках и

душевых для предотвращения травматизма, соблюдения личной гигиены.

Ознакомление с программой занятий.

2.

Гигиена и режим дня спортсмена.

Теоретическое занятие.

Гигиенические знания и навыки.

Закаливание.

Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Значение

правильного режима дня юного спортсмена.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода)

в

целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как

гигиенические и закаливающие процедуры.

3.

История развития футбола.

Теоретическое

занятие.

История

развития

футбола

в

России.

Российские

соревнования

по

футболу.

Лучшие

российские

футболисты.

Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.

4.

Правила игры.

Теоретическое занятие. Знакомство с правилами игры в футбол.

5.

Специальная физическая подготовка (СФП).

Практические занятия. Выполняются специальные упражнения.

1)

Упражнения для развития координации:

-

общеразвивающие упражнения с частой сменой движений и одновременным

выполнением различных движений тела;

-

упражнения со скакалкой;

-

подвижная игра «Запрещенное движение».

2) Упражнения для развития быстроты:

-

ускорения по зрительному сигналу на 5-10 метров из различных исходных

положений;

-

эстафеты с элементами старта;

-

подвижные игры «Быстро по местам», «К своим флажкам».

3)

Упражнения для развития дистанционной скорости:

-

движение под уклон, змейкой, прыжками;

-

эстафетный бег;

-

переменный бег,

-

бег с изменением направления (до 180 градусов), бег с тенью;

-

подвижные игры: «Живая цепь», «Пустое место».

Для вратарей:

-

из стойки вратаря рывки из ворот на перехват или отбивание высоко

летящего мяча;

-

из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа рывки на 2 - 3 метра с

последующей ловлей или отбиванием мяча;

-

упражнения в ловле малого мяча;

-

игра по упрощенным правилам.

4) Упражнения для развития скоростно- силовых качеств:

8

-

прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперед, с преодолением

препятствий;

-

прыжки по ступеням наверх с максимальной скоростью;

-

беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам,

снегу;

-

эстафеты с переносом предметов, элементами прыжков, бега;

-

подвижные игры;

-

вбрасывание футбольного или набивного мяча на дальность;

-

удары по мячу ногой, головой в тренировочную стенку, ворота, удары на

дальность.

Для вратарей:

-

из упора у стены попеременное сгибание в лучезапястных суставах;

-

то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами;

-

в упоре лежа хлопки ладонями, передвижения по кругу вправо и

влево;

-

упражнения для кистей рук с гантелями;

-

многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного

мяча;

-

броски футбольного и набивного мяча на дальность;

-

серии прыжков в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны;

-

то же с приставными шагами, с отягощением.

5) Упражнения для развития специальной выносливости:

-

повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений;

-

то же, но с ведением мяча;

-

переменный бег;

-

многократное повторение специальных технико-тактических упражнений;

-

тренировочные игры с увеличенной продолжительностью;

-

игры с уменьшенным по численности составом

Для вратарей:

-

непрерывно в течение 5-20 минут выполняется ловля мяча с последующим

его отбиванием;

-

ловля мяча в падении при выполнении ударов по воротам с минимальными

интервалами тремя-пятью игроками.

6) Упражнения для развития ловкости:

-

прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, доставая подвешенный

мяч головой, ногой, рукой;

-

то же, выполняя поворот на 90 - 180 градусов;

-

прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами;

-

прыжки с места или разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на

разной высоте;

-

кувырки вперед, назад, в сторону;

-

жонглирование мячом;

-

парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой, обманными

движениями;

-

эстафеты с элементами акробатики;

9

-

подвижные игры: «Ловкие ребята», «Кот идет», «Волк во рву», «Салки

мячом».

Для вратарей:

-

прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками,

кулаком;

-

то же с поворотом до 180 градусов;

-

упражнения со скакалкой;

-

поворот в сторону с места и с разбега;

-

стойка на руках;

-

кувырки вперед и назад.

6.

Техника игры в футбол.

Практические занятия. Для отработки техники передвижений

выполняются упражнения:

-

бег по прямой, изменяя скорость и направление;

-

бег спиной вперёд;

-

бег приставным и скрестным шагом (влево и вправо);

-

прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с

разбега;

-

повороты во время бега налево и направо;

-

остановки во время бега выпадом и прыжками (на обе ноги).

Для отработки технических приёмов игры в футбол выполняются

упражнения:

-

перекатывание мяча подошвой;

-

ведение мяча внутренней, внешней частью, серединой подъёма;

-

прямой и резаный удар по мячу;

-

отработка точности удара;

-

остановка мяча подошвой, внутренней стороной стопы;

-

обманные движения (ложная и действительная фазы движения);

-

отбор мяча.

Для вратарей:

-

ловля мяча;

-

отбивание мяча кулаком;

-

бросок мяча рукой;

-

выбивание мяча с рук.

Выполнение технических приёмов анализируется и отрабатывается опыт

их применения в конкретных игровых условиях.

7.

Тактика игры в футбол.

Изучение

элементарных

тактических

действий:

«открывание»

и

«закрывание» соперника.

Теоретические занятия. Разучивается при тактике нападения.

Индивидуальные

действия

без

мяча.

Правильное

расположение

на

футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим

образом на действия партнёров и соперника. Выбор момента и способа

передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.

10

Индивидуальные

действия

с

мячом.

Целесообразное

использование

изученных

способов

удара

по мячу.

Применение необходимого способа

остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.

Практические занятия.

Тренировка умения точно и своевременно

выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или

среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнение

простейших комбинаций при стандартных положениях: в начале игры, угловом,

штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.

Теоретические занятия. Разучивается при тактике защиты.

Индивидуальные действия. Правильная позиция по отношению опекаемого

игрока и противодействие получению им мяча, т.е. «закрывание».

Групповые

действия.

Элементарная

страховка

партнера

при

атаке

соперника. Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных

комбинаций.

Практические занятия.

Тренировка умения

«закрывать»

нападающего

игрока.

Тактика вратаря.

Теоретические занятия.

Правильная позиция в воротах при различных

ударах в зависимости от «угла удара».

Практические занятия. Тренировка умения разыгрывать удар от своих

ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать

правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих

ворот.

8.

Тренировочные игры и соревнования.

Практические

занятия.

Проводятся

учебные

и

тренировочные,

товарищеские игры с применением в них изученного программного материала.

9.

Итоговое занятие.

Теоретическое занятие. Подводятся итоги за прошедший год.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании обучения обучающиеся будут

знать:

о гигиене и режиме дня спортсмена;

историю развития футбола;

правила игры в футбол.

По окончании обучения обучающиеся будут

уметь:

выполнять основные технические приемы владения мячом;

выполнять элементарные тактические действия;

согласовывать свои действия с другими игроками.

11

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Содержание занятий

Кол-

во

часов

Дата

по

плану

факт

1.

Техника безопасности при занятиях

футболом. История развития футбола.

Правила игры. Игра.

2

2.

Бег. ОРУ в движении. Стойки игрока.

Техника передвижений. Игра.

2

3.

История развития футбола. Бег с

препятствиями. Стойки игрока

Упражнения на брюшной пресс. Учебная

игра.

2

4.

Бег. ОРУ-разминка футболиста.

Контрольные нормативы. Учебная игра.

2

5.

Бег на время до 5 мин. ОРУ для мышц

плечевого пояса и рук. Техника

передвижений. Передача мяча в парах,

группах. Остановка мяча. Игра.

2

6.

Бег на время до 5 мин. ОРУ для мышц

плечевого пояса и рук. Техника

передвижений. Передача мяча в парах,

группах. Остановка мяча. Игра.

2

7.

Бег на время до 5 мин. ОРУ для мышц

плечевого пояса и рук. Передача мяча в

парах, группах. Остановка мяча. Игра.

2

8.

История развития футбола. Упражнения

для мышц ног и таза. Бег. Ведение мяча.

Учебная игра.

2

9.

Упражнения для мышц ног и таза. Бег.

Техника передвижений. Ведение мяча

правой и левой ногой. Учебная игра.

2

10.

Упражнения для мышц ног и таза. Бег.

Техника передвижений. Ведение мяча

правой и левой ногой. Игра.

2

11.

ТБ в спортивном зале. Бег на короткие

дистанции. Упражнения на быстроту.

Техника передвижений. Ведение мяча с

обводкой. Игра.

2

12.

Причина травм и их профилактика

применительно к занятиям футболом.

Бег. Упражнения на быстроту. Ведение

мяча с обводкой стоек. Эстафеты.

2

12

13.

Бег на скорость. Упражнения на

скоростно-силовые качества. Ведение

мяча с обводкой стоек. Учебная игра.

2

14.

Бег на скорость. Упражнения на

скоростно-силовые качества. Ведение

мяча с обводкой стоек. Эстафеты.

2

15.

Контрольные нормативы. Игра. Правила

игры.

2

16.

Бег. Упражнения с набивными мячами.

Удары по неподвижному мячу ногой.

Техника вратаря. Учебная игра. Правила

игры.

2

17.

Бег различными способами. Упражнения

на формирование правильной осанки.

Удары внутренней стороной стопы,

внутренней и средней частью подъёма,

по неподвижному и катящемуся

навстречу мячу. Учебная игра.

2

18.

Бег различными способами. Упражнения

для развития силовых качеств. Удары по

мячу в движении. Техника вратаря. Игра.

Правила игры.

2

19.

Бег на время. Упражнения на ловкость.

Удары по мячу после выполнения

технических действий. Техника игры

вратаря. Игра.

2

20.

Бег с препятствиями. Упражнения на

гибкость. Передача мяча в парах,

группах. Игра «квадрат». Учебная игра.

2

21.

Бег различными способами. Упражнения

на гимнастических снарядах. Удары по

мячу в движении. Техника вратаря.

Эстафеты.

2

22.

Бег. Упражнения на гибкость. Передача

мяча в движении. Игра «квадрат».

Эстафеты. Игра. Правила игры.

2

23.

Челночный бег. ОРУ. Упражнения для

мышц плечевого пояса и рук. Удары по

мячу головой. Эстафеты. Правила игры.

2

24.

Бег с препятствиями. ОРУ. Удары по

мячу головой с активным и пассивным

сопротивлением. Эстафеты.

2

25.

Бег различными способами. Передача

мяча в движении. Игра «квадрат».

Учебная игра.

2

26.

Бег на время. Упражнения для мышц

шеи и туловища. Финты. Отбор мяча.

2

13

Эстафеты

27.

Бег с изменение направления.

Упражнения для мышц шеи и туловища.

Финты. Отбор мяча. Учебная игра.

2

28.

Бег разминочный. Упражнения на

осанку. Финты. Отбор мяча. Тактика

игры в нападении. Учебная игра.

2

29.

Бег с изменением направления .

Упражнения на осанку. Финты. Отбор

мяча. Тактика игры в нападении.

Учебная игра.

2

30.

Бег. ОРУ. СПФ. Удары по мячу в

движении. Техника вратаря. Игра.

2

31.

Бег. ОРУ. Удары по летящему мячу.

Техника игры вратаря. Вбрасывание

мяча из-за боковой. Розыгрыш

штрафных и угловых ударов.

Жонглирование. Игра.

2

32.

Бег на время. ОРУ в парах. Игра

«квадрат». Передача мяча верхом.

Эстафеты.

2

33.

Правила игры. Тактика позиционного

нападения. Контратака. Учебная игра.

Судейство.

2

34.

Бег из различных положений.

Упражнения на брюшной пресс.

Передача и прием мяча, летящего по

воздуху. Индивидуальные действия в

нападении. Учебная игра.

2

35.

Бег. СПФ. Вбрасывание мяча из-за

боковой. Розыгрыш штрафных и

угловых ударов. Контрольные

нормативы. Учебная игра.

2

36.

Бег на 1000 м. Жонглирование мячом –

двумя ногами, головой. Тактические

действия при игре в меньшинстве.

Удары по мячу из-под прессинга.

Техника вратаря. Игра

2

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Возраст обучающихся, участвующих в реализации Программы: 7 9лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа (с перерывом на 15 минут каждые 45

минут). Количество учебных часов в год –72.

Форма занятий: групповая. Наполняемость группы – 15 человек.

14

В

группу зачисляются дети, не имеющие специальной подготовки и

желающие заниматься футболом, при наличии справки, разрешающей занятия по

данному направлению деятельности.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, просмотра и обсуждения

видеоматериалов.

Практические занятия – тренировки.

Учебно-тренировочные занятия проходят по традиционной схеме.

1. Подготовительная часть – разминка. Выполняются общеразвивающие

упражнения без мяча и с мячом.

2. Основная часть – выполняются упражнения специальной физической

подготовки (СФП), проводится обучение различным техническим приемам

владения

мячом

и

простейшим

тактическим

действиям

«открывание»

и

«закрывание» соперника. Проводится прием контрольных упражнений.

3. Заключительная часть – упражнения на расслабления мышц, подведение

итогов.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимо:

-

спортивный зал,

-

оборудованные раздевалки и душевые,

-

гимнастические скамейки,

-

футбольные стойки,

-

шведская стенка,

-

турники,

-

скакалки, мячи (волейбольные, теннисные, набивные, весом не

более 1 кг),

-

футбольные мячи,

- секундомеры,

- кольца-мишени,

- рама с подвесными мячами,

- футбольный батут,

- переносные вороты,

- футбольный переносной щит,

- конусы, фишки.

Для обучающихся необходимо наличие спортивной формы и

специальной обуви.

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

В

ходе

реализации

данной

Программы

проводится

текущий,

промежуточный и итоговый контроль формирования знаний, умений и

навыков.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого

учебного занятия.

15

Промежуточный контроль осуществляется во время приема контрольных

упражнений, во время проведения тренировочных игр и соревнований.

В

конце

обучения

подводятся

итоги,

определяется

уровень

подготовленности юных спортсменов.

2.4 ОЦЕННЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Наименование

8 лет

9 лет

п/п

1.

Бег 30 метров (сек)

6-7

5-6,9

2.

Прыжок в длину с места (см)

не менее 135

не менее 145

3.

Челночный бег 3х10 (сек)

9-10

8-9

4.

Бег 30 метров с ведением мяча, (сек)

8-9

7-8

Условия выполнения упражнений

1.

Бег на 30 м, челночный бег и прыжок в длину с места выполняется

по правилам соревнований по легкой атлетике. Бег выполняется

с высокого старта.

2.

Бег на 30 м с ведением мяча выполняется с высокого старта (мяч

на линии старта). Мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не

менее трёх касаний, не считая остановки за финишной линией. Упражнение

считается законченным, когда игрок остановит мяч за линией финиша. Время

фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линии

финиша.

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Степень выраженности

Оценка

оцениваемого качества

уровня

1.

Теоретиче

Обучающийся знает:

Обучающийся

освоил высокий

ские

1)

о

личной практически весь объем

уровень

знания

гигиене;

знаний,

2)

о

значении предусмотренных

режима

дня

для

программой

за

спортсмена;

конкретный период

3)

историю

Объем усвоенных знаний

средний

развития

футбола

в составляет

более

уровень

России

и

лучших половины

знаний,

российских

предусмотренных

футболистов

программой

за

конкретный период

Овладел менее

низкий

16

половины объема знаний,

уровень

предусмотренных

программой за

конкретный период

2.

Практичес

Обучающийся владеет:

Овладел

практически высокий

кие

1)

основными

всеми

умениями

и уровень

умения и

техническими

навыками,

навыки

приемами

(техника

предусмотренными

остановок

и

передач программой

за

мяча,

ведений

и конкретный период

обводки,

ударов

по Объем

усвоенных средний

воротам);

умений

и

навыков

уровень

2)

элементарными

составляет

более

тактическими

половины

действиями:

Обучающийся

овладел

низкий

«открывание»

и лишь

начальным уровень

«закрывание»

уровнем подготовки

соперника

3.

Взаимоде

Обучающийся

Самостоятельно

высокий

йствие в

1)

умеет

планирует

и уровень

команде

согласовывать свои

организовывает

свои

действия с другими

действия

игроками;

Осуществляет

действия средний

2)

оказывает

при

напоминании уровень

поддержку и

педагога

взаимопомощь другим

Нуждается в постоянном

низкий

членам команды

контроле

и

помощи уровень

педагога

17

2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ

Методическое обеспечение программы

В

тренировках

с

обучающимися

этого

возраста

используются

преимущественно упражнения из спортивных игр. Часто проводятся

подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Борьба за мяч», «Не давай мяч

водящему». Эти игровые упражнения воздействуют на важные для овладения

техникой физические качества.

Для повышения функциональных возможностей органов и систем и

развития двигательных качеств обучающегося применяются упражнения

специальной физической подготовки (СФП), с преимущественным развитием

ловкости и координации движений.

Обучение футбольной технике происходит с помощью специальных

упражнений, чтобы обучающиеся овладели множеством простых технических

приёмов и освоили широкий арсенал двигательных навыков.

Упражнения подбираются по принципу «от простого к сложному»,

выполняются сначала на месте или на малой скорости по неподвижному или

катящемуся мячу без сопротивления, скорость увеличивается постепенно.

При разучивании сложных технических приемов они разбиваются на

основные

элементы.

По

мере

овладения

занимающимися

основными

элементами они постепенно сводятся в общую структуру движения, и потом

разучивается этот технический прием уже в целостном виде.

Тактика игры изучается в нападении и в защите.

Методы обучения

На занятиях по футболу применяются различные методы обучения:

-

Словесный метод обучения, включающий в себя следующие приёмы:

беседа, инструктаж, описание, объяснение и пояснение.

-

Наглядный – показ педагогом элементов, упражнений и движений,

просмотр матчей, видеоматериалов.

-

Практический

метод

обучения

представлен

целостным

и

фрагментарным методами разучивания; стандартным и переменным методами

повторения изучаемого действия; методом круговой тренировки.

Основные средства тренировочных воздействий:

-

Общеразвивающие упражнения.

-

Подвижные игры и игровые упражнения.

-

Разнообразные прыжки и прыжковые упражнения.

-

Гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки.

-

Акробатические упражнения.

-

Эстафеты.

Основные методы выполнения упражнений:

-

спортивно - игровой;

-

равномерный;

-

круговой;

-

контрольный;

18

-

соревновательный.

В

процессе

обучения

по

данной

Программе

у

обучающихся

закладывается основа дальнейшего овладения умениями и навыками игры в

футбол.

Основные формы подготовки на занятиях по футболу – спортивные и

подвижные игры по упрощённым правилам (с малыми составами, на

небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические

упражнения

определённой

направленности

с

элементами

гимнастики,

акробатики, лёгкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах

является мяч. В течение занятия 80% времени обучающиеся занимаются с

мячом, 20% отводится на упражнения различного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

1.

Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов – М.: Физкультура,

образование и наука, 1997.

2.

Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки

юных футболистов 6-9 лет – Нижний Новгород: РА «Квартал», 2012. — 256 с.

3.

Качани Л., Торский Л. Тренировка футболистов. – М.: Физкультура и спорт,

1984. – 174 с.

4.

Саркисян Р.А., Четырко А.М. Подготовка юных футболистов: Методические

рекомендации. – Ереван, 1979.

5.

Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет. / Годик М.А.,

Мосягин С.М., Швыков И.А. – М.: Граница, 2008 – 272 с.

6.

Швыков И.А. Футбол в школе. – М.: Терра – спорт, Олимпия Пресс,

2002.

7.

Юный футболист: сб./Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. – М.:

Физкультура и спорт, 1983. – 255 с., ил.

8.

101 упражнение для юных футболистов / Мальком Кук; пер. с англ. Л.

Захоровича. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

20



В раздел образования