Напоминание

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ


Автор: Олишевко Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш" г. Ноябрьск
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕПЫШ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «Крепыш»)

ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел.(3496) 42-47-99, 42-48-25 Email: krepysh

07@

inbox

.

ru

Доклад на тему:

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего

возраста к условиям ДОУ

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ «Крепыш»

Олишевко

Наталья Юрьевна

2021 г.

Цель:

познакомить

педагогов

с

технологией

использования

кинетического

песка

как

эффективного средства снижения высокого уровня психического напряжения ребёнка в период

адаптации к условиям детского сада.

Задачи представленной технологии:

способствовать

благоприятной

адаптации

малышей

к

новым

социальным

условиям,

установлению доброжелательных отношений со сверстниками, с окружающими взрослыми;

способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности

каждого ребёнка;

способствовать

развитию

познавательной

активности

детей,

развивать

интерес

к

сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в

игровой и продуктивной деятельности;

обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ, тем самым сократить период

адаптации к условиям ДОУ;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по адаптации

ребенка к условиям ДОУ.

Ход выступления

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в детство не пропала!

Простейший ящик из стола

Покрасим голубой мы краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой!

Детский сад- первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. По мнению

психологов, период адаптации к новым условиям длится два-три месяца. Педагоги ДОУ ищут

эффективные методы для безболезненной адаптации ребенка. Игры с песком – одна из форм

естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние,

способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком

успокаивают импульсивных, активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных

детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений

и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания,

наблюдательности, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и

творческих способностей детей. В песочнице можно дать волю своей бурной фантазии. В

дошкольных образовательных организациях используются интерактивные песочные столы,

организовываются центра воды и песка, в своей практике при адаптации детей

я решила

попробовать использовать не простой песок, а кинетический. Познакомившись с кинетическим

песком и поняла: вот тот инструмент, который сослужит мне добрую службу.

Чем полезен Кинетический песок?

Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый

взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются

его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но

из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках

и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как

расслабляющее и терапевтическое средство. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.

Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и

правила поведения в группе, а ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила

поведения и общения в группе. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении

умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию

поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится

своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у

ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются

следующие задачи:

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает

психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает

позитивные способы поведения.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из–за отсутствия активной речи. Игры

с кинетическим песком могут оказаться полезными для установления взаимопонимания со

взрослыми, сверстниками и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная

терапия стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.

В период адаптации ребенка в детском

саду игры с песком способствуют:

быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;

снижению высокого уровня психического напряжения;

развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;

освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;

более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание,

внимание, память, мышление), а также речи.

Использование кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет)

способствует развитию активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики

и речи, общего кругозора, мышления, памяти, внимания, воображения. Кроме того, формируется

положительный

эмоциональный

настрой,

усидчивость,

навыки

практического

экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры.

Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к

активному развитию.

Игры с песком можно разделить на разные категории:

Сенсорные (тактильные игры, предполагающие действия ребенка с песком);

Практические (в большой степени ориентированные на развитие моторики и в

процессе которых ребенок совершает действия с предметами и бытовыми орудиями,

что в дальнейшем переносит в свою жизнь;

Творческие (стимулирующие ребенка проявлять интерес к исследованию материалов,

повторять и разнообразить действия с ними;

Исследовательские

(знакомящие

ребенка

со

свойствами

песка

и

новыми

возможностями его использования

Обучающие (способствующие решению задач данной темы занятия);

Контактные (ориентированные на взаимодействия в паре, в группе).

Уважаемые коллеги, я вам тоже сегодня предлагаю поиграть с песком, но прежде вспомним

правила работы.

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, поможем

им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать

песок в рот и бросать его в других людей.

3. У вас всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи

чистые ладошки зеркалу.

Для помощи детям раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ можно

проводить следующие игры:

Игра 1. Знакомство с

песком.

Педагог просит дотронуться детей до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем

всеми пальцами одновременно, сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в

песочницу.

Игра 2. «Песочный дождик»

Педагог предлагает детям взять песок в кулачок, поднять над песочницей и сыпать песок. Сначала

медленно,

а

затем

быстро,

из

своего

кулачка

в песочницу,

потом

сыпать

песок

на

ладонь «взрослого», на свою ладонь.

Игра 3. «Необыкновенные следы»

Предложить детям оставить на песке отпечатки своих пальчиков или ладоней, так же можно

предложить показать, как:

-«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

-«Прыгают зайцы» —кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных

направлениях.

-«Бегут жучки-паучки» —двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно

полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом -«жучки

здороваются»).

Игра 4. «Песочные прятки»

Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет

игрушку в песке, произносит слова: "Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти

их в песке.

Игра 5. Готовим печенья и кексики

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки

для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать

песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать

настоящее чаепитие для кукол и игрушек. (Приложение 4)

Игра 6. Лепим из

кинетического песка

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с

ребенком.

Игра 7. Угадайка

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый

след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных

предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке,

посмотрите с ребенком в чем их отличие.

Игра 8. Кто выше.

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные

из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного

предельного веса - постройка рушится. Соответственно, можно использовать это свойство песка

для игры, построив башню и наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на части.

Такие игры, несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми

впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина в

зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой

встречи проявляют довольно бурные эмоции. Работа с кинетическим песком дает возможность

оптимизировать эмоциональный фон ребенка, гармонизирует психоэмоциональное состояние,

развивает познавательные процессы, творческий потенциал, формирует коммуникативные

навыки, а следовательно , способствует успешной адаптации к условиям ДОУ.

Кинетический

песок

способен

увлечь

игрой

и

взрослых

детей

на

довольно

продолжительное время

Организуя работу с кинетическим песком, обратила внимание на то, что повысилась

познавательная активность детей, произвольность, способность к творческому самовыражению

через участие в игровой и продуктивной деятельности. Песочная терапия – прекрасный способ

установления

контакта

с

детьми,

переживающими

процесс

адаптации

к

дошкольному

учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной

адаптации в период раннего возраста.

Список литературы.

1.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006

2.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие

игры. СПб.:Детство-Пресс.2002

3.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО

“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010. – 80 с.

4.

Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы

и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и

психологов дошкольных учреждений. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 61 с.

Картотека игр с кинетическим песком:

«Норки для мышки»

Ребенок вместе с взрослым делает норку для мышки. Затем педагог обыгрывает постройку

с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк.

Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для

нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят,

медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекаете из кинетического песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,

тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок,

утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая

кинетический песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей,

кукол.

«Волшебные отпечатки на песке»

Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем

дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки,

осьминожки, птички и т, д.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от

злого серого волка.

«Бусы для мамы»

«Что же делать?

Где взять бусы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно

бусинки на песке.

«Готовим печенья и кексы».

Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные

высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно

будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно

печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя

формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная

плита, если она у вас есть.

«Тренируем навыки владения ножом».

Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом,

но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок

станет отличным материалом для тренировки. Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или

колбаски, вручить ребенку пластиковый нож или менее опасный столовый нож и предложить

нарезать хлеба или приготовить бутерброды. Продукты из кинетического песка отлично режутся

даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.

«Кто выше».

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из

песка очень прочные, с другой стороны как только давление сверху достигает определенного

предельного веса строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для

игры. Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из

шариков. Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится.

Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно

выше, из как можно большего количества элементов.

«Угадайка»

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо

различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько

разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими

предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие —

отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно

пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на

песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке.

Периодически меняйтесь с ребенком ролями.



В раздел образования