Напоминание

Семинар для педагогов "Профилактика и предупреждение девиантного поведения учащихся"


Автор: Александрова Наталия Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Таскаевской СОШ
Населённый пункт: село Таскаево Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар для педагогов "Профилактика и предупреждение девиантного поведения учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Профилактика и

предупреждение

девиантного поведения

подростков

Семинар для педагогов МКОУ Таскаевской СОШ

Девиантное поведение

-это поведение, отклоняющееся от общепринятых,

социально одобряемых, наиболее распространенных

и устоявшихся норм в обществе.

Виды девиантного поведения

Причиняющее вред только самой личности и не

соответствующее общепринятым социально-

нравственным нормам – накопительство,

конформизм, мазохизм и др

.

Деструктивное

поведение

Причиняющее вред личности и социальным

общностям (семья, компания друзей, соседи) и

проявляющееся в алкоголизме, наркомании,

самоубийстве и др.

Асоциальное

поведение

Представляет собою нарушение как моральных,

так и правовых норм и выражающееся в

грабежах, убийствах и других преступлениях

Противоправное

поведение

Разновидности

девиантного асоциального

поведения

Прости

туция

Суицид

Новые девиантные формы поведения детей

трудоголизм;

клептомания;

игровая и компьютерная зависимость у

подростков,

пищевая зависимость (булимия, анорексия);

сексуальные девиации (педофилия, зоофилия,

некрофилия),

агрессия у подростков,

низкий уровень интеллекта,

отрицательное отношение к учебе,

конфликты в семье, убегание из дома,

мелкие проступки на уровне нарушения норм

дисциплины и общественного порядка.

Диагностировать девиантное поведение должен

психолог

Личностные методики

Психологические тесты

Методики определения уровня

тревожности

Групповые тренинги

Задачи профилактики девиантного поведения

1) формирование ценностного отношения к правилам и социальным

нормам;

2) формирование ценности здорового образа жизни;

3) развитие позитивных жизненных смыслов и способности к

целеполаганию;

4) повышение компетентности и социальной успешности личности в

жизненно значимых сферах активности;

5) включение личности в поддерживающую социальную группу,

имеющую позитивные социальные цели;

6) развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за

счет повышения осознанности собственного поведения,

продуктивных стратегий совладания со стрессом;

7) своевременная коррекция нарушенных межличностных

отношений и формирование межличностной компетентности.

К методам профилактики

девиантного поведения относят

Пси

холо

гиче

ские

трен

инг

и

Воспитательные

беседы, лекции

Образовательные программы

Организация досуга

Развитие личностных ресурсов

Пропаганда здорового образа жизни

Педагогу

важно научиться различать

Желание привлечь внимание, желание показать свою власть или

отмстить за обиду (реальную или вымышленную), желание

избежать неудач. При этом поведение подростка может быть

плохим, но не девиантным.

Собственно девиантное поведение - это постоянное аморальное,

противоправное, преступное поведение.

СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ

НЕАДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При остановке неадекватного поведения педагог должен

знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы,

повышать голос, кричать.

Поведение должно быть максимально спокойным,

движения замедленными, жестикуляция сведена до

минимума. Лучше всего пользоваться короткими

наставлениями.

Короткое наставление

1

Вступите в контакт

2

Назовите ребенку адекватное

поведение в данной ситуации

3

Объясните ему, почему надо вести

себя именно так, а не иначе.

Вступление в контакт может происходить следующим

образом: скажите что-то положительное, что-то о том, чем

подросток занимается или занимался, упомяните что-

нибудь нейтральное и назовите чувство.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт

может быть затруднено.

В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается

подросток, или вступить в контакт нейтральным образом,

например: «Петр, хочу тебе что-то сказать». Другая

возможность — обозначить чувство (например: «Мне

показалось, что ты на что-то сердишься?»).

При использовании короткого наставления

важно помнить следующее:

наставляйте на поведение, легко выполнимое для подростка;

постройте, используя несколько наставлений, поведение,

исключающее проблемное поведение;

используйте невербальные сигналы, снижающие напряжение;

не отвлекайтесь от темы;

сделайте ситуацию предсказуемой, подсказывая каждый раз

следующий шаг.

Некоторые физические методы.

Действия,

включающие в себя

толчки, удары и

выкручивание рук,

— недопустимы.

При физическом превосходстве один

или более педагогов может

применить физический контакт с

подростком для того, чтобы

предотвратить серьезное

неадекватное поведение, которое

послужило (или может послужить)

возникновению инцидента или

кризисной ситуации и при котором

словесные наставления не помогли,

для этого используются давление и

направление.

Отделение.

Отделение производят для

того, чтобы на какое-то

время оградить

подростка от ситуации, в

которой он находится, с

тем, чтобы он не

подвергался воздействию

определенных

возбудителей и был в

состоянии вести себя

более адекватно.

Этапы отделения:

1)

вступите в контакт;

2)

назовите неадекватное поведение и

попросите прекратить;

3)

скажите, что последует отделение,

назовите место и количество минут;

4)

сопроводите подростка к месту

отделения;

5)

назовите там адекватное поведение;

6)

назовите адекватное поведение после

отделения;

7)

еще раз назовите длительность

отделения и закончите.

Возвращая подростка в обычную ситуацию,

педагог должен помнить о следующем:

после отделения расскажите другим обучающимся, по какой

причине оно произошло;

дайте наставление группе о том, как реагировать на отделенного

ребенка после его возвращения;

приведите отделенного;

обратная связь на выработку адекватного поведения на месте;

назовите адекватное поведение, от него ожидаемое;

наблюдайте за отделенным и другими детьми, проведите

обратную связь и при необходимости направляйте ситуацию,

применяя обратную связь и наставления.

Список использованных источников

Алексеева И.А. Дети риска. - С.-Пб., 2002. - 202 с.

Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей //

Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М.: 1998. - С. 147-211.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - SvR- Аргус, 1994. - 208 с.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учебно-метод. пособие / Под

ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2003. - 316 с.

Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Под ред.

Шереги Ф.Э.. - М.: Центр социологических исследований, 2001

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с

подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр

«Академия», 2004. - 27

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Избран.психол.труды. - М.,

1989. С. 60-78.



В раздел образования