Автор: Рыжикова Светлана Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Шеровичская школа"
Населённый пункт: Руднянского р-на Смоленской обл
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Сложение чисел с разными знаками"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока математики
Класс: 6
Автор учебника: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов., А.С. Чесноков. Учебник «Математика. 6 класс». – М.: Мнемозина, 2018
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками.
Место и роль урока в изучаемой теме: 4-й урок в разделе: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Тип урока: урок комбинированный
Цель
урока:
формирование
умений
сложения
чисел
с
разными
знаками;
развитие
навыков
самообразования
на
основе
учебно-
познавательной мотивации; формирование способности к планированию.
Планируемые результаты:
Предметные
Личностные
Метапредметные
Формулировать
правила
сложения
чисел
с разными
знаками;
Называть шаги алгоритма сложения чисел с разными
знаками;
Выполнять сложение чисел с разными знаками;
Составлять буквенные выражения по условию задачи;
Вычислять
буквенные
выражения
при
заданных
значениях;
Приводить примеры задач на вычисление суммы чисел
с разными знаками.
Демонстрировать
уважение
к
личности одноклассников;
Проявлять
устойчивое
желание
к
самообразованию
и
самовоспитанию;
выражать свои мысли полно
и
точно,
слушать
и
вступать
в
диалог;
Ориентироваться
в
содержании текста и понимать его
целостный смысл;
Находить в тесте требуемую
информацию.
Оборудование: интерактивная доска, лист самооценки
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Оценивание/
формы контроля
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
-Создает благоприятный
психологический настрой на работу;
-настраивает учащихся на получение
конечного результата.
-приветствуют учителя и выполняют
самооценку готовности к уроку;
коммуникативные
-устная коммуникация (умение
слушать учителя; умение строить
устное высказывание в
соответствии с коммуникативной
задачей.)
-самооценка готовности
к уроку.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-создает условия для
-отвечают на вопросы учителя;
познавательные
-оценка, самооценка
формулирования целей урока,
обеспечивает мотивацию учения;
«Сложению тебя обучали?-
Спросила Белая Королева
Сколько будет один плюс один,
плюс один, плюс один?»
Льюис Кэрролл.
1.Устная работа «Я умею».
Задание
на
сортировку
(ранжирование)
-15; -2; -17; -9
8; -16; -26;28
3,2; -1,9; -3,9; 0
1.Разбейте числа, которые вы видите
на группы.
2.А что вы уже умеете делать с
положительными и отрицательными
числами?
3. Назовите модуль каждого числа.
4. Назовите в каждой строчке число,
модуль которого больше.
5.Назовите в каждой строчке знак
числа, модуль которого больше.
-актуализируют способы действия,
выполняют учебные действия
Мы умеем вычислять: (учащиеся
отвечают)
а) сумму отрицательных чисел;
б) сумму отрицательного числа и
нуля;
в) находить модуль числа.
-определять границу знания-
незнания;
-актуализация и применение
необходимых знаний, умений и
способов деятельности при
решении проблемы);
-определять и формулировать
проблему.
коммуникативные
-строить монологическое
высказывание;
-отвечать на вопросы учителя.
регулятивные
-планировать свою деятельность
в соответствии с целевой
установкой;
-осуществлять самоконтроль;
-оценивать правильность
выполнения действия на основе
его оценки и учета характера
ошибок.
умения применять ранее
полученные знания при
решении практических
задач;
-выяснение готовности
класса к изучению
нового материала.
Оценочное суждение,
коррекция ответов
обучающихся.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
-выдвигает проблему;
-создает условия для
формулирования темы и
определения целей урока,
-акцентирует внимание учащихся на
значимость темы.
Отгадайте анаграммы
же-сло-ние
сел-чи
-выдвигают гипотезу, высказывают
своё мнение;
-выдвигают варианты формулировок
цели, участвуют в их обсуждении;
- с помощью учителя формируют
цель и ставят задачи урока.
Задача 1. Утром температура
-установление закономерностей,
построение суждений;
-выдвижение гипотезы и
обоснование её;
-умение отстаивать свою точку
зрения;
-планирование реализации целей
и задач;
-воспроизведение известных
-оценка постановки
учебной задачи,
планирование действий
по её решению;
-оценка умения
формулировать тему
урока.
с ны-раз-ми
ми - зна-ка
Вопросы:
1.Как сложить числа с разными
знаками?
2.Какой жизненный опыт имеется в
выполнении действия сложения
чисел с разными знаками?
воздуха была
. За день она
повысилась на
. Какой стала
температура воздуха к вечеру?
Задача 2. Утром температура
воздуха была
. За день она
изменилась на
. Какой стала
температура воздуха к вечеру?
методов решения
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
-создает условия для применения
полученных знаний на практике;
-организует построение проекта
выхода из затруднения;
-выявляет, в чем заключаются
ошибки, и их причины;
-намечает пути устранения
затруднений.
1.
Постановка проблемы: (изображена
координатная прямая)
– Сложите числа с помощью
координатной прямой:
(-5) + 3
2. Лабораторно-практическая
работа в парах.
С помощью координатной прямой
выполните сложение чисел
-7 +5 и -3 +4
•
Под каждым примером
выпишите модули слагаемых и
модуль ответа.
•
Обратите внимание на знак
-определяют способы получения
новых знаний, необходимых для
решения проблемы;
-решают примеры в парах над
поставленными задачами;
-проговаривают правило сложения
чисел с помощью координатной
прямой.
На конкретных примерах выполняют
задание
на
сложение
чисел
с
помощью координатной прямой.
Работают в паре: предлагают свои
действия.
Заметим:
1
3
4
;
2
5
7
- сверяют решение с эталоном.
Учащиеся делают вывод:
познавательные
-осуществлять анализ объектов с
выделением существенных
признаков;
-извлекать необходимую
информацию из учебника;
коммуникативные
-высказывание своего мнения,
построение монологического
высказывания в соответствии с
коммуникативной задачей.
регулятивные
- представление информации в
виде плана-схемы действий.
-самооценка;
-самоконтроль.
Оценка работы пары.
ответов.
•
Сделайте вывод: при сложении
чисел с разными знаками,
получаются числа как ________
так и ________ .
•
С каким из знаков слагаемых
совпадает знак ответа? Что
можно сказать о
модуле этого слагаемого по
сравнению с модулем другого
слагаемого?
3. Основываясь на полученных
выводах, не используя
координатную прямую, сложите
числа:
10 + 12 =
4 + 3,6 =
Проверьте себя по учебнику на
стр.180. (обратите внимание на
рекомендацию авторов учебника,
записанную после правила сложения
чисел с разными знаками).
при сложении чисел с разными
знаками получается число, знак
которого совпадает со знаком
слагаемого, имеющего ________
Учащиеся выполняют задание на
новое правило действие сложения с
числами разных знаков и знакомятся
с эталоном правила.
-исправляют допущенные ошибки
(если таковы есть);
- работают с учебником;
- анализируют информацию;
- формулируют правило;
- фиксируют преодоление
возникшего ранее затруднения;
5. Физкультминутка.
обеспечить эмоциональную
разгрузку учащихся
Давайте немного отдохнём.
Поднимает руки класс — это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это
«три».
Руки в стороны пошире развернули
на «четыре»,
С силой их к рукам прижать – это
«пять».
Всем ребятам надо сесть - это
Учащиеся поднимаются с мест и
повторяют действия за учителем.
«шесть».
6. Первичное закрепление знаний.
-организует устную фронтальную
работу учащихся:
организует самостоятельную
деятельность учащихся
- организует деятельность
обучающихся в парах;
- помогает найти правильный выход
из затруднительной ситуации.
В парах вам предстоит выполнить
несколько заданий на новую тему и
организовать взаимопроверку. В
случае затруднения вы можете
обратиться ко мне за помощью.
- работают в парах;
- выполняют задания №1066;
- находят ошибки друг у друга и
исправляют их;
- осуществляют взаимопроверку и
взаимоконтроль.
познавательные
-анализ, сравнение, извлечение
необходимой информации из
текста (правила);
коммуникативные
-строить устное высказывание в
соответствии с коммуникативной
задачей;
-формулировка своего мнения.
регулятивные
-поиск пути решения проблемы;
-оценка результата деятельности;
-сознательная организация своей
познавательной деятельности;
-самоконтроль.
-взаимопроверка,
-взаимоконтроль,
-исследовательская
деятельность.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).
-помогает найти правильный выход
из затруднительной ситуации.
организовывает самостоятельное
выполнение учащимися контроля
оценки знаний (КОЗ) на новый
способ действия;
- организовывает взаимопроверку
учащимися своих решений по
эталону;
- создает (по возможности) ситуацию
успеха для каждого ребенка.
Работают с дидактическими
материалами (с. 129, работа №23 В-
А1, А2)
В пункте 33 находят правило и при
выполнении задания используют.
.
познавательные
-использование новой
информации для решения
учебной задачи;
- самооценка учебно-
познавательной деятельности
(умение осуществлять
самоконтроль и взаимоконтроль).
коммуникативная
-способность вести диалог,
высказывание суждения,
выслушивание мнения оппонента
регулятивные
- обработка информации
(самостоятельный поиск, анализ,
отбор необходимой информации,
использование для решения
Выполнение КОЗ,
взаимопроверка по
образцу,
взаимоконтроль.
учебных задач).
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
- организует рефлексию и
самооценку учениками собственной
учебной деятельности на уроке;
- устанавливает соответствие между
поставленной целью и результатом
учебной деятельности;
- фиксирует новое содержание,
изученное на уроке.
-организуют обсуждение
Какова была тема урока?
Какую задачу ставили?
Каким способом решали
поставленную задачу?
Предлагает оценить учащимся
каждому свою работу по листу
самооценки.
Учащиеся подводят итоги своей
работы:
-подводят итоги работы пар и класса
в целом;
Продолжите предложение:
•
Я на уроке научился
___________
•
Я на уроке повторил
___________
•
В чем мои затруднения
и требуют повторения
_______________
Учащиеся оценивают свою работу на
уроке по листу самооценки.
познавательные
-систематизировать, обобщить
изученное, делать выводы;
формирование умения
рефлексировать свои
собственные знания и незнания).
коммуникативные
- устная и письменная
коммуникация (умение давать
оценку собственного
продвижения, самооценку
успешности собственной
деятельности; комментировать
высказывания собеседников и
давать им оценку, адекватно
воспринимать оценку);
регулятивные
- анализ и оценка полученной
информации.
-соотносить цели урока с
результатом работы и со
способом её достижения;
-рефлексия деятельности
с использованием
рефлексивного экрана;
-оценка учителя
-самооценка
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-объявляет домашнее задание
- дает комментарий к домашнему
заданию
1)
с.179, п. 33 читать, ответить на
вопросы
№ 1080 (1), 1081 (1 столбик),1082,
Записывают домашнее задание в
дневник
коммуникативные
- устная коммуникация (умение
формулировать уточняющие
вопросы).
Самооценка умения
применять полученные
знания при решении
домашних заданий.
Приложение
Лист самооценки _________________________________(фамилия, имя)
Готовность
к уроку:
Готов-2
Частично-1
Не готов-0
Формулирование темы
урока, постановка цели
и задач.
Правильно
сформулировал-2
Частично-1
Не смог
сформулировать-0
Устная работа на
повторение по
слайдам презентации.
Правильно решил-2
Частично-1;
С ошибками-1
Самостоятельная
работа
Выполнил правильно-
2
С ошибками-1
Не выполнил-0
С ошибками-1
№1074-устная
работа
Правильно
решил-2
Частично -1;
С ошибками-1
№1066-
письменная
работа.
Правильно
решил-2
Частично -1;
С ошибками-1
Итоговая
оценка
11-12
баллов-
«5»
8-10
баллов-
«4»
4-7
баллов –
«3»
Литература:
1. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса – М.: Илекса, 2013. – 192 с.
2. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2018. – 288 с.