Напоминание

"Организация и проведение недели математики в условиях сельской агрошколы"


Автор: Тимофеева Нина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им.М.С.Егорова"
Населённый пункт: г.Нюрба
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация и проведение недели математики в условиях сельской агрошколы"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема доклада: «Организация и проведение недели математики в условиях сельской

агрошколы»

Автор: учитель математики Тимофеева Нина Михайловна

Вступление

Трудно себе представить агрообразование в школе без хороших знаний по

математике. На современном этапе развития школьного образования особое значение

приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся. Выделяют

следующие виды внеурочной деятельности учащихся: внеклассная, внешкольная и

заочная работа. Наиболее массовый характер по охвату учащихся имеет внеклассная

работа, под которой понимают необязательные систематические занятия с учащимися

во внеурочное время. Различают два вида внеклассной работы: работа с учащимися,

для которых усвоение программного материала вызывает существенные трудности,

реализуемая в каждой школе в зависимости от конкретных условий, и, работа с

учащимися, проявляющими повышенный интерес к занятиям тем или иным предметом,

преследующая цель развития способностей школьников и формировании у них

интереса к изучению предмета. В соответствии с классификацией различных форм

внеклассной работы на основе временного признака, предлагаемой Г.И. Саранцевым,

можно выделить константные и темпоральные формы. К первому блоку относят

математический кружок, школа юного математика, научное общество учащихся,

консультации

и

другие.

Вторую

группу

образуют

формы,

приуроченные

к

определенному

времени,

например,

предметной

неделе.

К

ним

относятся

математический вечер, олимпиада, конференция, КВН и другие. Указанные формы

часто пересекаются, элементы многих форм могут быть использованы при организации

работы по какой-либо одной из них.

Совокупной формой методической, учебной и внеклассной работы в школе являются

предметные недели, которые представляют

комплекс взаимосвязанных мероприятий,

направленных на развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих

способностей школьников, навыков неформального общения учащихся и учителей в

составе разновозрастных творческих групп в ходе подготовки и проведения недели. Такая

работа не только способствует повышению квалификации учителя, но и требует от него

дополнительных усилий, проявления творчества при подготовке всех мероприятий в ходе

недели, что не всегда получается. Среди причин часто называется нехватка методической

литературы и сборников задач. Иногда просто не хватает идей, требуется совет,

первоначальный толчок, может быть даже образец.

В данной работе я представляю программу недели математики, проведенной в нашей

школе в прошлом учебном году. В приложении включены методические разработки

конкретных мероприятий недели.

Цель моей работы: показать пример использования местного материала для проведения

математической недели в сельской школе.

Данная работа безусловно будет полезна учителям школ.

Представленные материалы помогут педагогам в организации предметных недель, а

также будут способствовать активизации внеклассной работы по математике в сельской

агропрофилированной школе.

Методическая

работа

это

основной

вид

образовательной

деятельности,

представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения

методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на

уроках и во внеклассной работе, поиска новыx, наиболее рациональных и эффективных,

форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. А

методическое

объединение

является

основным

структурным

подразделением

методической, опытно – экспериментальной и внеклассной работы по предмету. Потому

предметные недели занимают особое место в работе методического объединения. Они

обладают большим эмоциональным воздействием на обучающихся и вводятся в учебно –

воспитательный процесс школы с целью повышения познавательного интереса школьников

к предмету и как воспитывающий аспект образования.

Для методического объединения учителей математики нашей школы организация и

проведение предметных недель является приоритетным направлением деятельности,

поэтому стало традицией ежегодное проведение тематических предметных недель.

Основная часть.

1.Неделя математики: «Моя любимая Антоновка»

Наша школа- агропрофилированная, является школой ЮНЕСКО, СОНОР-ЖИПТО. В

школе более 600 учащихся. У нас учатся дети республиканского спортивного интерната

и дети регионального приюта «Арчы», а лучшие учащиеся поступают в НТЛ г Нюрба.

В связи со сказанным в этом году в программе недели решили не включить школьную

олимпиаду.

В 2017 году исполнились 60 лет образования совхоза «Нюрбинский» и 140 лет

образования с Антоновка. Методическое объединение решило посвятить этим

знаменательным датам предметную неделю под названием: «Наша любимая

Антоновка».

С большой нагруженностью 9,11-х классов, в организации недели привлекли учащихся

с 5-го по 8-ые и учащихся 10-ых классов

Цели предметной недели:

1)

Повышение уровня математического развития обучающихся, расширение их

кругозора;

2)

Развитие у учащихся интереса к занятиям математикой;

3)

Углубление представления учащихся об использовании сведений по математике

в повседневной жизни;

4)

Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели,

чувства ответственности за свою работу перед коллективом;

5)

Воспитание патриотических чувств и любви к «малой Родине».

Задачи предметной недели:

-

Совершенствовать

профессиональное

мастерство

педагогов

в

процессе

подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных

мероприятий;

-

Вовлекать учащихся, в творческую деятельность.

Принципы отбора содержания

При отборе содержания предметной недели следует придерживались следующих

принципов :

-

Принцип массовости (работа организовано таким образом, что в творческую

деятельность вовлекается как можно больше обучающихся)

-

Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания)

-

Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, что-

бы привлечь внимания визуально и по содержанию соответствовали)

-

Принцип соревновательности (детям предоставляется возможность сравнивать

свои достижения с результатами учащихся из разных классов)

Формы организации деятельности учащихся

Исходя из выше указанных принципов, используется следующие формы организа-

ции деятельности учащихся :

-

Работа в группах по интересам (при подготовке стенгазет, при участии в играх,

соревнованиях.)

-

Индивидуальное участие (при решении задач занимательного характера)

Для подготовки недели за месяц был создан оргкомитет, в который входили все

учителя математики, информатики и группа учеников, проявляющих повышенный

интерес к математике. На заседании методического объединения обсуждены основные

требования к организации предметной недели. Среди них: привлечение всех учителей

математики и информатики, и, как можно большего количества учащихся классов к

участию в мероприятиях недели; разнообразие форм проводимых мероприятий, их

полезность; обязательное использование материалов по краеведению при подготовке

различных заданий, как к урокам, так и к внеклассным мероприятиям.

Учителя, стараясь максимально использовать творческий потенциал учащихся,

совместно с ними готовили материалы для проведения уроков, конкурсов, викторин.

При

этом

учитывалась

разная

математическая

подготовка,

возрастные

и

психологические особенности развития учеников. В двух 7-х классах были проведены

уроки, с опорой на краеведческий материал, в 10-х классах - внеклассное занятие

(экономическая игра). Были организованы викторины, конкурсы, игры, выставки.

Предметная неделя закончилась математическим вечером.

В течение недели работал информационный стенд, освещающий ход

недели

математики. По окончании на заседании методического объединения рассмотрен

вопрос о выполнении программы недели, ее анализ..

По итогам предметной недели в методическую копилку школы были сданы следующие

материалы: план проведения предметной недели, тексты заданий конкурсов с их

результатами, планы-конспекты открытых уроков и внеклассного мероприятия, лучшие

творческие задания учащихся.

Основные этапы подготовки и проведения предметной недели.

Подготовительный этап

1)

Работа с методической литературой

2)

Утверждение плана проведения предметной недели на заседании МО.

3)

Определение основных мероприятий, их форм, содержания.

4)

Распределение обязанности между учителями МО.

5)

Подготовка конкурсов:

Задач на тему: « Задачи про Антоновку» (5,6-ые классы)

Ребусов по теме: «Их имена надо знать!» (7 классы)

Кроссвордов по теме: «Улицы Антоновки» (8 классы)

Презентаций о жизни предприятий села.. (10-е классы)

Анаграммы (Никитина А.А.)

Узнай: Кто это?

6)

Распределение заданий по классам.

7)

Определение

формы

поощрения

участников

и

победителей

конкурсов,

соревнований.

Основной этап

1)

Оформление объявления о каждом этапе проведения предметной недели.

2)

Проведение уроков и внеклассного мероприятия, посвященных нашему

селу.

3)

Работа математических магазинов.

4)

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

5)

Проведение математического вечера.

6)

Подведение итогов предметной недели, награждение победителей.

7)

Анализ проделанной работы.

8)

Статья в школьной газете.

2. План проведения недели

День недели

Мероприятие

Место

Участники

Ответственные

Понедельник

4.12.2017

-День

открытых

уроков:

- Урок игра: «Памятные

места Антоновки»

-Урок-путешествие:

«Прогулка

по

улицам

Антоновки»

-Внеклассное

занятие:

«Бизнес-игра»

206

кабинет

106

кабинет

106

кабинет

7а класс

7б класс

7в класс

Обоева Н.И.

Александрова

М.Г.

Тимофеева О.Л.

Вторник

5.12.2017

Выставка

творческих

работ:

-«Задачи

проАнтоновку»

-«Математические

ребусы»

-мини газета: «Истории

наших улиц»

-презентация:

«Предприятии

нашего

села».

Читаль-

ный зал

5-6 классы

7 классы

8 класс

10 класс

Никитина А.А

Обоева Н.И

Обоева Н.И

Александр. М.Г

Тимофеева О.Л

Обоева Н.И

Тимофеева О.Л

Александр. М.Г

Четверг

7.12.2017

-Игра:«Матема-

тические магазины»

- Занимательные Задачи

- Кроссворды

- Ребусы

109 каб.

206 каб.

205 каб.

(5-11) классы

Тимоф-ва Н.М.

Обоева Н.И.

Иванов А.Г.

- Задачи

-Угадай: Кто?

-Анаграммы

105 каб.

106 каб.

104 каб.

Алексан. М.Г.

Тимофеева О.Л

Никитина А.А

Пятница

8.12.2017

Математический вечер

физзал

(5-11)классы

Все члены МО

3. Методические рекомендации по проведению предметной недели

« Моя любимая Антоновка»

ПОНЕДЕЛЬНИК

Урок сегодня необычный –

Ведь у нас юбилей.

О своем селе узнать желаешь?

Решай задачи ты скорей.

А математика поможет

Поближе свое село узнать.

Вперед! По улицам знакомым

Её вершины покорять!

В первый день недели на информационном стенде появилось объявление, в котором

говорилось об открытии недели, посвященной юбилеям нашего села, и информация о

конкурсах, играх, в которых можно принять участие.

Открытые уроки

Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает двумя

возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является

работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся.

Поддержать интерес,

активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью уроков-игр. Такие

уроки открывают неограниченные возможности для проявления активности учащихся,

создают уникальные условия для их личностного проявления. В день открытия

предметной недели в 2-х классах прошли игровые уроки, посвященные селу

Антоновка.

В 7-б классе проводился урок-игра «Действия с натуральными степенями» («Улицы

Антоновки»).

Цель урока: обобщение и систематизация материала по данной теме, установление

связи между теорией и практикой, воспитание патриотических чувств и любви к

родному селу.

Целесообразно было

проведение урока в форме беседы с элементами игры,

использование групповой и коллективной форм общения. В основе рассказа учителя

легли сведения из истории возникновения улиц села, их названий. Ответы на вопросы,

касающиеся названия урока учащиеся получают, выполняя задания по теме «Действия

с натуральными степенями». На уроке использованы дидактические материалы и

презентации. За работу на уроке поставлены оценки.

В 7-а классе проведен урок-игра на тему «Произведение одночлена на многочлен» с

названием «Памятные места села Антоновки».

Цель урока: актуализация и усвоение темы, воспитание патриотических чувств и

любви к родному селу.

Учащиеся

работали

в

группах.

Активность

учащихся

умело

поддержана

соревнованием

между

группами.

Выполняя

задания

дети

знакомились

с

замечательными

местами

села

Антоновка-

скверами.

Урок

сопровождался

презентацией. На рефлексии

дети отмечали содержательность , новизну урока,

оценивали свою и работу группы в целом.

Внеклассное занятие

В двух 10-х классах (выборочно: 2 команды, остальные-болельщики) проведено

внеклассное занятие «Бизнец-игра». Две команды-два банка состязались в финансовой

состоятельности своих банков. Игра содержательная: решая правильно задания

работники банка защищали банк от банкротства. Лучшие математики классов играли

роль членов совещательного совета. Игра удалась. Учащимся занятие понравилось. Все

отмечали практико-ориентированность игры.

ВТОРНИК

Кроссворды, ребусы, анаграммы…!

Придумать разные задачи

(Мы всю неделю составляем.)

О нашем селе сумели.

Мы обязательно узнаем.

Ребята к конкурсу успели!

В рамках предметной недели торжественно открывается

Выставка творческих работ учащихся:

На лучшую книжку-малышку: «Задачи про Антоновку» (5-6 классы)

Ребусов: «Про Антоновку» (7 классы)

Мини-газет: «История наших улиц» (8 «б», «в» классы)

Числовых кроссвордов: «Про Антоновку» (8 «а» класс)

Презентации: « Предприятия нашего села» (10-е классы)

Цель выставки: Привлечь внимание учащихся к творческим работам обучающихся,

показ образцов оформления творческих заданий, установление межпредметных связей

математики с краеведением, развитие взаимодействия и сотрудничества учащихся 5-11

классов. Даже самый слабый ученик с удовольствием будет принимать участие в

выполнении творческой работы, за которую можно получить только хорошую оценку.

Выставку посещают все желающие.

Творческие работы оценивает комиссия, состоящая из учителей, учащихся.

ЧЕТВЕРГ

«Математические магазины»

Цель: формирование математической культуры учащихся, развитие памяти, внимания

, сообразительности, расширение кругозора учащихся, стимулирование интереса к

предмету, воспитание самоорганизации.

В течение дня во время 3-х первых перемен для всех учащихся

работают

«Математические магазины». В играх-конкурсах участвуют все желающие. Выполняя

верно задания учащиеся получают фишки или сладкие призы. В магазинах дети

покупают задачи (задачи из жизни села, логические, анаграммы, ребусы, кроссворды,

отгадай: Кто это), по классам сидят учителя математики и школьники- ассистенты,

которые раздают условия конкурса. Учащиеся заняв место в классе, решают и сдают

на проверку. Учитель по готовому шаблону проверяет, если решение верное дает

фишку или конфету, ученик может продолжить конкурс в этом магазине, взяв другое

задание или может идти в другой кабинет-магазин. Так всего 6 кабинетов с названиями

конкурсов: «Занимательные задачи», «Кроссворды», «Ребусы», «Задачи», «Угадай

Кто?», «Анаграммы». Детям нравится этот вид конкурса.

ПЯТНИЦА

Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому

познанию предмета, развивающий их способности. Возникновение интереса к

математике у большинства учащихся зависит от того, насколько умело учитель

построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и

увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей

фантазии не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Всякая предметная неделя создает атмосферу праздника, поэтому заключительным

мероприятием недели является общешкольное мероприятие –

«Математический вечер».

Цель мероприятия: развитие интереса к математике, расширение математического

кругозора школьников, показ взаимосвязи математики с жизнью, формирование

навыков общения, развитие патриотических чувств и любви к «малой Родине»;

подведение

итогов

недели:

награждение

победителей

конкурсов,

поощрение

активистов, вручение номинаций.

Вечер состоит из трех частей: 1. Теоретическая, 2. Итоги недели, 3. Массовые игры,

дискотека. В теоретической части дети слушали выступление двух докладчиков на

темы: «Приемы быстрого счета» и «Математические фокусы». Во второй части

подводился итог недели – награждение. Победители, призеры определены по всем

конкурсам.

Вывод

Математическая неделя: «Моя любимая Антоновка» прошла очень интересно. Дети

активно участвовали во всех мероприятиях, проведенных в рамках недели. Об этом

свидетельствуют выступления учащихся на рефлексии уроков, внеклассного занятия,

активность посещения мероприятий (63% учащихся II-III ступеней).



В раздел образования