Автор: Тимофеева Нина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им.М.С.Егорова"
Населённый пункт: г.Нюрба
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация и проведение недели математики в условиях сельской агрошколы"
Раздел: среднее образование
Тема доклада: «Организация и проведение недели математики в условиях сельской
агрошколы»
Автор: учитель математики Тимофеева Нина Михайловна
Вступление
Трудно себе представить агрообразование в школе без хороших знаний по
математике. На современном этапе развития школьного образования особое значение
приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся. Выделяют
следующие виды внеурочной деятельности учащихся: внеклассная, внешкольная и
заочная работа. Наиболее массовый характер по охвату учащихся имеет внеклассная
работа, под которой понимают необязательные систематические занятия с учащимися
во внеурочное время. Различают два вида внеклассной работы: работа с учащимися,
для которых усвоение программного материала вызывает существенные трудности,
реализуемая в каждой школе в зависимости от конкретных условий, и, работа с
учащимися, проявляющими повышенный интерес к занятиям тем или иным предметом,
преследующая цель развития способностей школьников и формировании у них
интереса к изучению предмета. В соответствии с классификацией различных форм
внеклассной работы на основе временного признака, предлагаемой Г.И. Саранцевым,
можно выделить константные и темпоральные формы. К первому блоку относят
математический кружок, школа юного математика, научное общество учащихся,
консультации
и
другие.
Вторую
группу
образуют
формы,
приуроченные
к
определенному
времени,
например,
предметной
неделе.
К
ним
относятся
математический вечер, олимпиада, конференция, КВН и другие. Указанные формы
часто пересекаются, элементы многих форм могут быть использованы при организации
работы по какой-либо одной из них.
Совокупной формой методической, учебной и внеклассной работы в школе являются
предметные недели, которые представляют
комплекс взаимосвязанных мероприятий,
направленных на развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих
способностей школьников, навыков неформального общения учащихся и учителей в
составе разновозрастных творческих групп в ходе подготовки и проведения недели. Такая
работа не только способствует повышению квалификации учителя, но и требует от него
дополнительных усилий, проявления творчества при подготовке всех мероприятий в ходе
недели, что не всегда получается. Среди причин часто называется нехватка методической
литературы и сборников задач. Иногда просто не хватает идей, требуется совет,
первоначальный толчок, может быть даже образец.
В данной работе я представляю программу недели математики, проведенной в нашей
школе в прошлом учебном году. В приложении включены методические разработки
конкретных мероприятий недели.
Цель моей работы: показать пример использования местного материала для проведения
математической недели в сельской школе.
Данная работа безусловно будет полезна учителям школ.
Представленные материалы помогут педагогам в организации предметных недель, а
также будут способствовать активизации внеклассной работы по математике в сельской
агропрофилированной школе.
Методическая
работа
–
это
основной
вид
образовательной
деятельности,
представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения
методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на
уроках и во внеклассной работе, поиска новыx, наиболее рациональных и эффективных,
форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. А
методическое
объединение
является
основным
структурным
подразделением
методической, опытно – экспериментальной и внеклассной работы по предмету. Потому
предметные недели занимают особое место в работе методического объединения. Они
обладают большим эмоциональным воздействием на обучающихся и вводятся в учебно –
воспитательный процесс школы с целью повышения познавательного интереса школьников
к предмету и как воспитывающий аспект образования.
Для методического объединения учителей математики нашей школы организация и
проведение предметных недель является приоритетным направлением деятельности,
поэтому стало традицией ежегодное проведение тематических предметных недель.
Основная часть.
1.Неделя математики: «Моя любимая Антоновка»
Наша школа- агропрофилированная, является школой ЮНЕСКО, СОНОР-ЖИПТО. В
школе более 600 учащихся. У нас учатся дети республиканского спортивного интерната
и дети регионального приюта «Арчы», а лучшие учащиеся поступают в НТЛ г Нюрба.
В связи со сказанным в этом году в программе недели решили не включить школьную
олимпиаду.
В 2017 году исполнились 60 лет образования совхоза «Нюрбинский» и 140 лет
образования с Антоновка. Методическое объединение решило посвятить этим
знаменательным датам предметную неделю под названием: «Наша любимая
Антоновка».
С большой нагруженностью 9,11-х классов, в организации недели привлекли учащихся
с 5-го по 8-ые и учащихся 10-ых классов
Цели предметной недели:
1)
Повышение уровня математического развития обучающихся, расширение их
кругозора;
2)
Развитие у учащихся интереса к занятиям математикой;
3)
Углубление представления учащихся об использовании сведений по математике
в повседневной жизни;
4)
Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели,
чувства ответственности за свою работу перед коллективом;
5)
Воспитание патриотических чувств и любви к «малой Родине».
Задачи предметной недели:
-
Совершенствовать
профессиональное
мастерство
педагогов
в
процессе
подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных
мероприятий;
-
Вовлекать учащихся, в творческую деятельность.
Принципы отбора содержания
При отборе содержания предметной недели следует придерживались следующих
принципов :
-
Принцип массовости (работа организовано таким образом, что в творческую
деятельность вовлекается как можно больше обучающихся)
-
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания)
-
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, что-
бы привлечь внимания визуально и по содержанию соответствовали)
-
Принцип соревновательности (детям предоставляется возможность сравнивать
свои достижения с результатами учащихся из разных классов)
Формы организации деятельности учащихся
Исходя из выше указанных принципов, используется следующие формы организа-
ции деятельности учащихся :
-
Работа в группах по интересам (при подготовке стенгазет, при участии в играх,
соревнованиях.)
-
Индивидуальное участие (при решении задач занимательного характера)
Для подготовки недели за месяц был создан оргкомитет, в который входили все
учителя математики, информатики и группа учеников, проявляющих повышенный
интерес к математике. На заседании методического объединения обсуждены основные
требования к организации предметной недели. Среди них: привлечение всех учителей
математики и информатики, и, как можно большего количества учащихся классов к
участию в мероприятиях недели; разнообразие форм проводимых мероприятий, их
полезность; обязательное использование материалов по краеведению при подготовке
различных заданий, как к урокам, так и к внеклассным мероприятиям.
Учителя, стараясь максимально использовать творческий потенциал учащихся,
совместно с ними готовили материалы для проведения уроков, конкурсов, викторин.
При
этом
учитывалась
разная
математическая
подготовка,
возрастные
и
психологические особенности развития учеников. В двух 7-х классах были проведены
уроки, с опорой на краеведческий материал, в 10-х классах - внеклассное занятие
(экономическая игра). Были организованы викторины, конкурсы, игры, выставки.
Предметная неделя закончилась математическим вечером.
В течение недели работал информационный стенд, освещающий ход
недели
математики. По окончании на заседании методического объединения рассмотрен
вопрос о выполнении программы недели, ее анализ..
По итогам предметной недели в методическую копилку школы были сданы следующие
материалы: план проведения предметной недели, тексты заданий конкурсов с их
результатами, планы-конспекты открытых уроков и внеклассного мероприятия, лучшие
творческие задания учащихся.
Основные этапы подготовки и проведения предметной недели.
Подготовительный этап
1)
Работа с методической литературой
2)
Утверждение плана проведения предметной недели на заседании МО.
3)
Определение основных мероприятий, их форм, содержания.
4)
Распределение обязанности между учителями МО.
5)
Подготовка конкурсов:
Задач на тему: « Задачи про Антоновку» (5,6-ые классы)
Ребусов по теме: «Их имена надо знать!» (7 классы)
Кроссвордов по теме: «Улицы Антоновки» (8 классы)
Презентаций о жизни предприятий села.. (10-е классы)
Анаграммы (Никитина А.А.)
Узнай: Кто это?
6)
Распределение заданий по классам.
7)
Определение
формы
поощрения
участников
и
победителей
конкурсов,
соревнований.
Основной этап
1)
Оформление объявления о каждом этапе проведения предметной недели.
2)
Проведение уроков и внеклассного мероприятия, посвященных нашему
селу.
3)
Работа математических магазинов.
4)
Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.
5)
Проведение математического вечера.
6)
Подведение итогов предметной недели, награждение победителей.
7)
Анализ проделанной работы.
8)
Статья в школьной газете.
2. План проведения недели
День недели
Мероприятие
Место
Участники
Ответственные
Понедельник
4.12.2017
-День
открытых
уроков:
- Урок игра: «Памятные
места Антоновки»
-Урок-путешествие:
«Прогулка
по
улицам
Антоновки»
-Внеклассное
занятие:
«Бизнес-игра»
206
кабинет
106
кабинет
106
кабинет
7а класс
7б класс
7в класс
Обоева Н.И.
Александрова
М.Г.
Тимофеева О.Л.
Вторник
5.12.2017
Выставка
творческих
работ:
-«Задачи
проАнтоновку»
-«Математические
ребусы»
-мини газета: «Истории
наших улиц»
-презентация:
«Предприятии
нашего
села».
Читаль-
ный зал
5-6 классы
7 классы
8 класс
10 класс
Никитина А.А
Обоева Н.И
Обоева Н.И
Александр. М.Г
Тимофеева О.Л
Обоева Н.И
Тимофеева О.Л
Александр. М.Г
Четверг
7.12.2017
-Игра:«Матема-
тические магазины»
- Занимательные Задачи
- Кроссворды
- Ребусы
109 каб.
206 каб.
205 каб.
(5-11) классы
Тимоф-ва Н.М.
Обоева Н.И.
Иванов А.Г.
- Задачи
-Угадай: Кто?
-Анаграммы
105 каб.
106 каб.
104 каб.
Алексан. М.Г.
Тимофеева О.Л
Никитина А.А
Пятница
8.12.2017
Математический вечер
физзал
(5-11)классы
Все члены МО
3. Методические рекомендации по проведению предметной недели
« Моя любимая Антоновка»
ПОНЕДЕЛЬНИК
Урок сегодня необычный –
Ведь у нас юбилей.
О своем селе узнать желаешь?
Решай задачи ты скорей.
А математика поможет
Поближе свое село узнать.
Вперед! По улицам знакомым
Её вершины покорять!
В первый день недели на информационном стенде появилось объявление, в котором
говорилось об открытии недели, посвященной юбилеям нашего села, и информация о
конкурсах, играх, в которых можно принять участие.
Открытые уроки
Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает двумя
возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является
работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся.
Поддержать интерес,
активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью уроков-игр. Такие
уроки открывают неограниченные возможности для проявления активности учащихся,
создают уникальные условия для их личностного проявления. В день открытия
предметной недели в 2-х классах прошли игровые уроки, посвященные селу
Антоновка.
В 7-б классе проводился урок-игра «Действия с натуральными степенями» («Улицы
Антоновки»).
Цель урока: обобщение и систематизация материала по данной теме, установление
связи между теорией и практикой, воспитание патриотических чувств и любви к
родному селу.
Целесообразно было
проведение урока в форме беседы с элементами игры,
использование групповой и коллективной форм общения. В основе рассказа учителя
легли сведения из истории возникновения улиц села, их названий. Ответы на вопросы,
касающиеся названия урока учащиеся получают, выполняя задания по теме «Действия
с натуральными степенями». На уроке использованы дидактические материалы и
презентации. За работу на уроке поставлены оценки.
В 7-а классе проведен урок-игра на тему «Произведение одночлена на многочлен» с
названием «Памятные места села Антоновки».
Цель урока: актуализация и усвоение темы, воспитание патриотических чувств и
любви к родному селу.
Учащиеся
работали
в
группах.
Активность
учащихся
умело
поддержана
соревнованием
между
группами.
Выполняя
задания
дети
знакомились
с
замечательными
местами
села
Антоновка-
скверами.
Урок
сопровождался
презентацией. На рефлексии
дети отмечали содержательность , новизну урока,
оценивали свою и работу группы в целом.
Внеклассное занятие
В двух 10-х классах (выборочно: 2 команды, остальные-болельщики) проведено
внеклассное занятие «Бизнец-игра». Две команды-два банка состязались в финансовой
состоятельности своих банков. Игра содержательная: решая правильно задания
работники банка защищали банк от банкротства. Лучшие математики классов играли
роль членов совещательного совета. Игра удалась. Учащимся занятие понравилось. Все
отмечали практико-ориентированность игры.
ВТОРНИК
Кроссворды, ребусы, анаграммы…!
Придумать разные задачи
(Мы всю неделю составляем.)
О нашем селе сумели.
Мы обязательно узнаем.
Ребята к конкурсу успели!
В рамках предметной недели торжественно открывается
Выставка творческих работ учащихся:
На лучшую книжку-малышку: «Задачи про Антоновку» (5-6 классы)
Ребусов: «Про Антоновку» (7 классы)
Мини-газет: «История наших улиц» (8 «б», «в» классы)
Числовых кроссвордов: «Про Антоновку» (8 «а» класс)
Презентации: « Предприятия нашего села» (10-е классы)
Цель выставки: Привлечь внимание учащихся к творческим работам обучающихся,
показ образцов оформления творческих заданий, установление межпредметных связей
математики с краеведением, развитие взаимодействия и сотрудничества учащихся 5-11
классов. Даже самый слабый ученик с удовольствием будет принимать участие в
выполнении творческой работы, за которую можно получить только хорошую оценку.
Выставку посещают все желающие.
Творческие работы оценивает комиссия, состоящая из учителей, учащихся.
ЧЕТВЕРГ
«Математические магазины»
Цель: формирование математической культуры учащихся, развитие памяти, внимания
, сообразительности, расширение кругозора учащихся, стимулирование интереса к
предмету, воспитание самоорганизации.
В течение дня во время 3-х первых перемен для всех учащихся
работают
«Математические магазины». В играх-конкурсах участвуют все желающие. Выполняя
верно задания учащиеся получают фишки или сладкие призы. В магазинах дети
покупают задачи (задачи из жизни села, логические, анаграммы, ребусы, кроссворды,
отгадай: Кто это), по классам сидят учителя математики и школьники- ассистенты,
которые раздают условия конкурса. Учащиеся заняв место в классе, решают и сдают
на проверку. Учитель по готовому шаблону проверяет, если решение верное дает
фишку или конфету, ученик может продолжить конкурс в этом магазине, взяв другое
задание или может идти в другой кабинет-магазин. Так всего 6 кабинетов с названиями
конкурсов: «Занимательные задачи», «Кроссворды», «Ребусы», «Задачи», «Угадай
Кто?», «Анаграммы». Детям нравится этот вид конкурса.
ПЯТНИЦА
Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому
познанию предмета, развивающий их способности. Возникновение интереса к
математике у большинства учащихся зависит от того, насколько умело учитель
построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и
увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей
фантазии не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Всякая предметная неделя создает атмосферу праздника, поэтому заключительным
мероприятием недели является общешкольное мероприятие –
«Математический вечер».
Цель мероприятия: развитие интереса к математике, расширение математического
кругозора школьников, показ взаимосвязи математики с жизнью, формирование
навыков общения, развитие патриотических чувств и любви к «малой Родине»;
подведение
итогов
недели:
награждение
победителей
конкурсов,
поощрение
активистов, вручение номинаций.
Вечер состоит из трех частей: 1. Теоретическая, 2. Итоги недели, 3. Массовые игры,
дискотека. В теоретической части дети слушали выступление двух докладчиков на
темы: «Приемы быстрого счета» и «Математические фокусы». Во второй части
подводился итог недели – награждение. Победители, призеры определены по всем
конкурсам.
Вывод
Математическая неделя: «Моя любимая Антоновка» прошла очень интересно. Дети
активно участвовали во всех мероприятиях, проведенных в рамках недели. Об этом
свидетельствуют выступления учащихся на рефлексии уроков, внеклассного занятия,
активность посещения мероприятий (63% учащихся II-III ступеней).