Напоминание

"Использование приема технологии критического мышления (РКМЧП) на уроках русского языка."


Автор: Мошкарева Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Образовательный центр "Эврика"
Населённый пункт: город Муравленко
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование приема технологии критического мышления (РКМЧП) на уроках русского языка."
Раздел: начальное образование





Назад




Использование приема технологии критического мышления

(РКМЧП) на уроках русского языка.

Технология РКМЧП появилась в российском образовании сравнительно

недавно, в начале двухтысячных. Интерес к этой технологии был неслучаен.

Традиционное

российское

образование

построено

на

усвоении

на

усвоении

учащимися исключительно ЗУНов, в то время как РКМЧП позволяет научить

школьников

критически

воспринимать

информацию,

развивать

воображение,

творческие способности, а также применять знания в реальных ситуациях.

К

сожалению,

как

показывает

практика,

большинство

российских

школьников не умеют пользоваться усвоенными знаниями в жизни.

Технология

РКМЧП

построена так, что учащийся, получив новую

информацию

на

уроке,

сразу

же

моделирует

ситуации,

где

эти

знания

использовать.

Это

относится

к

урокам

литературы,

истории,

математики

в

большей мере.

На

уроках

же

русского

языка

в

рамках

технологии

РКМЧП

у

школьников

имеется

возможность

самостоятельно

добывать

информацию,

анализировать

ее

и

представлять

готовый

продукт

своей

мыслительной

деятельности на всеобщее обсуждение.

В ходе такой работы ребенок также имеет возможность развивать в себе

личностные

качества,

как,

например,:

самостоятельность,

ответственность,

умение работать в команде, развитие ораторских способностей, а также качества

лидера.

Подтвердим сказанное применительно к урокам русского языка. Занятие

в

рамках

этой

технологии

начинается

со

стадии

вызова.

Это

могут

быть

проблемные вопросы, сбор информации, неправильные утверждения, заполнение

таблицы, кластера.

Некоторые приемы, которые можно использовать на этой стадии:

1)

«Корзина

идей»

-

подходит

при

повторении

теории.

Например,

учащимся можно задать вопрос: «Что вы знаете о существительном?». Все

предложенные

ответы

складываются

в

визуально

представленную

корзину.

Затем, в качестве обобщения можно предложить школьникам оформить ответы в

виде кластера.

2)Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» - применяется в тех случаях,

когда

у учащихся уже имеются начальные знания по теме. Например, при

изучении раздела «Фразеология» школьникам можно задать вопрос: «Что вам

известно о фразеологизмах?» и дать задание заполнить своими сведениями по

теме

первый

столбик

таблицы.

Затем

идет

обсуждение

уже

известной

информации, попутно учащиеся также могут ответить на некоторые вопросы,

записанные во втором столбике. Далее предоставляется теоретический материал,

с помощью которого дети могут заполнить третий столбик таблицы.

3)»Неправильные утверждения» можно использовать при повторении

практически

любой

темы.

Например,

учащимся

дается

задание

исправить

ошибки в предложениях:

- Имя существительное – служебная часть речи, которая отвечает на

вопросы «Какой?», «Чей?».

- В предложении чаще всего является сказуемым.

- Обозначает лицо, признак предмета.

На стадии осмысления особое внимание заслуживает групповая работа.

В качестве командного задания может выступать составление алгоритма. При

изучении орфографии этот прием поможет обобщить знания по теме.

Например, при повторении «О – Е после шипящих» группам можно дать

задание

составить

алгоритм

этого

правила.

Далее

команды

предоставляют

результаты умственного труда, задача же учителя сводится к тому, чтобы выбрать

наиболее удачный алгоритм методом проб и ошибок.

Также группам можно предложить восстановить логические цепочки. В

качестве примера возьмем тему «Имя существительное».

«Часть речи – в предложении бывает- обозначает – самостоятельная –

определение-

изменяется-

сказуемое-

какой?

чей?

признак

предмета

отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма».

Как показывает практика, групповая работа во многом способствует

усилению

мотивации

работы

школьников,

а

также

возникновению

у

них

соревновательного духа, конкуренции, что вносит разнообразие в сам урок.

На заключительной стадии урока, ее еще называют рефлексией, можно

использовать такие приемы, как «Синквейн», «Самоанализ».

Синквейн представляет собой стихотворение, состоящее из пяти строк.

Этот прием позволяет учащимся не только обобщать знания по теме, но и

развить свои творческие способности. Синквейн составляется по следующим

правилам:

Первая строка – одно слово, обычно это тема.

Вторая – описание темы в двух словах (два прилагательных)

Третья – описание действия в рамках этой темы (три глагола)

Четвертая – фаза, показывающая отношение к теме (4 слова)

Пятая – синоним темы в одном слове.

Теперь составим синквейн по теме «Фразеологизмы».

Фразеологизмы

Крылатые, яркие

Уточняют, развивают, открывают

Обогащают словарный запас человека

Выражения.

Как

показывает

практика,

даже

школьники

старшего

возраста

с

удовольствием выполняют данное задание, оно вызывает повышенный интерес

как у школьников младшего возраста, так и у старшеклассников.

Также на стадии рефлексии можно использовать прием «Самоанализ»,

который позволяет оценить свои успехи. Вопросы к самоанализу могут быть

следующие:

- На этом уроке я повторил…

- Что я узнал нового…

- Я понял, что…

- Мне бы хотелось…

Этот прием помогает учащимся вернуться к началу урока и осмыслить

пройденное занятие в целом. Также этот вид задания помогает учителю

понять,

насколько

школьники

усвоили

тему,

был

ли

урок

для

них

продуктивным.

Таким

образом,

некоторые

перечисленные

мною

приемы

позволяют

не

только внести разнообразие в сам урок русского языка, а также в некотором

плане развивать у учащихся личностные качества.



В раздел образования